Ситуация в Ливане: февраль 2016 г.

Ситуация в Ливане в феврале 2016 года характеризовалась нестабильностью. Ее главными моментами оставались борьба с джихадистской и террористической угрозой, неурегулированность президентского кризиса, ирано-саудовское соперничество, проявляющееся в борьбе просаудовского (движение «Мустакбаль») и проиранского (движение «Хизбалла») лагерей, проблема сирийских беженцев, усугубляющих экономические трудности Ливана. Во второй половине февраля к традиционным социально-экономическим и политическим проблемам Ливана добавились саудовские финансовые  и экономические санкции, направленные на то, чтобы подорвать положение «Хизбаллы» и уменьшить ее роль в политической системе страны.

4 февраля 2016 года подразделения ливанской армии провели антитеррористическую операцию в районе Арсаля. В ходе операции были убиты шесть боевиков террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) и арестованы шестнадцать. Боевая группа, расположившаяся в окрестностях Арсаля, планировала проведение нескольких взрывов с помощью террористов-смертников и захват новых заложников. Деструктивные намерения  террористов были вовремя предупреждены благодаря скоординированной работе ливанских вооруженных сил, спецслужб и движения «Хизбалла».

15 февраля в Ливан возвратился бывший премьер-министр страны и лидер движения «Мустакбаль» Саад Харири. На этот раз экс-премьер объявил о том, что вернулся в страну «всерьез и надолго». По возвращении Саад Харири провел встречи с рядом политических деятелей Ливана. 15 февраля он встретился с премьер-министром Таммамом Саламом и новым лидером партии «Катаиб» Сами Жмайелем. Сами Жмайель недавно стал председателем этой христианской партии, блокирующейся с Саадом Харири в рамках Коалиции 14 марта, вместо своего отца Амина Жмайеля, бывшего в 1982-1988 годах президентом Ливана. Многие наблюдатели отмечают его инфантилизм и политическую беспомощность. 16-17 февраля лидер движения «Мустакбаль» провел встречи с бывшим президентом страны Мишелем Сулейманом, бывшим вице-спикером парламента, влиятельным представителем православной общины Ливана Мишелем Мурром, маронитским патриархом Бутросом Бешарой ар-Раи, муфтием Горного Ливана Мухаммедом Али Джузо, командующим ливанской армией генералом Жаном Кахваджи, директором Службы внутренней безопасности Аббасом Ибрагимом, министром телекоммуникаций Бутросом Харбом, лидером Демократической партии Ливана Талялем Арсланом. По мнению газеты «Ас-Сафир» возвращение экс-премьера в Ливан связано с ухудшением экономической ситуации возглавляемой им корпорации Saudi Oger, переживающей в настоящее время не лучшие времена.

Далеко идущие последствия имеют санкции, введенные  Саудовской Аравией против Ливана во второй половине февраля. 22 февраля МИД КСА объявил о том, что королевство отказывается от предоставления Ливану гранта на приобретение оружия из Франции. Напомним, что решение о предоставлении финансовой помощи на покупку оружия «для борьбы с терроризмом» было принято Эр-Риядом в 2013 году. Ливану было выделено 4 миллиарда долларов (так и не дошедших до назначения), из которых 3 миллиарда должно было поступить ливанской армии и 1 миллиард долларов – службам безопасности. Более того, деньги, изначально предназначенные для ВС Ливана, были демонстративно «подарены» Судану. Министр обороны КСА принц Мухаммед бен Сальман объявил о выделении этому государству военной помощи на сумму в 5 миллиардов долларов. Скорее всего, такое поощрение Судана связано со сворачиванием Хартумом отношений с ИРИ, а также с участием суданских военных в саудовской операции в Йемене.

23 февраля правительства Саудовской Аравии, Бахрейна и Кувейта «не рекомендовали своим гражданам посещать Ливан с туристическими целями», а правительство ОАЭ прямо запретило своим гражданам поездки в Ливан. 25 февраля к этой мере после определенных колебаний присоединился Катар. Ограничения на поездки подданных аравийских монархий  в Ливан могут больно ударить по туристическому и гостиничному бизнесу этой страны. Богатые приезжие из КСА, ОАЭ, Катара давно облюбовали Ливан. Как правило, они приезжают в страну летом, в пик жары в странах Залива. Помимо пляжного отдыха в их пребывании в Ливане есть  и другая сторона. Либеральная обстановка в стране выгодно отличается от удушливой атмосферы шариатского законодательства в их собственных странах, здесь туристы из стран Залива отдыхают в ресторанах и ночных клубах, с легкостью заводят знакомства с женщинами.

Еще больше встревожили ливанское общественное мнение слухи о возможной высылке на родину работающих в аравийских монархиях ливанцев. На сегодняшний день в странах ССАГПЗ работают 400 тысяч ливанских граждан, из них 220 тысяч – в Саудовской Аравии. По информации ливанской газеты «Ас-Сафир», 100 тысяч из них будут подвергнуты в Саудовской Аравии лицензированию, то есть сокращению в связи «со сложными экономическими обстоятельствами в стране». Ежегодно ливанская диаспора перечисляет своим семьям 8,7 миллиарда долларов. При этом 57% финансовых поступлений, то есть примерно 4,7 миллиарда долларов идут из стран Персидского залива.

Еще одной угрозой, к которой прибегает Эр-Рияд, является возможный вывод саудовских авуаров из ливанских банков. Об этом объявил «Ахли Сауди Банк», саудовский государственный банк, ведущий дела в Ливане. По сведениям газеты «Ас-Сафир», в Центральном банке Ливане размещены авуары из стран Залива на сумму 860 миллионов долларов, из которых 300 миллионов – саудовские деньги. Задачей этих вкладов являются поддержание на плаву и стабилизация ливанского фунта.

Решение КСА ввести санкции против Ливана уже подверглись комментариям со стороны ливанских политиков. Лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла 2 марта выступил с пространной речью, в которой обвинил Саудовскую Аравию в том, что ее правящая семья хочет «коллективно наказать ливанцев». В своем телевизионном выступлении по каналу «Аль-Манар» Х.Насралла заявил о том, что «Саудовская Аравия не имеет права подвергать санкциям весь ливанский народ за то, что одна партия заняла определенную позицию». «Если в стране, по мнению саудовцев, есть преступники, то преступник – это я, преступники – это моя партия. Если у вас есть проблемы с нами, разбирайтесь с нами как мужчины, но не вымещайте свою злобу на всех ливанцах», — добавил Насралла. Далее лидер «Хизбаллы» обвинил Саудовскую Аравию в том, что она провоцирует рознь между суннитами и шиитами. Он также отметил, что правящая семья КСА совершала преступления в Йемене, на Бахрейне и в Сирии «в течение последних пяти лет, в течение последних десяти лет, в течение последних ста лет». Он также обвинил власти королевства в причастности к терактам в Ливане в 2013 году, в ходе которых погибло немало шиитов. Хасан Насралла положительно оценил перемирие, объявленное в Сирии, и отметил, что «если пожелает Аллах, оно приведет к политическому решению».

Премьер-министр Ливана Таммам Салам попросил Саудовскую Аравию пересмотреть свои решения. «Мы с большим сожалением узнали о решении КСА, касающегося выделения гранта на поставки оружия. Каждая беда, затрагивающая наших соседей, включая Саудовскую Аравию, затрагивает и нас, ливанцев. Мы просим саудовское правительство пересмотреть это решение», — заявил премьер-министр. Лидер движения «Мустакбаль» Саад Харири так прокомментировал решение Эр-Рияда: «Мы хорошо понимаем смысл решения саудовского правительства. Мы просим Эр-Рияд принять во внимание страдания ливанского народа и отнестись к ним как старший брат. Достоинство королевства и достоинство уважающих себя ливанцев совпадают. Те, кто думает, что Ливан может превратиться в иранскую колонию, заблуждается. Они представляют настоящую опасность для Ливана и ставят страну на грань катастрофы». Этот пассаж Харири был недвусмысленным намеком на деятельность движения «Хизбалла». Лидер партии «Ливанские силы» Самир Джаджаа потребовал от правительства «поставить «Хизбаллу» на место и обязать ее не предпринимать враждебных действий против саудовского правительства. Он  также высказался за поездку в Эр-Рияд ливанской правительственной делегации во главе с Таммамом Саламом, которая будет просить КСА пересмотреть решение о выделении военной помощи.

Наиболее значительным событием в международных связях Ливана стал визит в США ливанской парламентской делегации, прошедший 23-27 февраля. В ходе визита ливанские депутаты встретились не только с представителями Конгресса США, но и с рядом высокопоставленных дипломатов, включая заместителей госсекретаря США Томаса Шэннона, Энн Ричард, Даниэла Глейзера. Основным предметом озабоченности ливанцев был «Акт о финансировании «Хизбаллы»», принятый Конгрессом США в декабре 2015 года. Ливанские парламентарии опасались, что американские санкции могут распространиться на большинство ливанских банков, нанеся существенный ущерб экономике страны. Особое беспокойство ливанцев вызывает возможность американцев заблокировать банковские транзакции, что приведет к параличу экономической жизни в стране. Ведь ВВП Ливана во многом зависит от денежных переводов ливанцев, работающих за границей. В Вашингтоне ливанских депутатов успокоили тем, что в задачи США не входит подрыв банковской системы страны. Один из членов делегации депутат парламента от Свободного патриотического движения Ален Аун заявил в интервью порталу «Аль-Монитор» о том, что «Запад и, прежде всего США заинтересованы в стабильности в Ливане». Он также сообщил о том, что Вашингтон в какой-то мере готов компенсировать отказ Эр-Рияда выделить Ливану грант военной помощи. В США рассматривается возможность выделения Бейруту 1 миллиарда долларов.  Это, конечно, не 4 миллиарда, анонсированные в свое время Эр-Риядом, но какое-то количество вооружений ливанская армия получит.

Любопытную информацию, касающуюся президентских выборов в США и связанных с ливанской тематикой, сообщили арабские СМИ. Одним из трех основных советников кандидата в президенты Дональда Трампа является ливанец Валид Фарес, с начала 1990-х годов проживающий в США. В годы гражданской войны в Ливане В.Фарес был политическим активистом и боевиком правохристианской партии «Ливанские силы». Находясь в США сотрудничал  с рядом аналитических и экспертных центров, включая Центр Джорджтаунского университета. В 2012 году опубликовал маловразумительную книгу, посвященную «арабским революциям», устаревшую уже через полгода. Неизвестно, будет ли присутствие этого эксперта в предвыборном штабе полезным для Трампа, но его активное участие в предвыборной кампании в США вызывает определенную гордость в Ливане.

52.27MB | MySQL:103 | 0,418sec