МАГАТЭ сняло обвинения с Ирана

Вечером 15 декабря высший орган Международной организации по атомной энергии (МАГАТЭ) – Совет управляющих, в который входят представители 35 стран, принял на своем экстренном заседании резолюцию, которая закрывает «ядерное досье» Исламской Республики Иран и сопутствующую ей тему возможного военного компонента иранской ядерной программы. Одновременно аннулируются все ранее выпущенные резолюции МАГАТЭ на иранском направлении. Данной резолюцией МАГАТЭ выполнило свою часть  «дорожной карты»,  в рамках которой следовало прояснить вызывающие много лет яростные дискуссии спорные вопросы развития иранской ядерной программы. Кроме того, и это является самым главным, резолюция МАГАТЭ представляет собой важное и непременное условие имплементации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), подписанного и согласованного в июле 2015 года в Вене  между ИРИ и «шестеркой» международных посредников, которую составляют 5 стран – постоянных членов Совета Безопасности ООН – США, Китай, Россия, Великобритания и Франция, плюс Германия. Все члены группы международных посредников приветствовали такое развитие событий. На повестке дня в числе первоочередных задач ныне стоят ликвидация большей части запасов обогащенного урана, демонтаж большинства центрифуг, передача их под хранение МАГАТЭ и масса других действий. Иран надеется на то, что выпуск этой резолюции приведет к снятию со страны санкций политического и экономического характера.

Выпуску резолюции предшествовало напряженное заседание Совета управляющих в Вене, заранее намеченное и ожидаемое с большим нетерпением. Еще в октябре Иран передал в штаб-квартиру МАГАТЭ все требуемые от него материала.  Они вошли в доклад  генерального директора Агентства Ю.Амано,  в котором была оценка деятельности Ирана в последние годы с акцентом на то, имеет ли реализуемая ИРИ ядерная программа военный компонент. По сути, заслушанный на заседании доклад должен был прояснить вопрос о том, идет ли Иран по пути создания атомной бомбы.  В Иране ожидали, что доклад даст однозначно отрицательный ответ на этот вопрос, который позволит начать процесс снятия санкций и реализации окончательного соглашения по нормализации кризиса вокруг иранской ядерной программы. Как высказывались аналитики, в Иране надеялись, что МАГАТЭ попросту закроет иранское «ядерное досье», чего Иран добивается все последние годы. Это позволит начать процесс  выполнения соглашения, подписанного в окончательном варианте 5 месяцев назад между ИРИ и «шестеркой» международных посредников. Накануне информагентство   Associated Press спрогнозировало, что Совет управляющих как высший орган МАГАТЭ закроет вопрос, однозначно поставив точку в многолетней глобальной полемике и  открыв путь к реализации соглашения.

Однако интрига сохранялась все время, предшествующее выпуску резолюции. В последние часы перед вынесением решения в Вене вся иранская военно-политическая элита давала понять, что в Тегеране не ждут иного решения, кроме как того, которое освободит ИРИ от груза многолетних обвинений в нарушении международного режима нераспространения ядерного оружия. Бывший министр обороны Ирана адмирал Али Шамхани, стоящий ныне во главе Высшего совета национальной безопасности страны, сказал, выступая в послеобеденном выпуске новостей Тегеранского радио, что если международное сообщество хочет подписать с Ираном полновесное ядерное соглашение,  оно должно в лице МАГАТЭ, наконец, принять решение о безусловном закрытии «ядерного досье». «Нельзя одновременно реализовать всеобъемлющую программу совместных действия, сохраняя сомнения в том, действительно ли иранская атомная программа носит сугубо мирный характер», — резюмировал А.Шамхани. На эту тему высказался в последние часы перед принятием решения МАГАТЭ и ветеран иранской дипломатии, работавший 16 лет главой иранского МИДа,  — нынешний главный внешнеполитический советник религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи —  Али-Акбар Велаяти.   По его словам, логика завершения  переговорного процесса, который привел к подписанию сторонами окончательного соглашения, требует непременного закрытия «ядерного досье» и снятия с Ирана всех соответствующих обвинений. «На иное Иран просто не пойдет». Иранский посол в МАГАТЭ Реза Наджафи, неоднократно давая интервью в этот судьбоносный день, постоянно излучал оптимизм, веря, что досье, наконец-то канет в небытие. По словам Р.Наджафи, за это решение проголосует абсолютное большинство участников голосования, и ни у кого не останется и тени сомнения в том, что Иран на деле развивает только мирную  атомную энергетику, которая  служит целям «исключительно созидания». Зам. главы внешнеполитического ведомства ИРИ А.Аракчи, на которого сейчас возложена ответственность за реализации окончательного соглашения со стороны Ирана, изложил свою точку зрения следующим образом: «Если сегодня будет принято решение закрыть иранское ядерное досье, то уже через три недели мы сможем приступить к реальной имплементации достигнутых договоренностей. Для нас это будет выражаться в рутинных акциях по приведению в соответствие с соглашением ряда объектов, в том числе реактора в Араке, вывозу за пределы страны запасов обогащенного урана и т.д. Надеемся, что сможем официально объявить о начале выполнения венских договоренностей, это сделают Верховный комиссар ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Федерика Могерини и министр иностранных дел Ирана Мохаммад-Джавад Зариф. Это станет и днем снятия с Ирана санкций».

Итак, заседание МАГАТЭ завершилось принятием резолюции. Его значение ведущие тегеранские газеты оценили утром 16 декабря следующим образом: «Эттемад»  — «Иранское ядерное досье закрыто решением Совета управляющих МАГАТЭ. После 12 лет досье подозрений и обвинений закрыто». «Мардомсалари»: — «В январе 2016 г. санкции против Ирана будут сняты». «Эбтекар»: — «Беспочвенные обвинения стали достоянием истории». В тот же день последовала и официальная реакция иранских властей. Выступая в одной из программ иранского ТВ, президент Ирана Х.Роухани выразил удовлетворение по поводу закрытия иранского ядерного досье Советом управляющих МАГАТЭ,  что «откроет путь реализации окончательного соглашения по иранской ядерной проблеме и позволит начать снятие санкций с Исламской Республики Иран». Х.Роухани заявил, что в течение последних десяти лет Иран подвергался обвинениям в том, что он негласно реализует военный компонент своей атомной программы. «Вчерашняя победа Ирана на голосовании в МАГАТЭ – это не только техническое или юридическое достижение, но может быть расценено как нравственная и политическая победа».  Х. Роухани отметил, что решение этой сложнейшей международной проблемы, с которой Иран до сих пор сталкивался, стало возможным только при помощи группы международных посредников. «Я заявляю иранскому народу, что в будущем месяце санкции будут сняты, освободив от непосильного груза нашу национальную экономику».

Выпуск резолюции МАГАТЭ, как представляется, кроме всего прочего, позволит урегулировать многочисленные трения, существовавшие между МАГАТЭ и Ираном.  Всего полгода назад  аятолла Али  Хаменеи, разъясняя свою позицию по всем вопросам, связанным с переговорами по атомной проблематике и возможностью достижения окончательного соглашения, подверг яростной критике роль МАГАТЭ, выразив сомнение по поводу деятельности Агентства. Оно, сказал аятолла, уже не раз своими практическим делами доказало, что не объективно, а его доклады несправедливы. «Поэтому мы против того, чтобы выполнение нами обязательств по ядерной программе обуславливалось докладами МАГАТЭ».  Аятолла повторил свои прежние утверждения о том, что Иран категорически не согласен с инспекцией своих военных центров со стороны МАГАТЭ, считая это также одной из «красных линий» в атомной области. Теперь, как видно, кризис в отношениях Ирана и авторитетного международного органа, преодолен. Чего не скажешь, о взаимоотношениях между МАГАТЭ и Израилем.  Он выступает  самым серьезным оппонентом как решения о закрытии иранского   ядерного досье, так и реализации окончательного соглашения.  В Иерусалиме считают, что Тегеран по-прежнему движется по пути овладения атомным оружием, что создает серьезные угрозы не только для еврейского государства, но и на региональном и глобальном уровнях. Как неоднократно заявлял премьер-министр страны Б.Нетаньяху, даже после подписания венских договоренностей  опасность нуклеизации Ирана остается самой серьезным вызовом региональной стабильности.

Уже вечером 15 декабря в Израиле выразили принципиальное несогласие с решением Совета управляющих МАГАТЭ, сочтя его сугубо политическим. Ответственный за иранское досье в правительстве, министр энергетики страны д-р Ю.Штайниц отметил, что принятая резолюция никоим образом не стыкуется с прежними докладами Агентства. «Это политическое решение мы рассматриваем как отрицательный месседж». От имени правительства Израиля он обвинил США и 5 держав – международных посредников – в том, что именно они подвигли МАГАТЭ на то, чтобы закрыть иранское ядерное досье.

52.09MB | MySQL:103 | 0,419sec