О военной ситуации в Сирии (6 – 13 февраля 2016 г.)

В течение прошедшей недели действия самолетов российской авиагруппы в Сирии содействовали успешному развитию наступления проправительственных сил в провинциях Алеппо и Латакия. По данным Минобороны, с 4 по 11 февраля выполнено 501 боевых вылетов. Удары наносились по 1888 целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра» в провинциях Алеппо, Латакия, Хама, Дейр эз-Зор, Дераа, Хомс, Хасеке и Ракка.

По данным зарубежных СМИ, в частности, 9 февраля в провинции Идлиб ударом с воздуха разгромлена большая автоколонна внедорожников с пулеметами группировки «Джейш аль-фатх».

Самолеты сирийских ВВС в течение недели активно работали по целям джихадистов и вооруженной оппозиции в провинциях Ракка, Алеппо, эз-Зор, Хама, Латакия, Дераа, Идлиб, Хомс. Несколько ударов по позициям джихадистов в провинции Алеппо наносились российскими и сирийскими самолетами совместно.

В течение недели продолжались активные боевые действия в большинстве сирийских провинций.

В провинции Алеппо сирийские войска продвигались к городу Таль-Рифаат – одному из трех последних оплотов боевиков в северной части провинции наравне с городами Азаз и Мареа. Город находится в 20 км от границы с Турцией. К исходу 7 февраля правительственные силы находились на расстоянии 7 км от города, с 2012 года находившегося под контролем противников режима. 8 февраля они вышли на рубеж в 5 км от города. 11 февраля они вышли на рубеж, находящийся на расстоянии 3 км от Таль-Рифаат.

9 февраля правительственные силы начали штурм позиций боевиков у деревень Байанун и Кафр Найа. 10 февраля установлен контроль над деревней Кафин.

11 февраля правительственные силы штурмом взяли позиции боевиков «Джебхат ан-нусры» у деревни Кафр Найа к востоку от города Киффин и освободили эту деревню. Перед штурмом по укреплениям боевиков отработала российская и сирийская авиация.

К юго—западу от города Аз-Захра 12 февраля правительственные силы установили контроль над господствующими высотами Захра аль-Караа и Захра аль-Кандила.

Там же успешно развивалось наступление курдские формирований из Отрядов народной самообороны» (ОНС). Под их давлением 7 февраля боевики оставили населенные пункты Меренар, Алькамия и Дейр Джамаль, которые перешли под контроль курдских формирований. Утверждается, что курдские формирования действовали при поддержке с воздуха со стороны самолетов ВВС Сирии и ВКС России. 8 февраля освобождена деревня Марааназ. Курдские формирования двигались к авиабазе «Минак».

10 февраля курдские формирования при поддержке российской и сирийской авиации установили контроль над авиабазой «Минак», что в 6 км к югу от города Азаз. К исходу 12 февраля формирования ОНС взяли в кольцо город Азаз. 13 февраля на помощь джихадистам пришла Турция, подвергшая артиллерийским обстрелам позиции ОНС. Обстрел велся с турецкой территории. Вашингтон немедленно потребовал от Анкары прекратить такие обстрелы.

На востоке провинции к исходу 7 февраля установлен контроль над городом Тана.

В связи с военными поражениями боевиков на севере провинции Алеппо главари ИГ потребовали 7 февраля от остальных группировок перейти под их единое командование.

Базирующаяся в Лондоне саудовская газета «Аль-Араб Дейли» признала 9 февраля, что с учетом плачевного состояния формирований джихадистов сирийская армия и поддерживающие ее формирования в ближайшее время установят полный контроль над Алеппо.

На севере провинции Латакия в ходе продолжающегося наступления сирийских войск 8 февраля освобождена деревня Башура.

К 9 февраля освобождены деревни Аль-Хоор, Ар-Рувейса, Ас-Свейдия, Аль-Вади аль-Азрак. В течение дня 9 февраля освобождены деревни Дарет аль-Байда аль-Марук и Ард аль-Катаф, установлен контроль над господствующей высотой Зийяра аль-Байда. К исходу дня установлен контроль над высотами Захра аль-Байда аль-Марук, Хандак аш-Шахир, 1112 и 932.

В провинции Дамаск в течение недели продолжались ожесточенные бои за Восточную и Западную Гуту.

В Восточной Гуте 7 февраля, по данным правозащитников, погибли по меньшей мере 35 солдат сирийской армии и бойцов проправительственных формирований в засаде, устроенной боевиками группировки «Джейш аль-ислам». По данным иранских СМИ, в Восточной Гуте правительственные силы отразили атаку боевиков «Джейш аль-ислам». При этом уничтожены по меньшей мере 30 боевиков.

9 февраля в Дамаске близ полицейского клуба была взорвана заминированная автомашина. В результате теракта погибли по меньшей мере 8 человек, включая нескольких полицейских, 20 человек получили ранения. Смертник, находившийся за рулем автомашины, был одет в полицейскую форму. Ответственность за теракт взяло на себя ИГ.

В провинции Дейр эз-Зор 7 февраля в районе населенного пункта Аль-Мухсен имела место ожесточенная междоусобица, в которой сошлись сирийские и иностранные джихадисты ИГ. Чем она завершилась в части неизбежных потерь – не известно.

10 февраля правительственные силы штурмовали позиции джихадистов из ИГ в районе деревни Табиа близ города Мухасан.

В течение недели основными эпицентрами боев в провинции оставались окрестности осажденной боевиками местной авиабазы и район Аль-Багалия. 12 февраля отражена очередная атака боевиков ИГ на авиабазу. При этом уничтожены по меньшей мере 50 джихадистов.

На юго-востоке провинции Хомс правительственным силами 9 февраля удалось выбить боевиков ИГ из города Тар аль-Харуба. Установлен контроль над высотами 901, 903 и 912. К исходу 9 февраля они вышли к окраинам города Куариатан. 12 февраля на востоке провинции сирийские войска вели бои против формирований ИГ в районе Аль-Байярат.

В провинции Дераа продолжались ожесточенные бои между правительственными силами и джихадистами за район Дераа аль-Баляд провинциального центра. В восточной части провинции 9 февраля шли ожесточенные бои за город Найма.

В сводках боевых действий все чаще звучит название провинции Ракка, считающейся оплотом ИГ. Там 10 февраля правительственные силы штурмом взяли позиции боевиков ИГ близ города Захия. Установлен контроль над тремя господствующими высотами в районе города.

В провинции Хама в окрестностях провинциального центра правительственные силы вели боевые действия против формирований группировки «Джейш аль-фатх» за населенные пункты Ас-Сармания, Аль-Каркор, Аль-Латамина, Аль-Хабит. В восточной части провинции шли бои против боевиков ИГ. Там целью сирийских военных является создание плацдарма для последующего наступления на провинцию Ракка. В этом районе установлен контроль над господствующими высотами номера 1 и 5. 12 февраля освобождена деревня Таль Мадаха близ города Исрия. Там правительственные силы продвигались на восток вдоль автодороги Ас-Саламия — Ракка.

Наблюдатели отмечают, что сирийские военные активно используют тактику создания «огненных мешков», то есть изоляции боевиков на ограниченных территориях, а затем их уничтожения с использованием артиллерии и авиации с тем, чтобы минимизировать потери личного состава. Подобная тактика широко использовалась российской армией в ходе двух чеченских кампаний.

9 февраля в Вашингтоне был распространен доклад директора Национальной разведки США Джеймса Клэппера, согласно которому  Дамаск при иностранной поддержке сможет вернуть под контроль ряд стратегически важных территорий, однако кардинально изменить расстановку сил в Сирии правительственным войскам не удастся. «По нашим оценкам, иностранная помощь позволит Дамаску продвинуться в некоторых ключевых районах, ныне подконтрольных оппозиции, и избежать дальнейших потерь (территории), однако ему не удастся радикально изменить расстановку сил на поле боя», — отмечается в докладе. В тексте подчеркивается, что операции российских военных в Сирии, вероятно, «помогут режиму (президента Сирии Башара Асада-авт.) вернуть под свой контроль важные территории на западе Сирии, например, такие как Алеппо».

12 февраля директор ЦРУ Джон Бреннан признал то, что было известно уже давно — ИГ уже неоднократно использовало в боевых действиях химическое оружие. Он же сообщил, что джихадисты могут производить в небольших количествах отравляющие вещества хлорин и горчичный газ. При этом он не привел каких-либо данных о происхождении компонентов для их производства, хотя ранее ряд наблюдателей неоднократно указывал на Турцию.

12 февраля в интервью АФП президент Сирии Башар Асад заявил, что намерен вести борьбу против джихадистов до полного освобождения Сирии. Он предупредил, что эта борьба будет долгой. Тем самым он опроверг приписываемые Дамаску и Москве планы освобождения т.н. «полезной Сирии» и отказа от борьбы за пустынные территории в провинциях Ракка и Дейр эз-Зор. Настрой сирийского президента явно указывает на то, что он ни при каких обстоятельствах не собирается ни отказываться от власти, ни делиться таковой.

52.23MB | MySQL:103 | 0,538sec