Что обеспечило победу ПСР на парламентских выборах в Турции

Победа на прошедших парламентских выборах позволяет турецкому президенту Р.Т.Эрдогану несколько перевести дух. Последние месяцы над ним явно сгущались тучи, а опросы населения до последнего уверенно свидетельствовали о том, что Партия справедливости и развития (ПСР) явно не дотягивает до ликвидации необходимого дефицита 18 депутатских мандатов. Удивительная метаморфоза и результат в 49 процентов голосов свидетельствует либо о коренном переломе в сознании турецких избирателей, либо о низкой явке в оппозиционных ПСР районах, либо об элементарных фальсификациях. По крайней мере, еще за два дня до выборов практически все американские аналитические агентства, которые специализируется на этой теме, уверенно предсказывали не вполне приемлемые для Р.Т.Эрдогана результаты. Про фальсификации наверняка утверждать не приходится. А вот, что касается закулисных переговоров ПСР и достижения ею серьезных компромиссов с рядом политических влиятельных сил, можно говорить совершенно уверенно. После отказа от формирования коалиционного правительства ПСР по инициативе Р.Т.Эрдогана начала не вполне внятную политику, которая в конечном счете привела к тому, что Анкара рассорилась фактически со всеми серьезными международными игроками, начиная от США и ЕС, и заканчивая Россией. Развязывая войну против курдов и провоцируя отток мигрантов из страны в ЕС, турецкий президент сознательно шел на обострение, играя, прежде всего, на внутреннего потребителя, пытаясь поднять свой рейтинг. Но все эти действия без кулуарных переговоров о тайном компромиссе с внутритурецкими  политическими тяжеловесами вряд ли бы достигли своего результата.
ПСР имеет свой устойчивый электорат примерно в 40 процентов избирателей. Улучшить результат ей помог отток голосов от националистов , которые потеряли по сравнению с прошлыми выборами 4 процента, а прокурдская партия — Партия демократии народов (ПДН) во главе с С.Демирташем потеряла три с лишним процента. Это, собственно, и обеспечило перевес в пользу ПСР. Что касается националистов, то у ПСР с ними, как минимум, со времен предпоследних выборов существуют свои особенные контакты. По крайней мере, недавние выборы спикера парламента это воочию продемонстрировали. Националисты просто «подарили» ПСР этот пост. Что-то в этом роде мы наблюдаем и сейчас. При условии ярой антикурдской пропаганды и «патриотического подъема» населения, о котором без устали говорят в ПСР, дополнительные голоса получить должны были как раз националисты. Что же касается ПДН, то здесь вопрос еще более интересный. Власти предпринимали перед выборами самые разнообразные маневры для того, чтобы максимально отобрать голоса у партии С.Демирташа. С этой целью под предлогом антитеррористической кампании даже была предпринята попытка перенести участки голосования из «курдских районов». Когда это не вышло, в ход вступили способы тайной дипломатии, которую осуществлял глава разведслужбы МИТ Х.Фидан. Именно он вел все последнее время секретные переговоры с рядом курдских кланов Турции (например, букас) об условиях отказа от поддержки ПНД и голосования за ПСР. Совершенно точно, что, как минимум, в одном городе Шарныуфра так и произошло. Как представляется, одним городом дело не ограничилось. Работали и с исламистским сегментом курдского сообщества. В частности, договоренности о компромиссе были достигнуты с исламистской курдской партией Худа Пар. Собственно, вот такими маневрами и обеспечивался успех на выборах. При очень активном задействовании административного ресурса и подпольной дипломатии. Естественно, все это делалась не бескорыстно и до самого последнего времени ясной перспективы успеха не было. Теракт на митинге пацифистов тому косвенное подтверждение. Устраивать такой резонансный теракт «Исламскому государству» (ИГ) (а сейчас турецкие следователи обвиняют именно эту организацию), в общем-то, нет никакого смысла. Это чисто внутреннее дело Турции, которое сторонников ИГ ни с какой стороны вроде бы не затрагивает. Те же турецкие аналитики утверждали, что основная цель этого теракта — сорвать предстоящие выборы. А зачем ИГ их срывать? Только в том случае, если правящую партию их результаты не устраивают. Эта схема работает только в том случае, если мы допускаем, что турецкие власти и ИГ работают в контакте. Но так оно и есть: здесь и контрабанда нефти, и использование турецкой территории в качестве тыловой базы, и т.п. И что интересно — и в первом, и во втором случае резонансных терактов в Турции ИГ на себя ответственность публично не приняла, хотя охотно делает это и по более мелким поводам.
Но одно дело победить, а другое развить этот успех. Пока мы не будем касаться чисто экономической ситуации в Турции. Констатируем лишь только одно — экономика находится в стагнации. Внешнеполитическая ситуация также не внушает большого оптимизма. Пока не видно серьезной стратегии Анкары на пути сирийского урегулирования. Американские эксперты предсказывают дрейф Турции в сторону прагматичной, компромиссной позиции по вопросу диалога с Дамаском и организации «переходного периода». Мы рискнем предположить, что американцы снова ошиблись с психологическим портретом турецкого президента. Р.Т.Эрдоган — это импульсивный политик, который отличается двумя чертами: он не любит, когда его мнение и рекомендации игнорируются; личные амбиции и симпатии часто мешают ему проводить гибкую политику. Его конфликт лично с президентом Сирии Б.Асадом зашел в такую стадию, когда за стол переговоров он с ним не сядет. При этом «переходный период» Анкара будет, несомненно, отстаивать. Исключительно с одной единственной целью: заморозить ситуацию для того, чтобы дать перевести дух лояльным себе отрядам и лишить Россию возможности наносить свои воздушные удары. При этом тяжелой проблемой для Анкары остается перспектива образования курдской автономии у себя на границе. Вашингтон будет продолжать  оказывать  поддержку сирийским курдам как минимум до того момента, как будет взята Ракка. Мигранты тоже никуда не денутся, они будут продолжать служить раздражающим фактором не только собственно для турецкого населения, но и для Европы. И все эти проблемы Р.Т.Эрдогану придется решать. И пока создается впечатление, что ясных рецептов решения этих проблем у него пока нет.

52.28MB | MySQL:106 | 0,634sec