Демографический вызов Алжиру

Ситуация усугубляющегося экономического кризиса в Алжире накладывается на продолжающийся демографический взрыв в стране. На фоне снижения государственных доходов от реализации на внешнем рынке энергоресурсов и роста внутренних расходов и других неурядиц АНДР сталкиваются с другой серьезной проблемой – все более увеличивающейся численностью населения.

Примечательно, что ежегодно в стране рождается более 1 млн детей, что в несколько раз превышает показатели смертности. В 2015 г. эти цифры были достигнуты уже к середине октября.

Таким образом, численность алжирского населения превышает 39.5 млн человек (по другим данным, она может составлять 45 млн человек).

Учитывая дальнейшее ухудшение экономического положения Алжира, перед ним встает серьезный вызов в плане обеспечения все более увеличивающегося населения работой, жильем, школами и больницами, что в нынешних условиях может стать для его властей критичным.

Реальные показатели безработицы в стране на момент нового кризисного витка в 2014 г. превысили 20 процентов, а сейчас они перешагнули отметку в 25 процентов. У молодежи цифры занятости еще ниже на 5 и даже 10 процентов. А это критическая черта, за которой Алжир уже в ближайшие годы могут ожидать серьезные внутренние волнения.

Учитывая теракты во Франции, после которых европейские страны стали ужесточать миграционную политику, АНДР уже явно не сможет в прежних объемах экспортировать «излишки» собственного населения. Следовательно, критическая масса недовольства будет накапливаться внутри страны.

Возможностей для того, чтобы быстро переломить ситуацию и добиться резкого усиления поступлений в казну, не предвидится. Страна продолжает зависеть на 97.5 процентов от нефтегазовых поступлений, цена которых на мировом рынке продолжает падать.

До недавнего времени благодаря высокому уровню сырьевых доходов Алжир превратился в одно из самых значимых и сильных арабо-африканских государств. Однако уже в среднесрочной перспективе из-за последствий демографического взрыва он может лишиться этого козыря.

Впрочем, даже резкий рост стоимости энергоресурсов (вероятность чего в ближайший год по оценкам экономистов крайне мала), способен лишь временно отсрочить неблагоприятное для АНДР развитие событий.

Учитывая динамику роста населения и пропорциональное увеличение расходов газа и нефти внутри страны, уже к 2025 г. при сохранении нынешних темпов добычи и ввода в эксплуатацию новых месторождений Алжир может прекратить их экспорт на внешний рынок.

Ведь демографический взрыв в стране автоматически означает постепенное снижение экспорта углеводородов, поскольку увеличение населения требует создания новых коммуникаций, увеличения затрат на энергию и пр.

Компенсировать же издержки за счет очень ограниченного внутреннего рынка без серьезных потрясений вряд ли получится.

Следует особо заметить, что Алжир к такому повороту событий оказался совершенно не готов. С одной стороны, он не располагает современными отраслями, способными восполнить потери от снижения стоимости нефти и газа, а с другой стороны, эта страна не в состоянии компенсировать снижение стоимости энергоресурсов увеличением объема их добычи.

По сути, сами алжирские власти уже упустили для этого возможности. В частности, из-за крайней забюрократизированности процесса принятия и осуществления решений до сих пор не удалось использовать и возможности Катара, с которым Алжир ратифицировал в 2014 г. документы о сотрудничестве в области энергетики.

Соответственно, все большее число представителей бизнеса видит корень проблемы в наличии неэффективного политического режима страны, препятствующего ее экономическому развитию.

Так, например, в последние годы руководство АНДР задумалось о развитии туризма. Однако реальное отсутствие его инфраструктуры на должном уровне при наличии высокого уровня преступности и сохранении угроз со стороны джихадистов пока не позволяет даже близко вывести его даже на уровень Туниса, не говоря про Марокко.

Положение усугубляется ухудшающимся положением в сфере продовольственной безопасности. Ведь алжирский агросектор демонстрирует неспособность компенсировать увеличивающиеся потребности растущего населения страны в продуктах на минимальном уровне даже в урожайные и благоприятные в климатическом плане годы.

В результате властям АНДР приходится все больше тратить уменьшающиеся денежные ресурсы для закупки продовольствия за рубежом.

Однако учитывая рост безработицы и снижения реального уровня доходов в результате прогрессирующей девальвации алжирского динара значительная часть населения страны уже к 2017 г. может столкнуться с элементарной неспособностью купить еду.

Сложность положения состоит в том, что свое собственное производство в стране находится на низком уровне и поэтому алжирцам приходится приобретать различные бытовые товары, также произведенные за рубежом за все те же нефтегазодоллары, объем которых продолжает снижаться. Это во многом относится и к производству одежды.

Учитывая столь сложное положение, сейчас перед алжирским руководством (как, впрочем, и перед большинством арабо-мусульманских государств) стоит задача скорейшего ограничения рождаемости и регулирования демографии. Ведь до сих пор на данном направлении ничего не делалось. Власти страны, по сути, даже не пытались разработать демографическую стратегию применительно к планированию ее социально-экономического развития.

Следует заметить, что традиционно слабое место для большинства стран Ближнего Востока. Алжирские же лидеры опасаются «погружаться» в данную сферу, усматривая в этом для себя риск вызвать негодования населения, для которого число детей в семье традиционно определяется «Божьей волей».

Соответственно, попытка «заимствования» этих «божественных» функций способно действительно вызвать всплеск протестных настроений.

Впрочем, возможностей для выбора у руководства АНДР становится все меньше. И перспективы у него на данный момент следующие: пойти по пути Вьетнама и Китая (не более двух детей на одну семью) или попросту погибнуть под грузом усугубляющихся социально-экономических проблем.

Однако пока его представители не видят данную угрозу. В противном случае они бы задумались о разработке репрессивных мер (например, крупных штрафов и даже уголовного наказания) в отношении тех, кто не ограничивает себя число детей, и кто одновременно по традиции стремится возложить претензии за собственное незавидное финансовое положение на власти. Во всяком случае, подобные меры себя оправдали в тех же КНР и Вьетнаме.

Примечательно, что большие по численности семьи в первую очередь наблюдаются как раз у наименее состоятельных слоев населения, представители которых не в состоянии дать им необходимое образование и профессию, которые бы их кормили.

В результате  дети из этих семей очень быстро пополняют ряды проблемных категорий алжирского населения, способных в будущем стать «кадровым резервом» для массовых протестных выступлений. Год от года эта кризисная база будет лишь увеличиваться. Вопрос только в том, когда, кем и в каких целях она будет использована.

52.22MB | MySQL:103 | 0,625sec