Ситуация в Судане и Южном Судане: ноябрь 2015 г.

2 ноября в Южном Судане благополучно разрешилась драма с заложниками из числа сотрудников и принятых на работу на месте рабочих ООН, захваченных повстанцами 26 октября. Тогда в плен к повстанцам попали 31 человек — 18 «голубых касок» из Бангладеш и 13 южносуданцев, нанятых Миссией ООН в Южном Судане (Minuss). Военнослужащие из состава Minuss были освобождены еще 29 октября. Южносуданские сотрудники Миссии провели в плену одну неделю.

В момент похищения «голубые каски» и южносуданцы сопровождали конвой из трех речных барж, доставлявших груз гуманитарной помощи. На одной из барж находились 55 тысяч литров горючего.

Глава Minuss Элен Маргрет Лодж заявила, что «со вздохом облегчения узнала об освобождении всех работников Миссии». Она указала на необходимость «для всех сторон южносуданского конфликта воздерживаться от создания препятствий персоналу ООН». Ранее она предупредила повстанцев, что удержание «в заложниках» персонала ООН «представляет собой военное преступление».

Как сообщила Миссия, ей возвращены три баржи, в том числе нефтеналивная, но бе ее груза, средства связи ее сотрудников, а также 7 из 16 автоматов, которыми были вооружены «голубые каски».

В составе Minuss в настоящее время насчитывается около 12,5 тысяч «голубых касок».

В Южном Судане, лишь в июле 2011 года получившем независимость после 22-летней гражданской войны, 15 декабря 2013 года вспыхнул конфликт между президентом Сальвой Кииром и бывшим вице-президентом Риеком Машаром. Он расколол армию и страну по этническому признаку. 26 августа стороны формально подписали мирное соглашение, предусматривающее разделение власти, но продолжают обвинять друг друга в его нарушениях.

4 ноября при взлете из аэропорта Джубы разбился транспортный самолет Ан-12,  национальная принадлежность которого первоначально не была известна. В результате катастрофы погибли по меньшей мере 36 человек, в том числе 5 членов экипажа, все — граждане Армении. Самолет упал на один из островов Белого Нила, который протекает в 800 метрах от аэродрома.

В аэропорту Джубы выполняют взлеты и посадки самолеты регулярных линий, военно-транспортные самолеты, а также транспортные машины. Последние используются для доставки грузов в удаленные районы страны, практически не имеющей асфальтированных автодорог.

По данным радиостанции Minuss «Радио Мирайя», самолет направлялся в город Палош в штате Верхний Нил, который больше других пострадал в результате гражданской войны. Уже после того, как сотрудники Международного Комитета Красного Креста прибыли к месту трагедии, стало понятно, что самолет принадлежит южносуданской компании Allied Services Ltd, специализирующеййся в доставке грузов авто-, речным и воздушным транспортом и базирующейся в Джубе.

4 ноября стало известно, что стороны южносуданского конфликта пришли к согласию относительно распределения войск в Джубе, демилитаризация которой предусмотрена мирным соглашением. Предусмотрено, что в столице останутся 4830 солдат, в том числе 3420 — от правительственных войск, 1410 — от повстанцев. Эти военнослужащие будут распределены для совместных наблюдательных миссий, они также частично войдут в совместные подразделениия военной полиции и внутренней безопасности.

Достигнута также договоренность сформировать совместную полицию численностью 3 тысячи человек с равным представительством сторон. Силы полиции по 800 человек будут также сформированы в городах Бенти, Малакаль и Бор.

Демилитаризация Джубы, находящейся под контролем властей, является одним из самых важных положений мирного соглашения. Она позволит вернуться в столицу главарю повстанцев Р.Машару, где он разделит власть с С.Кииром в составе переходного правительства.

4 ноября в штаб-квартире ООН был распространен доклад, авторы которого утверждали, что в Южном Судане вопреки подписанному 26 августа мирному соглашению продолжаются убийства, насилия и похищения людей, причем эти преступления совершаются обеими сторонами конфликта. Кроме того, несмотря на действующее эмбарго, обе  стороны продолжают вооружаться.

Как подчеркивали авторы доклада, подготовленного для Совета Безопасности ООН, и правительственные силы, и повстанцы «активно наращивают свои арсеналы оружия и боеприпасов». По их данным, только в штате Единство — одном из центров нефтедобычи до начала кризиса — за один только октябрь были зафиксированы свыше 50 случаев изнасилований. «Правительственные силы открывали огонь по мирному населению, поджигали жилища, похищали женщин и детей», — отмечали эксперты, ссылаясь на свидетельства местных жителей.

Ситуацию в Южном Судане усугубляет гуманитарный кризис. Голод угрожает 3,9 млн человек.

После состоявшегося в тот же день заседания Совета Безопасности ООН представитель Великобритании в ООН Мэтью Рикрофт заявил, что Совбез готов «принять все необходимые меры» против тех, кто нарушает мирное соглашение. Однако проведение соответствующей резолюции, предусматривающей новые  санкции, должно вновь пройти через Совбез, члены которого расходятся во мнениях относительно того, как должны быть реализованы эти меры. В частности, Россия и ряд африканских стран спокойно относятся к призывам об ужесточении санкций, заявляя, что участникам южносуданского конфликта необходимо дать больше времени для реализации положений мирного соглашения.

Тем временем международная гуманитарная организация «Врачи без границ» заявила, что «гуманитарный кризис на юге штата Единство получил беспрецедентный размах», где вершится «целенаправленное насилие» в отношении гражданского населения. По оценке организации, работавшей и работающей во многих «горячих точках» мира, ее сотрудники «нигде ранее на наблюдали такого уровня насилия и жестокости».

6 ноября, две недели спустя после того, как ООН предупредила об опасности голода в Южном Судане, неправительственные гуманитарныые организации были вынуждены констатировать их беспомощность, поскольку они не имели доступа в наиболее угрожаемые районы из-за царящего там неконтролируемого насилия.

В конце октября три структуры ООН — Детский фонд Unicef, Организация по сельскому хозяйству и продовольствию FAO и Всемирная продовольственная программа PAM предупредили, что в Южном Судане рискуют умереть от голода свыше 30 тысяч человек в случае, если они не получат необходимую помощь.

Несмотря на подписанное 26 августа мирное соглашение, стороны южносуданского конфликта продолжают боевые действия, и мировому сообществу остается только обвинять их в блокировании доставки гуманитарной помощи. Большинство неправительственных организаций, работавших в Южном Судане, еще в мае было вынуждено отозвать своих сотрудников из зон боевых действий.

7 ноября представительство Бюро ООН по координации гуманитарных акций в Джубе сообщило, что в результате ожесточенных боев между правительственными силами и повстанцами, ведущихся несмотря на мирное соглашение, только за несколько предыдущих дней погибли несколько десятков детей.

По данным сотрудников ООН, бои в штате Единство «интенсифицировались за последние недели, что повлекло за собой тяжкие последствия для мирного населения». Так, только за период с 4 по 22 октября в графстве Леер в результате боев между противоборствующими сторонами погибли по меньшей мере 80 человек из числа мирного населения, три четверти из них — дети. За это же время зафиксированы свыше 50 случаев изнасилований, ставших в Южном Судане «настоящим оружием».

18 ноября президент Южного Судана С.Киир призвал парламент к «соотрудничеству» в деле эффективной реаллизации положений мирного соглашения с повстанцами. При этом он повторил, что «готов придерживаться буквы и духа соглашения», предусматривающего, в частности, формирование правителльства национального единства. Известно, что часть сторонников президента выступает против соглашения с повстанцами.

«Мы должны прекратить кровопролитие и разрушение нашей страны», — заявил он, выступая перед депутатами двух палат парламента и правительством.

Одновременно С.Киир обвинил повстанцев в совершении «атак на позиции армии» в ряде регионов страны.

С.Киир обозначил основные приоритеты страны – «реализация постоянного режима прекращения огня и временных мер по поддержанию безопасности, восстановление работы школ и больниц, обеспечение всего населения питьевой водой, восстановление разрушенной инфраструктуры.

19 ноября парламент Южного Судана проголосовал за внесение изменений в конституцию страны, которые расширяяют полномочия президента, позволяя ему перекраивать состав страны путем создания новых штатов. Еще в начале октября С.Киир заявил о своем намерении создать вместо 10 существующих 28 штатов.

Повстанцы выступали категорически против подобного расширения прерогатив президента. По их оценке, оно подорвет мирное соглашение, которым предусмотрено разделение власти на местах исходя из наличия в стране 10 штатов.

26 ноября глава структуры, призванной следить заа выполнением мирного соглашения в Южном Судане, призвал стороны конфликта ускорить выполнение его положений. «Я призываю стороны конфликта ускорить процесс реализации положений мирного соглашения, и в частности того, которое касается размещения боевых формирований в специально назначенных лагерях», — сказал в Джубе бывший президент Ботсваны Фестус Могае, возглавляющий Совместную комиссию по наблюдению и оценке.

Как известно, согласно мирному соглашению все боевые формирования сторон должны были сконцентрироваться в назначенных для них лагерях в течение 30 дней после подписания соглашшения. К 26 ноября, когда исполнилось три месяца со времени подписания соглашения, этот его пункт оказался невыполненным.

Ф.Могае высказал тревогу в связи с «продолжением боев» в штате Единство.

29 ноября Африканский союз признал, что мирное соглашение в Южном Судане находится в «критической стадии». Он призвал стороны конфликта выполнить их обязательства, предусмотренные соглашением.

Своим чередом развивались в ноябре события в Судане.

9 ноября суданские спецслужбы воспрепятствовали выезду из страны трем оппозиционным деятелям. Они хотели вылететь в Париж, где должны были встречаться с представителями суданской оппозиции за рубежом. Как заявил лидер суданской Компартии Мухаммед Мухтар аль-Хатиб, его развернули уже после прохождения паспортного контроля, конфисковали его паспорт и объявили о «запрете на поездки». По его данным, выехать из страны также не позволили лидеру Объединенной национал-юнионисткой партии Джалаа аль-Азхари и коммунисту Тарику Абдель Маджиду.

В Париже они должны были принять участие во встрече участников оппозиционного альянса «Призыв Судана», объединяющего в своих рядах представителей гражданского общества, повстанцев и оппозиционных политических партий.

После сообщений о запретах на выезд участник альянса «Призыв Судана» партия «Силы национального консенсуса» также объявила, что не отправит своих представителей в Париж.

При этом продолжает оставаться в силе призыв президента Омара аль-Башира — тот с 2009 года находится в розыске по мандату Международного уголовного суда в связи с выдвинутыми в его адрес обвинениями в военных преступлениях и геноциде — к оппозиции и повстанцам о присоединении к «национальному диалогу». Переговоры в рамках «национального диалога» стартовали 10 октября 2015 года, однако большинство оппозиционных партий и повстанческих группировок бойкотировало их. Они предложили провести сначала встречу вне Судана с тем, чтобы  выработать условия переговоров.

16 ноября глава Бюро ООН по координации гуманитарных акций Иво Фрейджсен заявил в Хартуме, что из-за боевых действий между суданскими правительственными войсками и повстанцами в Дарфуре только с начала 2015 года беженцами стали около 166 тысяч человек. В 2014 году из Дарфура бежали 286 тысяч человек. Всего с начала конфликта в Дарфуре в 2003 году внутренними переселенцами стали 2,5 млн человек.

В сентябре 2015 года президент О.аль-Башир объявил о 2-месячном перемирии с тем, чтобы побудить повстанцев из Дарфура, а также шатов Южный Кордофан и Голубой Нил принять участие в «национальном диалоге». В октябре дарфурские повстанцы объявили о 6-месячном прекращении огня, однако к нему не присоединились повстанцы, действующие в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил.

17 ноября делегация правительства Судана прибыла в Аддис-Абебу для участия в переговорах с повстанцами, которые должны были состояться при посредничестве Африканского союза. Со стороны повстанцев в переговорах должна была участвовать делегация Революционного фронта Судана, объединяющего повстанцев Дарфура, Южного Кордофана и Голубого Нила. В ходе переговоров Африканский союз рассчитывал достичь соглашения о прекращениии огня с тем, чтобы гуманитарные организации получили возможность доставить помощь в зоны боев.

Предыдущие переговоры между Хартумом и повстанцами, проходившие годом ранее, не привели к какому-либо результату.

22 ноября представитель Детского фонда ООН в Хартуме Геерт Каппелер сообщил, что около 2 миллионов детей в Судане страдают от недоедания. По его оценке, для четверти из них речь идет о жизни или смерти. Он призвал мировое сообщество направить дополнительные ресурсы на решение этой проблемы.

В целом, как представляется, мировое соообщество должно быть более решительным в том, что касается принуждения к миру как сторон южносуданского конфликта, так и тех, кто пытается решить вооруженным путем проблемы Судана. Пока же, как представляется, оно, занятое другими проблемами, старается особо не замечать того, что происходит в Судане.

52.31MB | MySQL:103 | 0,733sec