Ситуация в Ливии август 2015 г.

В августе в Ливии продолжилось вооруженное противостояние среди трех основных действующих лиц бушующего в этой стране конфликта — армией сидящего в Тобруке международно признанного правительства и парламента, вооруженными формированиями исламистского «правительства», созданного альянсом «Рассвет Ливии» в Триполи, и отрядами «Исламского государства» (ИГ).

1 августа стало известно, что в результате атаки боевиков ИГ на армейский блок-пост на автодороге между городами Адждабия и Тобрук на востоке Ливии погибли 5 солдат, 18 пропали без вести. По данным лояльного Тобруку информационного агентства ЛАНА, атакованный блок-пост находился в 170 км от штаб-квартиры правительства в Тобруке.

В тот же день поступили сообщения из Брюсселя о том, что представители конфликтовавших в районе города Убари на юге Ливии народностей тубу и туарегов подписали совместное заявление. Хотя в документе речь шла не о прекращении огня, а о прямом диалоге между двумя общинами, он был расценен как шаг на пути к примирению между ними. До этого в ходе девятимесячного конфликта с двух сторон погибли сотни людей.

10 августа 9 человек погибли, десятки получили ранения в результате подрыва заминированной автомашины в городе Дерна на востоке Ливии. Взрывное устройство привел в действие смертник.

Ответственность за этот теракт взяло на себя ИГ. Согласно коммюнике, подписанном «Провинция Барка ИГ», теракт совершил суданец с боевым псевдонимом Абу Джаафар ас-Судани.

В июле ИГ сообщило, что его формирования выбиты из г.Дерна. Тогда же оно пообещаало вновь вернуться в этот город, всегда считавшийся оплотом исламистов.

14 августа стало известно, что в ходе боев за город Сирт между ИГ и формированиями местных жителей за 4 предыдущих дня погибли несколько десятков человек.

Двумя днями ранее «правительство» в Триполи объявило о начале «операции по освобождению Сирта», захваченного ранее боевиками ИГ. В ней предполагалось задействовать «молодежь Сирта» и авиацию.

Со своей стороны правительство в Тобруке обвинило мировое сообщество в двойном подходе в том, что касается борьбы с ИГ. «Оно борется с ИГ в Сирии и Ираке и закрывает глаза на его присутствие в Ливии», — констатировалось в правительственном коммюнике.

15 августа информационное агентство ЛАНА соообщило, что боевики ИГ обезглавили и распяли на кресттах 12 бойцов, сражавшихся против них в городе Сирт. Там же джихадисты захватили больницу, где расправились с 22 ранеными бойцами. Затем они подожгли это медучреждение. К тому дню, по данным посла Ливии в Париже, в боях за Сирт погибли до 200 человек.

15 августа ливийская мусульманская структура Даар аль-Ифтаа, имеющая полномочия издавать фетвы (религиозные предписания), призвала всех ливийцев мобилизоваться против ИГ. «Все ливийцы, способные носить оружие, должны мобилизоваться на борьбу с этой раковой опухолью, которая пытается разрушить нашу мусульманскую нацию», — говорилось в коммюнике этой инстанции.

16 августа правительство Ливии в Тобруке вновь призвало арабские страны помочь ему в борьбе против ИГ путем нанесения авиаударов по позицияям джихадистов в Сирте. В правительственном коммюнике оно призналось в «неспососбности противостоять ИГ из-за эмбарго на поставки оружия», действующего еще с 2011 года. К этому времени восставшие против ИГ жители Сирта, не получив значительной помощи от двух правительств, были вынуждены покинуть город.

18 августа Лига арабских государств (ЛАГ) призвала срочно разработать единую арабскую стратегию с тем, чтобы оказать военную помощь правительству Ливии в борьбе против ИГ. При этом в коммюнике ЛАГ не упоминалась возможность воздушных ударов по позициям джихадистов, на чем настаивал Тобрук.

Ранее сообщалось, что за последние два года самолеты ВВС Египта и ОАЭ наносили ограниченные по масштабу авиаудары по позициям ИГ и других джихадистских формирований в Ливии.

4 августа правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» потребовала начать расследование после появления в социальных сетях видеозаписи со сценами пыток одного из сыновей Муаммара Каддафи — Саади, находящегося в одной из тюрем в Триполи. Как отмечалось в заявлении правозащитников, «ливийские власти, под контролем которых находится тюрьма Аль-Хадба в Триполи, должны немедленно начать расследование в связи с плохими условиями содержания узников, в том числе Саади Каддафи». Они также потребовали немедленно отстранить от работы тех «охранников (тюрьмы-авт.) и других лиц, которые могли быть причастны к пыткам», а также выразили «серьезную озабоченность» относительно используемых в ливийских тюрьмах методов допросов.

На распространенном неизвестными в сети Clearnews 9-минутном видеоролике показаны сцены допроса Саади, в ходе которого он подвергался оскорблениям и побоям. Тюремщики, некоторые из них были в военной форме, затем надели на глаза пленника повязку, повалили на спину на пол, и начали избивать его ногами.

Находящееся в Триполи бюро генерального прокурора Ливии сообщило в своем микроблоге в Фейсбуке, что начало расследование того, как появилась эта запись.

Со времени экстрадиции из Нигера в марте 2014 года Саади Каддафи преследуется по обвинению в причастности к подавлению выступлений ливийцев в 2011 году, а также к убийству в 2005 году бывшего тренера футбольной команды «Аль-Иттихад».

С.Каддафи, а также ряд других деятелей прежнего режима содержатся в хорошо охраняемой тюрьме Аль-Хадба в нескольких километрах от центра ливийской столицы. Со времени ее открытия сразу после «революции» 2011 года тюрьма находится под контролем сил бывшего заместителя министра обороны, бывшего джихадиста Халеда аш-Шерифа. Его силы вошли в исламистский альянс «Рассвет Ливии», который контролирует Триполи. Эта коалиция захватила столицу летом 2014 года после того, как исламисты проиграли на парламентских выборах, и учредила собственные структуры власти, в то время как международно признанные правительство и парламент перебрались в Тобрук.

Видео со сценами пыток С.Каддафи появилось несколько дней спустя после того, как были приговорены к смерти его брат Сейф аль-Ислам Каддафи, а также 8 других близких сподвижников последнего премьер-министра прежнего режима Багдади аль-Махмуди, включая бывшего главу спецслужб Абдаллу Сенусси.

10 августа министр юстиции параллельного «правительства» Ливии Мустафа аль-Кулайб посетил тюрьму Аль-Хадба с тем, чтобы лично встретиться с заключенными, в том числе с С.Каддафи и Багдади аль-Махмуди. После этих встреч он утверждал, что «ситуация в тюрьме совсем не такая, как ее описали», признав при этом, что «изолированные инциденты» «плохого обращения» имели место. Понятно, что вряд ли стоит верить «министру» — признать факты пыток было не в его интересах. Да и узники явно понимали, что с ними будет в случае, если они попытаются сказать правду.

В августе продолжилась нескончаемая драма с незаконными иммигрантами, которые от берегов Ливии пытаются попасть в Европу. 5 августа Береговая охрана Италии сообщила, что свыше 200 человек первоначально считались пропавшими без вести после того, как у берегов Ливии близ города Зуара затонуло перегруженное рыболовецкое судно, на котором они находились. В ходе спасательной операции с участием 7 судов, а также вертолетов, удалось спасти около 400 человек, а также обнаружить 25 трупов. Всего на затонувшем судне находились свыше 600 человек.

По данным Международной организации по делам мигрантов (OIM), по состоянию на начало августа в 2015 году в Средиземном море утонули свыше 2 тысяч незаконных иммигрантов.

В августе продолжилась нескончаемая череда переговоров о мире между представителями Триполи и Тобрука, цель которых — формирование правительства национального единства. 11 августа очередной раунд переговоров между ними начался в Женеве при содействии эмиссара ООН в Ливии Бернардино Леона.

Стоит напомнить, что 11 июля, после нескольких месяцев переговоров, проходивших под эгидой ООН, некоторые стороны конфликта парафировали в Марокко соглашение «о мире и примирении». Однако это было сделано в отсутствие представителей находящегося в Триполи непризнанного парламента — Всеобщего национального конгресса (ВНК). Его представители отказались парафировать проект соглашения, поскольку, как они утверждали, в нем не были учтены их предложения. Кроме того, они были категорически против того, чтобы генерал Халифа Хафтар (он с марта командует вооруженными силами правительства в Тобруке) возглавлял ливийскую армию.

«Даже если некоторые стороны имеют оговорки по тому, что уже сделано, необходимо продолжать процесс и урегулировать путем диалога спорные вопросы», — заявил в этой связи Б.Леон.

12 августа стало очевидным, что очередной раунд межливийских переговоров в Женеве завершился без каких-либо прорывных решений. Как утверждалось в коммюнике Миссии ООН в Ливии (Manul) по итогам переговоров в Женеве, «стороны подчеркнули их решимость завершить диалог как можно быстрее, за три ближайших недели».

Как заявил вице-спикер международно признанного парламента Мухаммад Шуэйб, в ходе переговоров осталось пройти «последние километры». По его словам, следующий раунд переговоров может стартовать через неделю в Марокко. «Я полагаю, что умеренная фракция ВНК понимает: речь идет о возможности, которую нельзя упустить», — сказал он.

Уже 26 августа в выступлении в Совете Безопасности ООН Б.Леон заявил, что он «все больше и больше уверен в успехе межливийских переговоров». Он призвал их участников сделать «последние усилия» с тем, чтобы прийти к соглашению относительно формирования правительства национального единства. По его оценке, все оговорки, сделанные делегацией ВНК, возможно учесть в дополнениях к соглашению от 11 июля. «Послание к ливийским руководителям очевидно: не может быть другого решения, кроме единой и коллективной акции, если ливийцы хотят избежать повторения катастрофического расширения контролируемых территорий, произведенного ИГ в Сирии и Ираке», — предупредил он.

Б.Леон общался с членами СБ ООН в режиме видеоконференции из Парижа.

Уже 28 августа, после двух дней межливийских переговоров, проходивших в марокканском Схирате, Manul объявила, что следующий раунд диалога, призванного привести к заключению соглашения, которое бы прекратило внутриливийский конфликт, пройдет 3 — 4 сентября в Женеве. Она указала на «чрезвычайную срочность» политического урегулирования конфликта, отметив  настоятельную необходимость участия в следующем раунде переговоров делегации ВНК, которая отсутствовала в Схирате. На прошедшем там раунде переговоров, по оценке ООН, была «конструктивная и позитивная атмосфера», однако там присутствовали только делегация парламента в Тобруке и представители гражданского общества.

Б.Леон объяснил отсутствие делегации ВНК в Схирате тем, что из ее состава были удалены два участника, и в этой связи потребовалось время для «ее восстановления».

Согласно эмиссару ООН, на переговорах в Женеве предстояло определить имена будущих министров, которые войдут в состав правительства национального единства. Его формирование предполагается как первый шаг на пути выхода страны из кризиса.

В Схирате в течение двух дней стороны внутриливийского конфликта пытались согласовать тексты нескольких дополнений к проекту соглашения о мирном урегулировании конфликта.

12 августа неожиданно подал в отставку премьер-министр международно признанного правительства Ливии Абдалла ат-Тани. Он сделал это в ходе  телевизионного интервью, проводившегося в прямом эфире. Как сообщило информационное агентство ЛАНА, официальное прошение об отставке будет представлено парламенту через пять дней.

В ходе телеинтервью премьер попал под огонь критики телезрителей за то, что возглавляемое им правительство оказалось неспособно обеспечить на контролируемых территориях базовые услуги, и в частности, бесперебойность электроснабжения, а также безопасность. Раздавались также обвинения в коррумпированности его министров. «Если моя отставка видится вам решением проблем, я объявляю ее немедленно», — сказал он.

В мае премьер избежал в Тобруке покушения на его жизнь.

В целом, чтобы избежать превращения Ливии в новый оплот ИГ, причем находящийся в «подбрюшье» Европы, мировому сообществу, как представляется, нужно как можно скорее решить несколько задач. Во-первых, необходимо разобраться, а нужно ли в принципе примирение между Тобруком и Триполи. Ведь если это случится, в итоге неизбежно встанет вопрос о снятии оружейного эмбарго, а значит, исламисты — а именно они правят бал в Триполи — получат возможность вооружаться за  счет новых поставок. Во-вторых, в любом случае надо поддержать инициативу Египта по созданию межарабских сил, которые могли бы прийти на помошь Тобруку. В-третьих, в условиях сложившегося статус-кво на севере Ливии необходимо подумать о возможности расширения зоны операций создаваемых в Сахеле региональных сил быстрого реагирования, а также присутствующего в регионе французского контингента «Бархан» на южные районы Ливии с соответствующими мерами международной поддержки этих сил.

52.22MB | MySQL:103 | 0,514sec