Американо-турецкие переговоры на высшем уровне на фоне ситуации в Сирии

Совместная борьба с терроризмом, политическое урегулирование и прекращение огня в Сирии стали главными темами встречи вице-президента США Джозефа Байдена и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Об этом сообщила в четверг 31 марта пресс-служба Белого дома. Дж.Байден, подтвердил, что «Соединенные Штаты рассматривают РПК (Рабочую партию Курдистана) как иностранную террористическую организацию». «Лидеры условились углубить сотрудничество в борьбе против любых форм терроризма, включая РПК», — отметили представители администрации США. Позднее турецкий президент «на полях» Четвертого саммита по ядерной безопасности, который проходил в Вашингтоне с 31 марта по 1 апреля 2016 года, сумел провести встречу и с президентом США Б.Обамой. При этом отметим, последовательность действий американских лидеров. Информированные источники в этой связи отмечают, что встречи с американским президентом не было бы вообще, если бы сначала госсекретарь Дж.Керри, а затем вице-президент  Дж.Байден не сделали для себя определенные выводы «о вменяемости клиента». Касаясь упоминания американцами «РПК как международной террористической организации», отметим следующее. Это, безусловно, дань хорошему тону, за которым ничего не следует. Ни о какой совместной работе с Анарой на этом направлении Вашингтон, естественно, предпринимать не будет. Достаточно сказать, что тот же Госдепартамент США позже заявил, что «у Вашингтона нет определенных данных, которые бы указывали определенно на след РПК в организации терактов в Стамбуле и Анкаре». Это важная оговорка, поскольку главной темой американо-турецких переговоров был как раз курдский вопрос. Или, если проще, продолжение прежней политики США по использованию альянса «Сирийских демократических сил» (СДС) для взятия сирийской «столицы» «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)  г.Ракка. После успехов сирийских правительственных сил (а на Западе это без всякого камуфляжа называют «победой русских», что и вызвало нервно-запоздалую реакцию) США вновь надо доказывать свою состоятельность как некой системообразующей силы коалиции, противостоящей ИГ. Мы ранее сообщали, что освобождение Пальмиры несет очень серьезный пропагандистский успех прежде всего. По степени равнозначности с ней можно сравнить только взятие Ракки, и именно на это и будут направлены усилия США. В этой связи сначала Р.Т.Эрдогана очень серьезно подготовили к разговору с Б.Обамой. Утечка информации в американские СМИ «об отказе Б.Обамы встречаться с турецким президентом» заставила Р.Т.Эрдогана здорово понервничать. И, в общем-то, ни к чему не обязывающая встреча американского и турецкого президентов «на полях» саммита по ядерной безопасности была своего рода утешительным призом за то, что Р.Т.Эрдоган внял требованиям американцев, которые ему были транслированы Дж.Керри и Дж.Байденом.

В чем суть достигнутых договоренностей? Прежде всего в том, что США и далее посредством материально-технической и военной помощи курдским отрядам в Сирии будут стремиться взять Ракку. Турецкая сторона не должна ни в коей мере препятствовать попыткам курдских отрядов решить эту задачу. В том числе и путем обстрелов или авианалетов. При этом американцы закрывают глаза на действия турецких властей в отношении РПК в самой Турции и на севере Ирака. Они же гарантируют, что  сирийскиекурды не будут брать Джараблус. В случае перехода курдских отрядов через Евфрат, что является своеобразной «красной линией» для Анкары, турки обязались предварительно обсуждать такие инциденты с американцами в каждом случае. Вашингтон также не собирается заострять внимание мировой общественности на фактах материально-технической поддержки со стороны Турции лояльных ей сил противников режима Б.Асада. То, что через этот же канал идет и снабжение ИГ, стороны во время встречи старались не упоминать. Американцы предложили турецкой стороне усилить мониторинг границы, дабы исключить возможность перехода отрядов ИГ или получение ими какой-либо помощи. И это все. Вашингтон вновь не поддержал идею создания т.н. «бесполетных зон», «зоны безопасности» на турецко-сирийской границе и очень прохладно отнесся к идее за два года обустроить лагеря для беженцев в зоне между Джараблусом и Азазом на сирийской территории. Эта идея фикс Р.Эрдогана, которую он озвучивает и к месту, и не очень. Ее отрицательно встретили в Евросоюзе и не поддерживают в США. Причина в данном случае очень проста. Р.Т.Эрдогану просто не верят и не собираются платить ему для реализации этой идеи. Справедливо полагая, что под этим гуманитарным планом стоит опять же идея международно-признанного военного присутствия турецких войск на сирийской территории. То есть под предлогом болезненной для Европы миграционной темы Р.Т.Эрдоган старается обеспечить международное признание создания все той же зоны безопасности. Можем констатировать, что это турецкому президенту пока не удается.

Касаясь позиции Москвы по сирийскому конфликту, американцы отмечают, что оставшийся в Сирии российская военный контингент сохраняет реальную возможность оказывать эффективную поддержку наступающим правительственным силам. В Пентагоне рассматривают в качестве приоритетного направления следующего широкомасштабного наступления город Дейр-эз-Зор с целью разблокирования местного гарнизона в составе 104-й дивизии Республиканской гвардии. В этом наступлении примут участие практически все те силы, которые участвовали в боях за Пальмиру. Это «Тигры», «Ястребы пустыни», отряды КСИР, «Хизбаллы», афганских хазарейцев. При этом американские военные отмечают, что этим силам необходимо некоторое время для перегруппировки и накопления резервов. В боях за Пальмиру эти части понесли серьезные потери, в том числе и 12 танков. Объявленное перемирие позволило сконцентрировать правительственные силы на ключевом направлении. Сторонники «светского крыла» оппозиции воспользовались им для того, чтобы активизировать свои действия против ИГ. Так, часть отрядовоппозиции  на юге Сирии начали наступление в районе Дераа против отрядов «Артиллерийской бригады Ярмука», которые тесно связанны с ИГ, и ее союзницей в лице группы «Харакат аль-Мутханна». Это, кстати, уже вызвало обвинение ряда групп оппозиции в союзе «с неверными» со стороны пропагандистов ИГ. И надо отметить, что в этом плане объявленное перемирие играет все возрастающую роль. По крайней мере, для того, чтобы максимально обескровить ИГ и иные радикальные исламистские группировки руками самих же оппозиционеров. Вопрос, что будут делать эти отряды оппозиции потом, когда сторонники ИГ будут разгромлены. Но в любом случае надо, опять же, четко констатировать, что идея с перемирием сработала. Она дала, помимо дипломатического эффекта, еще и чисто военный — позволила высвободить силы для концентрации их на действительно важных направлениях.

62.84MB | MySQL:102 | 0,597sec