Парламентские выборы в Турции: партийный список Партии справедливости и развития

21 сентября текущего года в Анкаре состоялась церемония представления кандидатов в депутаты Великого национального собрания  Турции (Меджлисе) от Партии справедливости и развития (ПСР).

Основной особенностью стартовавшей предвыборной кампании является то, что она пройдёт в режиме «блиц» — до выборов, намеченных на 1 ноября, остаётся чуть более пяти недель. Выборы пройдут на фоне внутриполитического кризиса, спада национальной экономики, наплыва беженцев из Сирии и эскалации терроризма в стране, после свернутого процесса мирного урегулирования с Рабочей партией Курдистана (РПК).

Очевидно, что Партии справедливости и развития нужна «одна победа». В том, что за ценой ПСР «не постоит», уже пришлось убедиться за те неполные четыре месяца, которые прошли с момента предыдущих парламентских выборов. Напомним, что монопольное положение партии в турецком парламенте после 7 июня было прервано, а к формированию коалиционного правительства ни ПСР, ни оппозиционные партии, каждые по своим мотивам, не были готовы .

Большинство политических обозревателей в Турции сходятся во мнении, что непростая ситуация в стране к настоящему моменту не только не улучшила, а даже ухудшила позицию ПСР в глазах избирателей.

При этом партия с упорством, достойным лучшего применения, продолжает обыгрывать логическую цепочку предыдущей кампании «доминирование ПСР в Меджлисе – однопартийное правительство – новая (президентская) Конституция – политическая стабильность – экономическая стабильность и процветание страны». ПСР, по-прежнему, позиционирует себя в качестве главной несущей конструкции турецкой политики. Это справедливо, но к осени 2015 года – лишь отчасти, с учётом укрепившейся роли оппозиции и, прежде всего, после вхождения прокудрской Партии демократии народов (ПДН) в клуб лидирующих политических движений страны.

Каким образом ПСР, ведомая своим неформальным лидером, президентом страны Р.Т.Эрдоганом, планирует в режиме «блиц» изменить ситуацию, остается неясным. Обозреватель оппозиционной газеты «Хюрриет», недавно подвергшейся атаке со стороны, назовём их так, «традиционалистов», охарактеризовал стратегию ПСР, как «ожидать других результатов, делая всё то же самое». От себя добавим, что делая всё то же самое, но без прежнего задора и рвения. Во всяком случае пока.

Президент Реджеп Тайип Эрдоган совершит поездку в Москву, формально приуроченную к открытию Соборной мечети. Понятно, что это — лишь повод. В российско-турецких отношениях за период внутриполитической неопределённости в Турции накопилось достаточно вопросов для обсуждения первыми лицами — от гражданской войны в Сирии, до замороженного проекта строительства газопровода «Турецкий поток». Реально ли по указанным вопросам достичь обязывающих договорённостей до итогов выборов 1 ноября? С турецкой стороны, определённо, нет.

Премьер-министр Ахмет Давутоглу, переизбранный на пост главы ПСР 12 сентября на безальтернативной основе, пробудет в Нью-Йорке в период с 25 сентября по 1 октября на юбилейной Генеральной Асамблее ООН.

Как официально заявлено, в связи отсутствием высшего руководства страны, обнародование программы Партии справедливости и развития, которая напомним, находится в непростой ситуации, ожидается не ранее первой недели октября. Такая «неразворотливость» смотрится довольно необычно, с учётом того, что с момента оглашения итогов выборов 7 июня Р.Т.Эрдоган только и говорил, что о перевыборах. Следовательно, новую программу можно было начинать готовить загодя, уже с 8-го июня.

Пока чем можно оперировать объективно – новым списком кандидатов в депутаты от ПСР. Вполне прогнозируемо он претерпел существенные изменения — приблизительно на 40%. Если рассматривать только восточные и юго-восточные провинции страны, где кандидаты ПСР потерпели поражение «в одни ворота» от ПДН, там заменено почти 70% списочного состава.

Отметим, что перевыборы позволили вернуть в парламентскую борьбу партийных ветеранов-тяжеловесов, таких как Али Бабаджан, Бешир Аталай и Танер Йылмаз, исчерпавших предусмотренные уставом ПСР три каденции подряд в Меджлисе и поэтому не принявших участие в выборах 7 июня. Перевыборы позволили выставить их «счётчик» снова на «ноль» и заявить на выборы 1 ноября. От округа Анкара-2 ПСР заявлен бывший депутат Партии националистического движения (ПНД) и старший сын её основателя, Алпарслана Тюркеша, Йылдырым Тюркеш, занимающий ныне пост помощника премьер-министра во временном правительстве.

С другой стороны ни экс-президент Абдулла Гюль ни его близкие сторонники, включая Бюлента Арынча, в список не попали. Последний, в частности, посетовал, что раньше в партии был дух коллективизма, сейчас же остался один центр принятия решений.

Позволит ли замена одних кандидатов другими, при сохранении установки на «игру», улучшить результат на выборах? Расколет ли ПНД уход Йылдырыма Тюркеша в ПСР? На оба вопроса позволим себе утверждать, что нет.

Можно ли рассчитывать на то, что партии-конкуренты потратили все свои финансовые ресурсы на выборы 7 июня, а следовательно «просядут» из-за командировочных и суточных? Тоже вряд ли. Спонсорскую помощь ещё никто не отменял. Не будем забывать также и про имеющиеся в распоряжении оппозиции, к примеру у Народно-республиканской партии (НРП), экономические активы. Да и не потребуются сверхбольшие ресурсы оппозиционерам для новых выборов. Им всего лишь надо не ухудшить свой результат. Поэтому они и могут себе позволить оставить свои списки кандидатов практически неизменными, как, впрочем, и партийные программы. Разумеется, с поправкой «на ветер»: на обвинительную риторику в адрес ПСР из-за политической и экономической нестабильности в стране последних месяцев.

Конечно, для окончательных выводов в отношении стратегии ПСР дождёмся публикации новой предвыборной программы. Однако, уже на этом этапе можно сказать, что набор политтехнологических инструментов в распоряжении ПСР достаточно ограничен и он уже весь пущен в ход: сплочение перед лицом внешних и внутренних врагов и угроз, доминирование в Меджлисе и однопартийное правительство, как гарантии преодоления политической и экономической турбулентности, а также демонизация РПК и ПДН вкупе с её лидерами.

Реальность же может быть выражена одним постулатом: закрепление курдов в Меджлисе ознаменует конец монопольному правлению ПСР! Следовательно, на первый план выходит поиск путей их исключения из политической борьбы. Пока рецепт не найден, но выразим уверенность, что настойчивые поиски будут продолжены вплоть до даты голосования.

52.23MB | MySQL:103 | 0,546sec