Саудовский план по созданию суннитского альянса терпит неудачу

Министр иностранных дел КСА А.аль-Джубейр 23 февраля с.г. с кратким визитом посетил Хартум, где провел встречу с суданским президентом О.аль-Баширом. Согласно официальной хронике, двухчасовая беседа касалась тем безопасности в Сирии, Сомали, Ливии. Йемене и на палестинских территориях. Плюс ко всему Эр-Рияд пообещал выделить Судану 5 млрд долларов военной помощи для полной модернизации национальных вооруженных сил. Скажем сразу, что за два часа сложно обсудить весь комплекс вышеуказанных проблем. Но можно вполне выслушать пожелание Эр-Рияда по тому или иному вопросу. Эксперты уже успели сделать вывод о том, что Саудовская Аравия таким образом публично перенаправила Судану ливанский кредит на закупку вооружения. Там тоже речь шла о перевооружении армии, но на прошлой неделе Эр-Рияд заблокировал эту сделку. Тем самым очень сильно огорчив французские оружейные компании, которые должны были стать основными поставщиками вооружения и военной техники для ливанской армии. В случае же с Суданом речь шла далеко не о французском оружии. Хартум четко дал понять, что переучивать своих военных, которые выросли в своей массе на советском оружии, будет дорого. Так что, в случае, если КСА выполнит свое обещание, то найдется работа для российских оборонщиков. 5 млрд.долларов — это очень приличный объем, и в данном случае речь идет о глобальном переоснащении армии Судана. Касаемо Ливана отметим, что ряд экспертов сходится во мнении, что трансформация позиции Эр-Рияда связана, прежде всего, с тем, что ливанские политики не дали исчерпывающих гарантий того, что эти деньги пойдут на сдерживание активности «Хизбаллы». Более того, перспективы саудовской креатуры в лице Сада Харири стать новым премьер-министром (а под него, прежде всего, в Эр-Рияде были готовы открыть кредитную линию) в настоящее время падают, а деятельность самих саудовских эмисаров в Ливане начинает встречать все более жесткий отпор. И по этой причине Эр-Рияд рекомендовал своим подданным воздержаться от поездок в Ливан. На самом деле, это форма специфического давления. С наступлением летней жары на Аравийском полуострове саудовцы в массовом порядке с семьями выезжают на свои дачи в Ливан. За что Бейрут попал в немилость? Совсем не по причине неких философских размышлений о том, в какой степени местные сунниты сдерживают «Хизбаллу». Просто официальные ливанские власти никоим образом не отреагировали на нападение в Тегеране на саудовское посольство после казни шиитского проповедника Нимра ан-Нимра. Они не осудили этот инцидент, то есть заняли, по оценке Эр-Рияда, проиранскую позицию. Отсюда и все эти демарши, которые, кстати, не факт, что приобретут некое материальное воплощение. Сейчас ливанский премьер-министр собирается в спешный блиц-визит на Аравийский полуостров. Так что мы бы не рискнули предсказать дальнейший ход событий.

Основываемся на нескольких прошлых примерах. Совсем недавний — Джибути. После того, как министр обороны этой страны публично выгнал военного атташе ОАЭ из страны, а Эр-Рияд, и Абу-Даби начали целую кампанию демаршей: и от строительства военной базы в Джибути отказались; и джибутийцев на работу в свои страны пускать пперестали, и т.п. Но потом президент Джибути И.О.Гелле посетил Эр-Рияд, и ситуация кардинально поменялась: Саудовская Аравия решила строить в Джибути базу, и массу кредитов согласилась выделить, и т.п. Тот же Хартум, которому обещана какая-то баснословная сумма на вооружение (реально, суданская армия просто ее не «переварит»), еще совсем недавно ходил в главных врагах Эр-Рияда за дружбу с Тегераном. Стоило суданскому руководству принять непростое решение о закрытии иранского культурного центра в Хартуме и высылке советника по культуре посольства Ирана, как началась крепкая саудовско-суданская дружба. Даже несмотря на то, что режим в Хартуме сильно не скрывает, что идеологически тяготеет к «Братьям-мусульманам», коих в Эр-Рияде полагают одной из главных угроз национальной безопасности. Все объясняется очень просто — Эр-Рияд на фоне американского «предательства» по иранской ядерной программе и усиления Ирана в качестве региональной силы проводит спешную сверку кадрового союзнического потенциала. Делается это различными специфическими способами: кого-то сразу пугают, а потом покупают, кого-то наоборот. Но смысл один — сколотить некую коалицию суннитских государств. Отсюда и спешный визит в Каир, по итогам которого от АРЕ удалось выбить официальное обещание «защищать союзника, если на него нападут». При этом в Эр-Рияде отдают себе отчет в том, что последние по времени высказывания египетских военных в отношении сирийской ситуации не совсем совпадают с саудовским видением этой проблемы. Не говоря уже о пакистанских союзниках, которые без всяких намеков заявляют о том, что выступают за сохранение Б.Асада у власти. Таким образом, попытки Эр-Рияда создать некий суннитский альянс пока не выглядит бесспорным.

В саудовской тактике, основанной на покупке дружбы за кредиты, есть один маленький недостаток. Она очень затратна. На фоне низких цен на нефть такая тактика вполне себе может загнать спонсора в крутое финансовое пике. Известно, что по итогам прошлого года у саудовского бюджета образовался дефицит в 98 млрд долларов. Вроде бы пустячок, как полагали большинство экспертов. Но это был первый звонок. Второй прозвучал, когда в Эр-Рияде начали спешно реализовывать инициативу по переговорам с Россией и другими партнерами по ОПЕК в отношении сокращения объемов добываемой нефти. Пусть пока эта схема и не сработала, но сам шаг со стороны Саудовской Аравии свидетельствует о том, что она начинает нервничать. Саудовское руководство начинает осознавать, что политика по разорению демпингом американских сланцевых месторождений может оказаться палкой о двух концах. Когда эксперты в один голос рассуждали о запасе прочности саудовской финансовой системы даже при низких ценах на нефть, то они исходили из обычных бюджетных затрат. Но при этом никто из них не просчитывал, а сколько стоит мессианская идея и попытка выглядеть региональным лидером. У саудовских кредитов есть одна особенность — их никто не собирается отдавать. А кроме предоставления кредитов у Эр-Риада нет иных способов создавать себе союзников. А значит создаваемая система суннитского альянса очень и очень уязвима, так как воевать королевство никто из ныне провозглашающих свою верность союзническим обязательствам не будет. Как никто из саудовских союзников, которые послали свои контингенты в Йемен, в реальности сейчас не воюет.

62.82MB | MySQL:102 | 0,546sec