Политические репрессии в Исламской Республике Иран 2009 -2014 гг

Второй срок правления президента ИРИ М.Ахмадинежада привел к усилению политических репрессий. С новым витком политического насилия иранское общество столкнулось в 2009-м году во время протестов против фальсификации результатов (по мнению протестующих) президентских выборов. Несмотря на агрессивность протестующих, применение боевого оружия для сдерживания толпы при всех условиях, сложно назвать адекватной мерой реагирования. При этом руководство полиции Тегерана в лице А.Радана было уверено в своей безнаказанности: Верховный лидер Ирана А.Хаменеи во время пятничной проповеди объявил, что демонстранты сами виновны в большом количестве жертв.

В 2011 году сотрудниками Сил охраны порядка (ниру-е-энтезами) были арестованы кандидаты в президенты на выборах 2009 года Мир Хусейн Мусави и Мехди Карруби, а также   известный общественный деятель Захра Рахнавард (жена М.Х.Мусави) и Фатима Карруби (жена М.Карруби). Все они были помещены под домашний арест, при том, что им до сих пор не предъявлено обвинение.

Проводились мероприятия по усилению контроля над информационной сферой, были созданы новые подразделения полиции по контролю информационного пространства – ФАТА и прочие.  Надо отметить, что обычно, при проведении арестов и судебных процессов зачастую допускались и, к сожалению, допускаются очевидные нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Исламской республики.

Так ряд положений нового Уголовного закона ИРИ 2010 года дают правоохранительным органам и судам широкие полномочия и возможности для политических преследований. Однако в 2000-е годы репрессии уже не носили столь массовый характер, нежели ранее.

Так основными статьями, по которым осуществляется политические преследования – статьи 498-499 5-й книги УК ИРИ – предусматривающие ответственность за действия, направленные на организацию группы, деятельность которой направлена «против безопасности страны», а также участие в такой группе. Подобные действия наказываются смертной казнью, если обвиняемый является «мохаребом» (то есть убежденным борцом против Бога), либо тюремным заключением от двух до десяти лет.  По данной статье в данный момент в качестве обвиняемой проходит правозащитница Наргес Мохаммади, обвиненная в участии в запрещенных в Иране общественных движениях.

Статья 500 УК ИРИ предусматривает уголовную ответственность за «пропаганду против Исламской Республики» наказываемую тюремным заключением от трех месяцев до года.

Статьи  513-514 УК ИРИ предусматривают уголовную ответственность за «оскорбление Великих Пророков, Имамов, Фатимы (супруги имама Али), аятоллы Р.Хомейни, Верховного лидера (Рахбара) в виде смертной казни, либо тюремного заключения до пяти лет. По статье 513 к смертной казни уголовным судом г.Тегерана осенью 2014 года был приговорен блоггер Сухейль Араби за размещение в социальной сети «Фейсбук» комментариев и изображений, порочащих пророка Мухаммеда и Рахбара. 27 июня 2015 года смертная казнь была заменена на семь с половиной лет тюремного заключения.

Данные статьи зачастую применяются в совокупности. Показательным является приговор в виде тюремного заключения на срок двенадцать лет и девять месяцев художнице Атене Фарагдани за карикатурное изображение членов Меджлиса в виде животных.

Помимо собственно уголовного преследования органами дознания и предварительного следствия, как полиции, так и КСИР в определенных случаях используется методы психологического и физического давления на подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц. Применение подобных методов было отмечено в вышеупомянутом деле Н.Мохаммади.

Избрание Х.Роухани на пост президента дало иранскому обществу надежду на реформирование судебной власти и правоохранительных органов, укрепление законности, усиление контроля за соблюдением прав человека, закрепленных в Конституции ИРИ. Эта надежда прозвучала в письме иранских политзаключенных президенту США Б.Обаме еще в 2013 году до выборов Х.Роухани. Однако первые годы его правления показывают, что  эти реформы будут весьма долгими и трудными, но однозначно, что вступление Ирана в международные организации потребует решение данного вопроса.

Так, 12 февраля 2014 года на имя Х.Роухани была направлена петиция с просьбой освободить Мусави, Карруби  и их жен из под домашнего ареста, которую подписали 13 тысячам человек. В ответ на данную петицию глава судебной системы Ирана Садег Амоли Лариджани, выступил с заявлением для прессы ,в котором заявил, что применение меры  пресечения в виде домашнего ареста в данном случае произведено «полностью в рамках закона».

Командующий войсками  КСИР генерал-майор Мохаммад Али Джафари изложил свою позицию по данному вопросу: «Они наказаны заключением, которое  сейчас и отбывают».

 

 

Источники:

Petition to Lift House Arrest of Green Movement Leaders Gains Signatures

Amnesty International, Iran: Violations of Human Rights 1987-1990 (1990), at 12, AI Index: MDE 13/21/90,http://www.amnesty.org/en/library/asset/13/021/1990/en/5a289bf6-ee5e-11dd-9381-bdd29f83d3a8/mde130211990en.pdf, Ayatollah Hossein-Ali Montazeri, Khatirat-i Ayatollah Montazeri, Majmu’iyyih Payvastha va Dastnivisha  p.p.303, 306 (2001), Nima Parvaresh, Nabardi Nabarabar, Guzarish-i Haft Sal Zindan, 1361 ta 1368 http://iranrights.org/english/document-238.php.

Reza Afshari, Human Rights in Iran: The Abuse of Cultural Relativism 113 (2001); National Council of Resistance of Iran: Foreign Affairs Committee, Crime Against Humanity (2001 доступуно по адресу: www.mojahedin.org/links/ books/Crime_Against_Humanity.pdf

http://www.refworld.org/docid/3ae6ad824c.html

http://www.iranhumanrights.org/2015/10/narges-mohammadi-7/

Court to Issue Decision on Faraghdani’s “Illegal” Handshake with Her Lawyer

http://www.iranhumanrights.org/2015/10/soheil-arabi-4/

http://news.tut.by/world/361125.html

Judiciary Chief and IRGC Commander Weigh In On House Arrest

62.99MB | MySQL:109 | 2,057sec