«Интифада ножей» в Израиле, ХАМАС и «катарский след»

«Интифада ножей» в Израиле продолжается. На этот раз число жертв в результате нападения пополнилось двумя погибшими и несколькими ранеными. При этом меры в области безопасности, которые предпринимают израильские власти, приносят лишь ограниченный успех. Сбить волну нападений пока не удалось, что связано, видимо, с внутренними процессами в арабской общине самого Израиля. Отметим важный и принципиальный момент нынешней ситуации — влияние на нее ХАМАСа, что бы не утверждали израильские и международные политологи, все-таки ограничен. Скажем больше — сам факт возникновения «интифады ножей» стал для руководства этого движения в секторе Газа своеобразным сюрпризом, и до настоящего времени среди лидеров ХАМАСа отсутствует четкая позиция по этому вопросу.

За два дня до последнего по времени нападения, которое стало одним из самых кровавых, израильское правительство официально запретило Северное крыло Исламского движения, руководимое шейхом Раадом Салахом. Само Исламское движение, которое входит в блок арабских партий в Кнессете, уже давно не является монолитным, и еще в 1990-е годы было расколото по вопросу соглашений в Осло. Южное крыло Исламского движения поддержало это соглашение, что дало ему возможность присутствовать в израильском парламенте. Северное крыло, которое израильские власти обвиняют в прочных связях с ХАМАСом, находится в жесткой оппозиции как к соглашению, так и к Южному крылу. Запрет на деятельность Северного крыла израильские власти приняли еще две недели назад, но официально это было обнародовано только во вторник 18 ноября с.г. Повод — все те же финансовые и организационные связи с ХАМАСом, неофициально — организаторская роль этого движения в стимулировании нападений на граждан Израиля. Естественно, такое решение, по оценкам израильских силовиков, спровоцирует новую волну нападений. Кроме того, запрет на участие в легальной политической деятельности вызовет определенную негативную реакцию со стороны западных правозащитников. В этой связи момент для обнародования непопулярного решения был выбран не случайно и тактически правильно: парижские теракты создали более или менее благоприятный климат для восприятия во Франции, гражданское сообщество которой традиционно является самыми яростными критиком действий израильских властей на палестинском направлении. Но это все мелочи, с которым Израиль сталкивается постоянно. Главное в данном случае то, что израильские спецслужбы не имеют достаточных уликовых данных в отношении функционеров Северного крыла Исламского движения. В противном случае речь бы шла не только о запрете деятельности, а о целой серии массовых арестов. Компромисс, о котором с упоением говорят израильские и американские политологи, на который пошли на днях в израильском руководстве, согласившись оборудовать систему сотовой связи 3G на Западном берегу р.Иордан, является таковым лишь формально. Вместе с новым форматом палестинцы получают еще и более совершенную систему радиоперехвата и съема информации с электронных носителей у населения. То, что израильские власти вдруг прислушались к многочисленным и давним требованиям палестинцев именно в разгар «интифады ножей», имеет свой глубинный смысл, и он базируется не на альтруизме. Мы уже сообщали, что именно израильские провайдеры мобильной связи и интернета, которые покрывают Западный берег и сектор Газа, играют ключевую роль в организации контрразведывательных мероприятий и точечных ликвидаций.

Пока Северное крыло имеет официальное обвинение в «мягкой форме» поддержки интифады. Для следующей стадии – «прямое руководство насилием» явно не хватает не то, чтобы оперативных данных, а железобетонных «документальных материалов». Нынешняя интернет-компания по обучению всем существующим способам «убийства с помощью ножа», а также хитростям по укрытию холодного оружия чуть ли не в детской коляске, собственно, не требует большой организации и прямого управления. Стратегия же по ужесточению мер в отношении исламистов может привести, по оценке экспертов, к окончательному уходу их в подполье. При этом структуры, которые занимаются благотворительностью и социальными проектами под зонтиком Северного крыла будут продолжать свою деятельность. При этом «интифада ножей» продолжится, так как получит дополнительный стимул и не потребует каких-то сверхординарных организационных и финансовых усилий.

Мы уже сообщали что и для ФАТХа, и для ХАМАСа нынешний всплеск террористической активности явился неожиданностью. Они могут сколь угодно хвалить «шахидов», но это очень осторожные высказывания. Если израильские эксперты убеждены, что «интифада ножей» не имеет никакой программы и руководства, то у палестинцев на этот счет существует иное мнение. И дело здесь не только в разногласиях между Северным и Южным крылом Исламского движения. Спецслужба ХАМАСа, например, считает, что данная вспышка интифады, которая началась действительно спонтанно, сейчас все больше и больше начинает управляться из-за рубежа. При этом чаще всего кивают на Доху, связывая это, в том числе, и с фактом того, что в публичных изданиях «Исламского государства» (ИГ) нарастает соответствующая пропаганда. Катар давно использует палестинский фактор в рамках укрепления подконтрольной себе группировки на Синае, а вот ХАМАС в последнее время все больше и больше начинает восстанавливать свои связи с Ираном. Это диктует некую обособленную позицию и дистанцирование руководства ХАМАСа из сектора Газа от своего центрального управления в Дохе. Создание «пятой колонны» с опорой на местных сильных игроков с предоставлением им полной автономии в распределении поступающих экономических благ (в случае с Северным крылом Исламского движения  это финансовые средства  на благотворительную деятельность) является визитной карточкой внешнеполитической экспансии Катара. И в секторе Газа уже давно фиксируют заигрывания Дохи с исламским сегментом. Другими словами, руководство ХАМАСа в секторе Газа серьезно озабочено перспективой создания конкурента не только среди израильских арабов, но и на Западном берегу. Отсюда и попытки оседлать «интифаду ножей» и крепнущие связи с руководством Северным крылом. К тому же ХАМАС пока не восстановил свои арсеналы ракетного оружия в достаточной степени, и к прямому боестолкновению с Израилем не готов.

52.25MB | MySQL:103 | 0,471sec