Иран: на пороге выборов

В пятницу 26 февраля в Иране одновременно проходят выборы в национальный  парламент  — Собрание исламского Совета —  и Совет экспертов. Как высший законодательный орган, парламент избирается на основе прямого и тайного голосования сроком на 4 года. После референдума 1989 г. были внесены изменения в количественный состав депутатов. Отныне каждые 10 лет к тогдашнему числу депутатского корпуса можно добавлять по 10 человек. К настоящему времени число депутатов выросло до 290 человек. 5 из них выбираются из числа признанных религиозных меньшинств, к которым в настоящее время в Иране относятся зороастрийцы, иудеи и христиане. За зороастрийцами забронировано одно место в парламенте, столько же – за иудеями, а три депутатских мандата отходят христианам, причем два из них – армянам, по территориальному признаку, а одно – ассирийцам и халдеям. Выборы последних созывов выявляли резкий накал противостояния между консервативной и реформаторской частями правящего духовенства, что в последующем отражалось на ужесточении или временной либерализации внешнеполитического курса страны.

Совет экспертов является одной из базовых  структур исламской власти. Он призван обеспечить преемственность высшего религиозно-политического руководства. Главной функцией Совета является избрание, контроль деятельности или отстранение от должности религиозного лидера страны – рахбара. Им с 1989 г. является аятолла Али Хаменеи. В состав Совета экспертов входят 86 членов. Это – религиозно-политические деятели, являющиеся учеными-богословами, обладающие  «необходимой информацией о проблемах сегодняшнего дня, правильным политическим и социальным мировоззрением, верой в государственный строй Исламской Республики». Они избираются сроком на 8 лет на основе прямых всеобщих выборов. Так, на выборы в Совет экспертов в декабре 2006 г. было допущено 180 кандидатов, представлявших в основном два лагеря – прагматиков во главе с экс-президентом и председателем Совета по целесообразности Али-Акбаром Хашеми-Рафсанджани и радикалов-консерваторов во главе с аятоллой Мохаммад-Таги Месбах-Язди. Со значительным перевесом на выборах победили сторонники Хашеми-Рафсанджани, который и был избран на пост председателя Совета экспертов.

Кстати, и на этот раз патриарх иранской политики, перешагнувший отметку в 80 лет, будет участвовать в выборах в Совет экспертов, хотя и в последний раз в своей жизни, как он уверяет в эти дни в многочисленных интервью иранским и зарубежным СМИ. Будучи прагматиком, он по традиции своей политической жизни последних десятилетий нещадно критикует фундаменталистское крыло местной  религиозно-политической элиты. С приближением выборов критика Хашеми-Рафсанджани все более радикализируется.  В отместку, в среду 24 февраля фундаменталисты, как он сам считает, совершили хакерскую атаку и отключили все его интернет-ресурсы.

Во вторник в интервью проправительственным  СМИ Хашеми-Рафсанджани  заявил, что  с фундаменталистами следует вести себя серьезно и решительно, не дав им возможности монополизировать законодательную власть. Однако, похоже, что так оно  и будет, потому что, как пишет иранская печать, к выборам допущено примерно три тысячи кандидатов от фундаменталистов, а представители реформаторского лагеря исчисляются лишь десятками.  По данным портала Shaffaf News, эти цифры разнятся по городам, но, например, в Тегеране соотношение совершенно иное – на каждые 10 кандидатов приходится 8 реформаторов.

При этом Ахмад Таваккколи, один из лидеров фундаменталистского крыла в парламенте, обратился к Хашеми-Рафсанджани с письмом, в котором обвинил политика в том, что  он смыкается с англичанами и ищет поддержки в Лондоне. О «кознях»  Запада, персонифицировавшегося на этот раз в Иране в лице Великобритании, в эти дни в Иране в среде консервативных политиков не говорит разве что ленивый. Тавакколи заявляет, что англичане взяли под свою особую опеку даже избирательные списки, желая отсеять из  них ненужные элементы. Обращаясь к Хашеми-Рафсанджани, Тавакколи предостерегает того от слепого следования западной линии, которая уведет страну от «маршрута исламской революции».  Как считает Таваккколи, британское посольство в Тегеране пытается помешать проведению честных выборов и готово подкупить всех, кто на это способен. Вот почему, обращается к Хашеми-Рафсанджани  депутат от фундаменталистов,  такой западной провокации должен быть поставлен заслон.  Касаясь линии духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, состоящей в как можно большей дистанцированности от Запада, парламентарий просит опытного политика сотрудничать с Хаменеи, ибо это на благо всей стране и судьбе революции.  Западный «след» эксплуатируют в эти дни многие консервативные политики, как в парламенте, так и в органах исполнительной и судебной власти, раздающие налево и направо интервью о том, что противостоящие фундаменталистам либералы и реформаторы, объединившиеся вокруг нынешнего президента Хасана Роухани, находятся на британском обеспечении, и им оказывается даже информационная поддержка со стороны такого рупора западной пропаганды как британская телерадиовещательная корпорация BBC.  Раздаются даже голоса о том, что если в парламент пройдут депутаты, «поддерживаемые BBC», их надо лишить места в законодательном органе.  Эту точку зрения высказал , выступая перед избирателями в среду 24 февраля, сам религиозный лидер страны аятолла Али Хаменеи. По его словам, такие депутаты, придя в парламент, произносят в нем речи, несовместимые с их статусом. «Так, один из таких деятелей  сказал с трибуны Собрания исламского Совета, что мы лжем всему миру о своей атомной программе. Разве такое должно быть? Это слова врагов, которые годами обвиняли нас в том, что наша атомная программа непрозрачна, что мы вводим в заблуждение весь мир». Речь, по всей вероятности, идет о депутате парламента Акбаре Алами из Тебриза, который, будучи специалистом-ядерщиком, сказал в одном из своих выступлений, что Иран реализует военное направление своей атомной программы, чем вызвал гнев религиозно-политической элиты страны. Аятолла Али Хаменеи недвусмысленно призвал избирателей отдать свои голоса  кандидатам консервативного лагеря.

Во вторник 23 февраля с антизападными заявлениями выступил и глава судебной власти ИРИ аятолла Садек Амоли-Лариджани.  К нему присоединился родной брат, спикер парламента Али Лариджани, заявивший, что если реформисты «пляшут под западную дудку» и идут вместе с врагами революции, почему тогда никто не может пресечь их противозаконную деятельность.  В ответ в СМИ выступил глава внешнеполитического ведомства в либеральном правительстве президента Х.Роухани – Мохаммад-Джавад Зариф. В интервью газете «Иран» он заявил, что выборы покажут миру, что Иран – самая спокойная страна региона, в которой созданы все условия для капиталовложений, и в ее экономику можно инвестировать любые средства. Кроме того, подчеркнул  М.Дж. Зариф, выборы покажут, что в стране есть и политическая стабильность, а это – главное условие для экономического развития. Заслуга, считает М.Дж.Зариф, принадлежит  иранским либералам круга президента Х.Роухани, обеспечивших выход страны из-под санкций, что привело к постепенному преодолению политической и экономической изоляции.

Отметим и позиции других политических сил, в частности, — Партии иранского народа, лидеры которой Дарьюш и Парванэ Форухар были зверски убиты иранскими спецслужбами в собственном доме около двух десятилетий тому назад. Она призвала избирателей бойкотировать нынешние выборы. Такой же линии придерживаются многие иранские оппозиционные организации Национального фронта, базирующиеся за рубежом. Они квалифицируют предстоящие выборы как далекие от демократических принципов и неспособные предоставить гражданам Ирана возможность действительного волеизъявления.  «Это, — говорится в одном из заявлений, — будет еще одно цирковое представление, которых было уже достаточно много». Бойкотировать выборы призвал граждан Ирана и наследник иранского престола, сын шаха Мохаммада–Резы Пехлеви – Реза Пехлеви, проживающий много лет в США. По его словам, не голосовать – это тоже позиция, причем, четкая и недвусмысленная. В пятницу участие в выборах примут, по данным главы МВД  ИРИ Абдолрезы Рахмани-Фазли,  55 миллионов граждан Исламской Республики, в том числе  3 миллиона —  в первый раз.

52.36MB | MySQL:103 | 0,474sec