Министр иностранных дел Судана К.Эддин Исмаил категорически отверг американские условия возможного снятия санкций с Судана и нормализации двусторонних отношений. Одновременно спикер парламента Ибрагим Ахмед Омер очень прозрачно намекнул, что возможной реакцией Судана на эти требования будет сворачивание сотрудничества с США по вопросам контртерроризма. Все эти заявления появились сразу после того, как временный поверенный США в Хартуме Дж.Ланье вновь заявил, что США не могут снять санкции с Судана и исключить его из списка Госдепартамента США «как спонсора терроризма» пока не будут урегулированы вопросы достижения «прочного и устойчивого мира в Дарфуре и не будут урегулированы все спорные вопросы и прекращены боевые действия в Южном Кордофане и Голубом Ниле». Ответ со стороны министра иностранных дел Судана последовал незамедлительно: «Правительство не может принять никаких предварительных условий и отвергает все условия, которые не отвечают интересам суданского народа». При этом не совсем понятно, кто конкретно просил посла США в Хартуме высказываться на тему санкций, и зачем он идет на сознательное обострение двусторонних отношений. Напомним, что Вашингтон ввел санкции в отношении Судана в 1993 году, обвинив его в спонсировании терроризма. Это, в общем-то, на тот период времени было справедливым, поскольку тогда на суданской территории пытался свить свое гнездо Усама бен Ладен и даже наладить там выпуск химического оружия. Но с той поры прошло уже много лет, в Судане точно нет «Аль-Каиды» (запрещена в России) и ее последователей. Есть, конечно, значительный по составу филиал ХАМАСа, который занимался там вопросами контрабанды оружия на Синай. Сначала в интересах хамасистов в секторе Газа, а теперь в интересах ливийских исламистов. Сначала эти операции оплачивал Иран, теперь Катар. Но, ни о ХАМАСе, ни тем более о Катаре американский посол и Госдепартамент США не упоминает. При этом аналитики справедливо указывает на то, что Вашингтон в последнее время несколько раз громогласно заявлял о том, что Судан активно участвует в мировом контртеррористическом сотрудничестве, что абсолютно не вяжется с обвинениями в спонсорстве терроризма. Да и сама тема Дарфура или Голубого Нила выходит за рамки борьбы с терроризмом.
Вот, собственно, на теме сотрудничества по борьбе с исламистами и джихадистами сейчас ломаются копья. Спикер суданского парламента И.Ахмед Омер присутствовал в эти дни на международной конференции по борьбе с наркотиками в Нью-Йорке. Он воспользовался этой ситуацией для того, чтобы провести несколько неофициальных встреч с американскими конгрессменами именно на предмет поднятия новой волны кампании по снятию санкций. И вот, как представляется, именно на эту встречу с республиканцами решили отреагировать в Госдепартаменте США и дали соответствующую отмашку своему послу в Хартуме. Из этого мы делаем первый вывод о том, что послаблений в санкционном режиме в отношении Судана при правлении Б.Обамы ожидать не приходится. В данном случае дело даже не в том, что американские власти очень пекутся о перспективах мирного урегулирования в Дарфуре. Дело в том, что в Госдепартаменте США очень сильна партия С.Райс, которая априори ставила на южносуданское руководство, которое сейчас довело свою страну до гражданской войны и экономического коллапса. Это опять к слову о роли личности в истории. Кстати, и в случае избрания президентом США Х.Клинтон ситуация к лучшему в отношении снятия санкций не изменится. Именно потому, что Х.Клинтон в бытность свою госсекретарем США являлась ярым сторонником ставки именно на Джубу и южносуданского президента С.Киира.
Что же касается явной угрозы Хартума прервать сотрудничество с США в контртеррористической сфере, то в случае ее реализации американской системе безопасности будет нанесен ощутимый ущерб. Начнем с того, что американцы располагают самой мощной станцией АНБ в регионе именно в Судане. Сейчас они строят для нее новое более обширное и защищенное здание. После обострения отношений с Каиром (местные военные не послушались и не поверили, что американская концепция внешней политики в отношении ставки на «Братьев-мусульман», как креативную силу в регионе, правильнее их видения этого вопроса) суданская площадка остается для американцев практически единственной базой для осуществления радиоконтроля региона. Ровно по этой самой причине они не закрывали свое посольство в Судане, несмотря на всех У.бен Ладенов вместе взятых. Второй важный момент — это получение по партнерским каналам сотрудничества с суданской разведкой актуальной информации в отношении активности исламистов по всему миру. Суданцы традиционно являются «пехотой» практически во всех исламистских и джихадистских движениях на Ближнем Востоке. Это обеспечивает суданской разведке очень хорошую сеть агентуры. Вспомним, например, нашумевшую историю об участии суданских медиков в работе госпиталей «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Ираке. Более оптимальное место для дислоцирования своей агентуры трудно себе представить. Срыв этой операции произошел только по причине того, что в ряды медиков затесалась дочь значимого суданского чиновника. Разведка получает информацию фактически со всех участков фронта через раненых. В конечном счете, У.бен Ладена также сдал медик. Об уровне суданской агентуры на этом направлении можно судить хотя бы по тому, сильно не афишируемому американцами, факту, что упреждающая информация о планируемых террористических атаках 11 сентября 2001 года ЦРУ США получило именно от суданской разведки, но проигнорировало ее тогда. Зато сейчас уделяет таким сигналам от суданцев повышенное внимание. Самостоятельной успешной работой с агентурой американцы похвастаться не могут, на что неоднократно указывалось в материалах того же Конгресса США. Для американских служб агентурная разведка — это вообще очень большая головная боль, особенно в «Аль-Каиде» и «Исламском государстве» (ИГ). В этой ситуации для того же ЦРУ оптимальным вариантом является получение развединформации по партнерским каналам. Собственно, из-за этого американцы очень часто становятся жертвами явно ангажированной информации. Как это было, например, с историей о якобы применением Дамаском химического оружия против оппозиции и мирных жителей. В случае замораживания суданского канала обмена развединформацией американцы увидят серьезную брешь в своей системе безопасности. Другой вопрос, что это не слишком волнует тот слой политического руководства США, который через год собирается удалиться на покой. Пойдут ли на такой шаг суданцы? Очень даже возможно на какой-то срок они и заморозят эти отношения. Тем более, что с учетом их потепления отношений с Эр-Риядом и льготным кредитам экономическую ситуацию в стране удалось выправить в лучшую сторону.