Об ошибках Турции на сирийском направлении

Военная операция России в Сирии, безусловно, самым негативным образом сказывается на развитии стратегии и тактики Турции на сирийском направлении. Если для США это, прежде всего, вызов их доминирующей роли в мире, то для Анкары все более прозаично и приземленно. Достигнутые месяц назад американо-турецкие договоренности об аренде ВВС США базы Инджирлик дались Анкаре нелегко. Турецкому президенту Р.Т.Эрдогану надо было серьезно наступить на горло своей песне для того, чтобы войти в какие-то конструктивные переговоры с американцами. Но у него не было выхода: ситуация перед парламентскими выборами складывалась так, что промедление в вопросах сирийского кризиса, было чревато утерей стратегической инициативы. Всю весну и лето Анкара совместно с Эр-Риядом и Дохой утрясали контуры компромисса и разделения «зон ответственности» действий подконтрольных им группировок. Речь шла, собственно, об организации генерального наступления на Дамаск и завершения эпохи правления Б.Асада. Ради такой перспективы Саудовская Аравия даже пошла на согласие с требованием Катара и Турции «о признании права «Братьев-мусульман» на будущее участие в политической жизни Сирии». Все эти планы сначала привели к взятию просаудовскими группами Идлиба, а прокатрскими и протурецкими (в том числе и ИГ) выходу на оперативные позиции в северном Алеппо. В этот момент (конец лета) курдское ополчение начало наступление на Ракку, что вынудило турок и катарцев резко менять тактику, что наложилось на неудачу партии Р.Т.Эрдогана на парламентских выборах. В частности, она предусматривала начало военных операций против Рабочей партии Курдистана (РПК). Таким образом, планировалось поднять волну национализма в турецком обществе и понизить результат прокурдской Партии демократии народов (ПНД) С.Демирташа на предстоящих парламентских перевыборах. Одновременно на «турецкий фронт» оттягивались боевики РПК, которые играют одну из главных ролей в активности курдов в Сирии. Единственно, что не просчитал Р.Т.Эрдоган, так это ожесточенности сопротивления курдов, в результате чего о маленькой победоносной войне пришлось забыть. Это была первая ошибка турецкого президента.

Вторая ошибка Р.Т.Эрдогана заключается в том, что он решил, что после «комплимента» США в виде аренды базы ВВС Инджирлик они пойдут на просьбу Анкары о помощи в рамках создания т.н. «буферной зоны» на границе с Сирией, а в перспективе — и на создание «бесполетной зоны». Первое — худо или бедно состоялось де-факто, но не де-юре, чего, собственно, желали в Анкаре. Правда, за это Вашингтон взял с Турции обязательство не распространять зону своих «буферных зон» на курдские районы Сирии. А вот с «бесполетной зоной» вышел прокол — Вашингтон вновь отказался помогать реализовывать эту идею, сославшись «на логистические трудности». В качестве «пряника» Вашингтон слишком уж озаботился темой нарушения турецкого воздушного пространства самолетами ВКС РФ, заняв при этом даже более обвинительную позицию нежели сама Анкара. Но большого удовлетворения от этого Р.Т.Эрдоган, видимо, не получил. Он рассчитывал на какие-то реальные шаги Вашингтона. Теперь американцы, увлеченные своей пропагандистской войной с Россией, готовятся совершать реальные действия. И, прежде всего, поддержать курдское ополчение в  наступлении на «столицу» ИГ в Сирии — Ракку. Такой сценарий для Р.Т.Эрдогана смерти подобен. Вся его комбинация совместно с Катаром предпринималась для того, чтобы обеспечить через создание «буферной зоны» каналы материально-технической помощи ИГ и протурецким группам в Сирии. Взятие Ракки как главного пункта контрабанды ИГ иракской нефти в  никоим образом в такую схему не входит. Более того, падение Ракки ее нивелирует фактически полностью. Кстати, после теракта в Суруше в курдском лагере, вину за который турки возложили на ИГ, ВВС Турции позиций сторонников ИГ вообще не бомбили, а сосредоточились на отрядах РПК, что, собственно, и подтверждает ранее высказанные нами тезисы. Как и то, что ИГ никак не прореагировало на начало «кампании возмездия» против него со стороны Турции. Более того, именно при содействии турок отряды «Джабгат ан-нусры» вышли за пределы «буферной зоны», а на их место пришли негласно сторонники ИГ. И самолеты США по просьбе Анкары их в процессе этих перемещений не бомбили.

Третья ошибка Р.Т.Эрдогана заключается в том, что он поверил кампании дезинформации и всерьез уверовал в то, что Москва собирается сдавать Б.Асада. Из этого убеждения последовали все остальные просчеты Анкары. В том числе и союз с Катаром, который сложился и оформился на основе, прежде всего, единства целей на сирийском и ливийском направлениях. Если Ракка будет взята, позиции прокатарского ИГ в Сирии, а затем очень скоро и в Ираке, резко ослабнут. Турция самонадеянно отказалась от проекта  подготовки сил «новой сирийской оппозиции» совместно с США еще полгода назад, фактически заблокировав ее и начав программу самостоятельной подготовки на катарские деньги. Теперь Анкаре придется начинать все снова, поскольку просто нечего предъявить миру в качестве альтернативы Б.Асаду. И с этой целью Р.Т.Эрдоган был вынужден начатьпереговоры с ЕС. Официальная цель его визита — заручиться поддержкой европейцев по вопросу минимизации негативных итогов миграционного кризиса, который захлестнул Европу. Этот кризис турецкий президент сам и спровоцировал, стараясь тем самым снизить недовольство своих потенциальных избирателей по вопросу присутствия огромного количества сирийких и других беженцев на территории страны. Шантаж Брюсселя таким нецивилизованным образом удался, и ЕС согласился финансировать создание новых лагерей сирийских и других беженцев на территории Турции. В обмен Анкара согласилось принимать обратно перехваченные пограничниками в Европе транспорты с беженцами. Но вот приток последних, как раз сейчас, чудесным образом будет иссякать. Кстати, Брюссель, сам того не желая, таким шагом начнет фактически финансировать подготовку новых рекрутов для исламистских структур, в первую очередь. А лагеря беженцев — это самая оптимальная площадка для набора новых «добровольцев». Но какая-то активизация Анкары на этом направлении произойдет только при «удовлетворительных» для Партии справедливости и развития  результатов парламентских выборов 1 ноября.

52.34MB | MySQL:103 | 0,433sec