Актуальные вопросы отношений Израиля и ООН

Конец марта стал периодом нового обострения отношений между Государством Израиль и Организацией Объединенных Наций, как в лице ее основных структурных подразделений, так и специализированных учреждений в составе организации. Стоит отметить, что для руководства страны это обстоятельство не явилось чем-то неожиданным. Глава израильского правительства неоднократно выступал с заявлениями относительно практики двойных стандартов, действующей, по его мнению, в рамках ООН. Такого рода высказывания, как правило, лишь усугубляли и без того непростые отношения с организацией. Однако делая их, представители правящих кругов страны неизменно стремились найти отклик среди государств, испытывающих на себе влияние схожих тенденций или тех, кто хотел бы скорректировать линию, проводимую ООН по определенному вопросу. На протяжении истории членства Израиля в организации наблюдались как положительные, так и отрицательные примеры использования данной тактики.

На это раз израильское руководство столкнулось с необходимостью получить поддержку во взаимодействии сразу с двумя структурами, а именно Советом Безопасности (СБ ООН) и Советом по правам человека (СПЧ). При этом поводом к произошедшему послужили события, о необходимости реакции на которые представители страны успели заявить ранее. К примеру, в середине марта 2016 г. посол государства при ООН Д.Данон обратился к СБ ООН с призывом принять меры против действующего иранского режима, который нарушил резолюцию № 2231, проведя испытания баллистических ракет. Премьер-министр Б.Нетаньяху, в свою очередь, призвал внешнеполитическое ведомство инициировать контакты с государствами, участвовавшими в переговорах в формате «5+1», дабы противостоять нарушениям, совершаемым Ираном.

Уже к концу месяца эти действия принесли Израилю определенный результат. Группа государств в составе США, Великобритании, Германии и Франции обратились с письмом на имя генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и посла Испании при ООН Р.О.Марчеси, чья страна ответственна за мониторинг ситуации вокруг резолюции СБ ООН № 2231. Основным содержанием письма, о котором в последние дни месяца сообщили мировые и израильские СМИ, стало стремление выработать адекватные меры, позволяющие дать ответ на несоблюдение Ираном указанной резолюции. С одной стороны, это обстоятельство свидетельствует, что, несмотря на определенные разногласия, в разной степени характерные для контактов Израиля с каждым из упомянутых государств, его точка зрения на ближневосточные угрозы может быть услышана. Стоит, однако, заметить, что направленное письмо вряд ли сможет оказать серьезное влияние на ситуацию. Во-первых, сама по себе форма, выбранная для обращения, не позволяет использовать такого рода послание для немедленного рассмотрения ситуации. В этой связи стоит полагать что, с одной стороны, инициаторы письма не имели цели введения против Ирана новых ограничительных мер и по сей день сохранили веру в дипломатический успех, достигнутый посредством подписания Совместного всеобъемлющего плана действий. С другой стороны, принимая во внимание опасения своего ближневосточного партнера и желая продемонстрировать ему поддержку, они все же не готовы отказаться от реализации своей внешнеполитической линии. Во-вторых, даже при условии принятия письма в рассмотрение, риск введения против Исламской Республики Иран санкций крайне мал, поскольку против этого шага выступит Российская Федерация, обладающая в СБ ООН правом вето. Наконец, Испания, представленная в ООН Р.О.Марчеси, весьма вероятно, не будет поддерживать Израиль. Причиной тому служит инцидент, произошедший в конце января. Тогда во время обстрелов на ливано-израильской границе погиб представитель миротворческого контингента из Испании. Ответственность за это была возложена государством на Израиль.

Второй случай был связан с деятельностью СПЧ ООН, традиционно считающимся в Израиле структурой, ведущей активную пропаганду против него. На этот раз организация заявила о намерении сформировать список израильских и зарубежных компаний, работающих на территориях, рассматриваемых Советом как «оккупированные». С точки зрения Израиля этот шаг был воспринят как новое дополнение к антиизраильскому бойкоту, который теперь благодаря указанному списку сможет получить конкретные цели в лице компаний, ведущих деятельность на территории Иудеи, Самарии и Восточного Иерусалима. Начав борьбу с этим трендом, Израиль вновь получил поддержку Соединенных Штатов. 30 марта 2016 г. на еженедельном брифинге для СМИ представитель Государственного департамента Д.Кирби заявил, что Вашингтон в целом выступает против рассмотрения пункта 7 повестки дня СПЧ, подразумевающего мониторинг прав человека «в Палестине и на других оккупированных арабских территориях», а также не поддерживает резолюции, разрабатываемые по данному вопросу[i]. Ранее против данного решения СПЧ ООН выступила Великобритания.

Таким образом, во взаимодействии Государства Израиль с ООН сегодня наблюдается две тенденции. С одной стороны, по-прежнему продолжается критика в адрес страны, звучащая в рамках основных и специализированных структурных подразделений организации. С другой стороны, Израиль сегодня получает поддержку от государств-членов ООН. Более того, все чаще в лице союзников выступают не страны Африки или СНГ, чье положение в организации позволяет получить определенную долю голосов в процессе отклонения нежелательных резолюций, а влиятельные государства Запада, включая обладающих правом вето членов Совета Безопасности. Данная тенденция свидетельствует о том, что израильское видение ситуации на Ближнем Востоке и, прежде всего, ситуации на палестинском и иранском треках, как минимум, частично находят у них отклик. Однако то, в какой степени будет учтена точка зрения ближневосточного партнера, будет зависеть от динамики двусторонних отношений и целей, которые стороны стремятся достичь в сотрудничестве.

[i] J.Kirbi Daily press briefing. Washington, DC. 30.03.2016 // US Department of State. 30.03.2016. URL: m.state.gov/md2553341.htm#ISRAEL

52.24MB | MySQL:103 | 0,528sec