Ситуация в Ливии: декабрь 2015 г.

Месяц для Ливии начался с громкого заявления премьер-министра Франции Мануэля Вальса, согласно которому ситуация в Ливии, «неоспоримо, станет самым главным досье в ближайшие месяцы» в связи с повышенной активностью в этой стране формирований «Исламского государства» (ИГ). Он выразил сожаление в связи с тем, что Запад самоустранился от решения ливийских проблем после свержения режима М.Каддафи.

Также 1 декабря в ООН был распространен доклад, согласно авторам которого ИГ удалось создать плацдарм в Ливии, однако дальнейшее расширение подконтрольных ему зон было заторможено нехваткой финансовых средств и враждебным отношением к ИГ со стороны ливийцев. В докладе также отмечалось, что ИГ останется «очевидной угрозой для Ливии в краткосрочной и долгосрочной перспективе».

По данным автором доклада, по состоянию на начало декабря в рядах формирований ИГ в Ливии насчитывалось до 3 тысяч бойцов, половина из которых находилась в районе г.Сирт. Из 3 тысяч боевиков ИГ в Ливии примерно 2 тысячи были иностранцы, прибывшие в Ливию главным образом из стран Магриба, остальные — ливийцы.

В связи с якобы ограниченным участием ливийцев в деятельности ИГ в Ливии эксперты сделали вывод, что у этой группировки мало шансов на расширение подконтрольной ей территории. К сожалению, последовавшие затем события показали, что авторы доклада либо заблуждались, либо пытались исказить реалии. Одновременно другие эксперты указали на то, что ИГ переключило потоки прибывающих иностранных джихадистов с Сирии на Ливию. По данным ливийских военных, в Сирт прибывают сотни выходцев из Туниса, Судана, Йемена, Нигерии. Там они проходят военную подготовку, а затем направляются на фронты джихада. Эти потоки могут только возрасти, учитывая ситуацию в Сирии и Ираке.

Как отметил британский эксперт в вопросах борьбы с терроризмом Вериск Маплекрофт, «если конфликт в Ливии не разрешится, ИГ сможет настолько расширить свое присутствие в этой стране, что оно из Ливии сможет поддерживать свои формирования во всех странах региона».

В тот же день представители ливийской армии, подчиненной международно признанному правительству страны в Тобруке, сообщили, что формирования ИГ пытаются всячески расширить контролируемые ими зоны на востоке Ливии. При этом правительственные силы пытаются противостоять им, нанося удары с воздуха по позициям джихадистов.

Целью ИГ стал захват города Адждабия, находящегося между Сиртом и Бенгази. В районе этого города находятся нефтепромыслы. По состоянию на начало декабря Адждабия находилась под контролем милицейских формирований, лояльных законному ливийскому правительству. Еще одной целью джихадистов из ИГ является восстановление контроля над городом Дерна на востоке Ливии.

1 декабря в районе Бенгази, где действуют формирования ИГ и близкой к «Аль-Каиде» группировки «Ансар аш-шариа», джихадисты неизвестной организационной принадлежности атаковали удерживаемый правительственными силами аэродром в Бенине. При этом позиции правительственных сил подверглись обстрелу реактивными снарядами. Тем не менее эта атака была отбита.

Также 1 декабря контролирующие Триполи непризнанные ливийские власти объявили о перестановках в «правительстве», призванных сократить вдвое число министров — с 24 до 12. «Премьер-министр» этого «правительства» Халифа Гвейл сохранил за собой свой пост. Как заявил представитель Всеобщего национального конгресса (ВНК, непризнанный «парламент»), эта структура считает новое правительство «кризиным кабинетом». При этом он не уточнил мотивов перестановок в «правительстве».

4 декабря стало известно, что французские разведывательные самолеты с 20 ноября начали совершать полеты над районами Ливии, находящимися под контролем формирований ИГ. Цель этих миссий — сбор информации о потенциальных целях. Это может говорить о том, что началась подготовка к операции против ИГ в Ливии. Впрочем, многие эксперты полагают, что она маловероятна до президентских выборов в США.

Как бы там ни было, уже 11 декабря М.Вальс заявил о необходимости «раздавить» ИГ «в Сирии, Ираке, и завтра, без сомнения, в Ливии».

6 декабря в Тунисе представители Триполи и Тобрука объявили о достижении политического соглашения, призванного прекратить конфликт между ними и открыть дорогу к формированию правительства национального единства. Это соглашение для вступления в силу должно было пройти через процедуру одобрения соответствующими парламентами. Оно было достигнуто без участия ООН, представители которого в течение года безуспешно пытались сделать то же самое, поскольку с обеих сторон имелись силы, рассматривавшие инициативы ООН как иностранное вмешательство в дела Ливии.

Согласно подписанной в Тунисе «Декларации о принципах», Триполи и Тобрук договорились сформировать на паритетных началах комитет, в который вошли по 10 человек от каждой из сторон. Этот комитет в 2-недельный срок должен был назначить премьер-министра и двух заместителей премьер-министра, главной задачей которых было формирование правительства национального единства. Еще один комитет с таким же представительством сторон займется вопросами внесения изменений в конституцию 1963 года.

Новый представитель ООН в Ливии Мартин Коблер в открытую не стал критиковать Тунисское соглашение, однако напомнил, что только проект соглашения, подготовленный ранее под эгидой ООН, «способен привести к миру и единству». Однако этот проект соглашения был ранее отвергнут обоими парламентами.

Уже 11 декабря в Тунисе представители Триполи и Тобрука заявили, что 16 декабря подпишут в марокканском Схирате соглашение под эгидой ООН, которое будет предусматривать формирование правительства национального единства. Затем это событие было перенесено на 17 декабря.

За два дня до этой даты на Мальте впервые со времени раскола Ливии летом 2014 года состоялась встреча между спикером международно признанного парламента Акилой Салахом и главой ВНК Нури Абу Сахмейном. На совместной пресс-конференции они предупредили, что те, кто поставят свои подписи под соглашением в Схирате, «не уполномочены делать это своими парламентами, и представляют лишь самих себя». Таким образом они заранее минимизировали его значение.

Тем не менее 17 декабря Схиратское соглашение было подписано. Оно, в частности, предусматривает формирование правительства национального единства и президентского совета в начале переходного периода, который в итоге должен привести Ливию к парламентским выборам. Под документом поставили подписи от двух сторон политики, представители гражданского общества, а также члены парламента и ВНК.

Как отметили в этой связи эксперты, как только будет сформировано правительство национального единства, оно может немедленнно обратиться к западным странам за помощью, и те не приминут вновь вмешаться в ливийские дела. Но это, по их оценке, будет не быстро.

Достаточно непонятный инцидент произошел 17 декабря на авиабазе Ватия на западе страны. Туда прибыла небольшая группа американских военнослужащих из состава сил специального назначения. Американцы были в гражданской одежде, но с оружием. Как заявили в военном ведомстве Ливии, их прибытие было согласовано с ливийскими властями. Однако контролировавшее авиабазу местное милицейское формирование потребовало от американцев покинуть страну, что они, надо полагать, с видимой охотой и сделали. Там же отметили, что это был не первый визит американских спецназовцев в Ливию.

Еще один пока непонятный инцидент имел место 15 — 18 декабря в Адждабие. Там произошло вооруженное столкновение между местными жителями и боевиками «Ансар аш-шариа», в ходе которого погибли 11 человек из числа гражданского населения. Данных о неизбежных потерях сторон не имеется.

20 декабря М.Коблер сообщил, что его представители вступили в контакты с формированиями, контролирующими Триполи с тем, чтобы те позволили правительству национального единства начать работу в ливийской столице. В частности, таким его представителем стал итальянский генерал Паоло Серра. Показательно, что к тому дню ни одна из милиций, включая альянс «Рассвет Ливии», не выразила своего отношения к соглашению, которому покровительствовала ООН. Зато 21 декабря под этим документом поставили свои подписи представители 24 ливийских населенных пунктов, и в частности, таких городов, как Сабрата, Зинтан, Аль-Байда, Мисурата. Последний находится под контролем «Рассвета Ливии».

К 22 декабря стало известно, что пост главы правительства национального единства достанется предпринимателю Файезу ас-Сарраджу. Свой кабинет из 17 министров, в том числе двух женщин, ему необходимо сформировать к середине января 2016 г. Еще до вступления в должность новый ливийский премьер заручился поддержкой Франции. Ему же было предложено из Парижа заняться в первую очередь восстановлением безопасности в столице и стране в целом, а также борьбой с терроризмом. Париж также пообещал экстренную помощь медикаментами для больниц Бенгази, где продолжались бои между правительственными войсками и различными милицейскими формированиями.

23 декабря в Москве с визитом побывал глава непризнанного правительства Ливии Халифа аль-Гвейл. В российской столице он встречался, в частности, с главой МИД Сергеем Лавровым. Для Х.аль-Гвейла это был международный контакт самого высокого уровня с марта, когда он занял эту должность.

Тем временем Совет Безопасности ООН 23 декабря единогласно принял резолюцию в поддержку будущего ливийского правительства национального единства, которое признано в качестве «единственного законного правительства Ливии». В документе подчеркивалась «решимость СБ ООН поддержать это правительство» в его усилиях по стабилизации страны. Президентскому совету предписывалось выполнять свои функции в течение 30 дней, в течение которых  будет формироваться кабинет министров.

СБ ООН предложил всем странам — членам ООН «активно помогать» новому правительству с тем, чтобы победить ИГ, «Ансар аш-шариа» и другие группировки, аффилированные с ИГ и «Аль-Каидой». Согласно дипломатам, эта помощь может предоставляться в виде логистического обеспечения, поставок вооружений, обмене разведывательной информацией, подготовке кадров, и даже в нанесении авиаударов по позициям ИГ.

Предусмотрено, что каждая страна, решившая оказать помощь новому правительству Ливии, может делать это либо самостоятельно, либо в составе коалиции. Для этого не потребуется дополнительных резолюций СБ ООН, а лишь просьба ливийского правительства.

В целом, данная резолюция СБ ООН фактически открывает дорогу заинтересованным странам для очередного иностранного военного вмешательства в дела Ливии. А то, что такие желающие найдутся, сомневаться не приходится. Во-первых, это могут быть соседии Ливии типа Египта и Алжира, а также европейские страны, и в первую очередь — Франция и Италия.

52.2MB | MySQL:103 | 0,487sec