Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (28 марта – 3 апреля 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Ливии. В Сирии правительственные войска и отряды ополченцев 3 апреля освободили от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) город Эль-Карьятейн на юге провинции Хомс. 30 марта глава правительства национального единства Ливии Ф. Сарадж и шесть членов Президентского совета прибыли из Туниса в столицу страны Триполи.

На прошедшей неделе в Сирии в целом продолжал соблюдаться режим прекращения огня между правительственными силами и вооруженными формированиями оппозиции (не распространяется на боевиков ИГ и группировку «Джебхат ан-нусра»). Вместе с тем, отмечается рост числа нарушения перемирия. Наибольшее число их на минувшей неделе было зафиксировано в северных провинциях Алеппо и Латакия. Причем за последние две недели в районе Алеппо фиксируется нарастание напряженности. Ряд вооруженных формирований, в том числе, причисляющих себя к «умеренной» оппозиции, предприняли попытки наступательных действий против правительственных войск. 2 апреля сирийские войска после атак боевиков «Джебхат-ан-нусры» оставили позиции в районе Эль-Аис недалеко от города Алеппо. Бои с боевиками ИГ велись также в провинциях Идлиб, Хама, Дейр эз-Зор, Дераа, Дамаск и Сувейда. Наиболее крупным успехом правительственных сил стало освобождение 3 апреля от сил ИГ города Эль-Карьятейн – главного оплота террористов в провинции Хомс. Активную поддержку сирийской армии в боях против террористов оказывает авиация российских ВКС. Начальник генштаба ВС РФ В. Герасимов заявил 28 марта, что «нанесение ударов по террористам ВКС России продолжается и положительно влияет на действия наземных группировок правительственных войск и отрядов ополчения».

В Сирию прибыли подразделения российских саперов, которые начали подготовку к разминированию объектов в Пальмире.

В различных районах Сирии идут бои между отрядами сирийской оппозиции и боевиками ИГ, между боевиками ИГ и «Джебхат-ан-нусры».

По информации СМИ, американские военные возобновили программу подготовки бойцов сирийской оппозиции.

Турция является основным поставщиком оружия и военной техники боевикам ИГ, а работу на этом направлении курирует разведка республики, сообщил постоянный представитель России в ООН В. Чуркин в письме Совету Безопасности международной организации. Глава МИД РФ С. Лавров в телефонном разговоре с госсекретарем США Дж. Керри в очередной раз привлек внимание к тому, что турецко-сирийская граница остается «дырявой» и, по данным Москвы, активно используется для заброски боевиков через Турцию в Сирию. Массовые факты принудительного возвращения Турцией сирийских беженцев в разоренные войной районы Сирии зафиксировали эксперты международной правозащитной организации Amnesty International. Эта организация также подтвердила, что Турция расстреливала сирийских беженцев, пытавшихся проникнуть на территорию страны.

28 марта вступили в силу стандартные условия и процедуры обеспечения режима перемирия в Сирии, согласованные Россией и США. «Данным документом определяются порядок контроля за соблюдением режима прекращения боевых действия и фиксации его нарушений уполномоченными структурами ВС РФ и США». В Пентагоне заявили, что роль России в Сирии стала «более конструктивной, чем прежде», но США «в настоящее время не могут сотрудничать с Россией» в военных операциях в этой стране.

При участии российских военных в Сирии продолжается процесс присоединения населенных пунктов и вооруженных формирований к соглашениям о примирении. Также продолжается доставка гуманитарных грузов в осажденные районы и города.

На минувшей неделе ряд важных заявлений сделал президент САР Б. Асад. По его оценке, «Дамаск проявляет гибкость на женевских переговорах», чтобы «не упустить ни единого шанса для урегулирования, не попробовав его». При этом успехи армии Сирии и российская военная поддержка не только не мешают мирному процессу, но и ускоряют его. Асад признал, что российская поддержка стала основой успехов сирийской армии, а военные базы России в Сирии «это не оккупация, а укрепление стабильности и безопасности страны». Причем «Сирия нуждается в российском военном присутствии даже в случае стабилизации ситуации с безопасностью в стране». Асад заявил о готовности провести досрочные президентские выборы, «если этого захочет народ Сирии», а также предложил «формирование правительства национального единства, которое бы включило все политические течения, которые хотят в него войти». Просаудовские фракции оппозиции отвергли это предложение Асада, и заявила об отказе «заключать союз с правительством, пока страну возглавляет Асад».

В США пытаются выдать желаемое за действительное, говоря о договоренностях с Россией по судьбе Б.Асада, решать судьбу руководства страны может лишь сирийский народ, заявил 1 апреля глава МИД РФ С. Лавров.

По информации официальных сирийских СМИ, в Дамаске и ряде других городов САР проходят «митинги общественности в поддержку депутатов, баллотирующихся на парламентских выборах», которые должны состояться 13 апреля. Оппозиция отказалась от участия в этих выборах, назвав их проведение в данный момент «ошибочным шагом».

30 марта глава правительства национального единства (ПНЕ) Ливии, созданного при поддержке ООН, Ф. Сарадж вместе с шестью членами Президентского совета прибыли из Туниса на базу ливийских ВМС в столице страны Триполи, которую контролирует непризнанное происламистское правительство во главе с Х. аль-Гвейлем. Ранее Х. аль-Гвейл предостерег членов ПНЕ от прибытия в Ливию. Более того, для воспрепятствования прибытия Ф.Сараджа и его соратников власти в Триполи закрыли воздушное пространство над городом. В столице происходят вооруженные столкновения между сторонниками и противниками ПНЕ. Сам Ф.Сарадж официально объявил, что его правительство приступило к исполнению своих обязанностей в столице. Тем временем страны Запада приветствовали переезд главы ПНЕ в Триполи и заявили о его поддержке. 31 марта Евросоюз одобрил введение санкций против трех ливийских политиков за «препятствие» завершению процесса формирования правительства национального единства. Санкции введены в отношении главы непризнанного правительства исламистов Х. аль-Гвейля, лидера Всеобщего национального конгресса (бывшего временного парламента Ливии) Н. А. Сахмейна и А. Салаха — главы заседающей в Тобруке на востоке Ливии Палаты представителей. Совет Безопасности ООН 1 апреля в своем заявлении приветствовал прибытие в Триполи Президентского совета Ливии и призвал ПНЕ страны срочно сосредоточиться на борьбе с терроризмом. В заявлении члены Совбеза ООН потребовали от всех стран прекратить оказывать поддержку ливийским сторонам, которые не признают новые власти, а также указали всем государствам-членам ООН на необходимость разорвать «официальные контакты с параллельными институциями, которые утверждают, что являются законными властями, но не присоединились к Ливийскому политическому соглашению». Тем временем десять городов на западе Ливии объявили о своей поддержке ПНЕ. В частности, речь идет о городах Сабрата, Завия и Зувара. Национальная нефтяная компания Ливии 2 апреля заявила о начале сотрудничества с ПНЕ. Сообщается, что на сотрудничество с правительством Ф.Сараджа согласились вооруженные структуры, ранее блокировавшие ливийские нефтяные порты.

31 марта Совбез ООН продлил на 16 месяцев — до 31 июля 2017 г. — санкции в отношении Ливии, нацеленные на предотвращение незаконного экспорта нефти из страны. Совбез также отклонил просьбу Ливии разрешить ей управление счетами и активами, замороженными в 2011 г. в период правления режима М. Каддафи. При этом члены СБ ООН подтвердили готовность передать в будущем замороженные активы в распоряжение правительства национального единства Ливии.

Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади 31 марта представил Палате представителей (парламенту страны) список новых членов правительства (16 человек), выбранных специально созданным комитетом на основе их «профессионализма, компетенции, репутации и способностей к лидерству». На своих постах оставлены главы военного ведомства и МВД, что «связано с ситуацией в сфере безопасности». Х. аль-Абади отметил, что «парламенту предстоит согласиться с представленными кандидатурами, отвергнуть их или предложить свой вариант». Ранее кабинет министров Ирака объявил о готовности подать в отставку в полном составе. Законодательная власть в целом положительно отреагировала на данный шаг премьера, а спикер парламента С. аль-Джабури выделил десять дней для обсуждения предложений по изменениям в правительстве. Официально информация о кандидатах не была распространена. «Абади передал Джубури закрытое досье». Влиятельный шиитский лидер М. ас-Садр 31 марта призвал своих сторонников прекратить сидячую демонстрацию у въезда в правительственную «зеленую зону» Багдада, так как «Абади сделал смелый шаг, объявив сегодня о полной смене состава кабинета министров». Сам М. ас-Садр также прекратил индивидуальную акцию протеста, начатую им 27 марта на территории правительственного квартала.

Сотрудничество двух стран в борьбе с ИГ, вопросы региональной безопасности и миграции обсудили в Вашингтоне 31 марта президенты США и Турции Б. Обама и Р. Т. Эрдоган. В то же время, выступая в Вашингтоне, Б. Обама заявил, что его «беспокоят определенные действия правительства Турции и порождаемые ими тенденции развития ситуации» в этой стране. Тем не менее, он подчеркнул, что американо-турецкое сотрудничество «является критически важным по целому спектру международных и региональных вопросов и продолжит быть таковым», а Анкара остается «чрезвычайно важным партнером» в борьбе с ИГ и союзником США по НАТО.

Полиция Измира 31 марта задержала, а 3 апреля городской суд арестовал А. Челика, который ранее признался в убийстве пилота российского самолета Су-24М, сбитого в Сирии турецкими ВВС в ноябре прошлого года.

Р. Т. Эрдоган 31марта заявил о необходимости возобновления российско-турецкого сотрудничества для решения региональных проблем. «Мы надеемся, что произойдет определенное потепление. Но пока этого не происходит».

Турецкая армия заявила о своей полной приверженности конституции и исключила возможность любых противозаконных действий со своей стороны в отношении правительства, говорится в заявлении генштаба ВС страны от 31 марта. Ранее некоторые оппозиционные турецкие СМИ сообщали о том, что внутри армейских структур растет недовольство нынешним руководством страны, и что якобы готовится военный переворот.

1 апреля президент США Б. Обама заявил, что ядерная сделка с Ираном пока соблюдается. Он назвал соглашение эффективным, подчеркнув, что его дальнейшая реализация потребует совместной работы стран-участников переговорного процесса. Обама также отметил, что Иран выполнил ключевые обязательства в рамках сделки.

Приоритетом Ирана является создание ракетного щита, заявил 30 марта высший руководитель ИРИ А. Хаменеи, подчеркнув, что «неправильно считать, что будущее Ирана лежит в плоскости переговоров, а не ракет».

30 марта глава МИД Египта С. Шукри, который находился с визитом в Вашингтоне, заявил: «Египет считает отношения с Соединенными Штатами, (их) стратегическую сущность и общность интересов несущей колонной своей внешней политики». В Каире полагают, что смогут «добиться успеха только при продолжении поддержки со стороны США, и мы высоко ценим то (содействие), которое нам оказывалось в прошлом. И нас вновь заверили в приверженности США процветанию Египта и его роли в регионе».

Стороны конфликта в Йемене добились прогресса на переговорах по урегулированию кризиса в стране, сообщил 3 апреля заместитель наследного принца, министр обороны Саудовской Аравии М. бен Салман. Он признал, что КСА в настоящее время поддерживает «хорошие контакты» с шиитскими мятежниками-хоуситами, и их делегация сейчас находится в Эр-Рияде.

Приложение

 

 

О некоторых аспектах оманско-иранских отношений

 

 

Внешнеполитический курс Султаната Оман характеризуется прагматизмом, гибкостью и осторожностью, стремлением поддерживать сбалансированные отношения со всеми странами региона. Руководство султаната тщательно анализирует возможные последствия того или иного шага на региональной и международной арене. В Маскате предпочитают, по возможности, не вмешиваться в региональные и межарабские разногласия, выступают за урегулирование конфликтов мирными средствами, заинтересованы в обеспечении внешней стабильности для упрочения положения правящего в стране монархического режима. Именно на основе этих принципов оманское руководство строит свои отношения с Ираном.

Оманско-иранские связи имеют давние и глубокие исторические корни, обусловленные географической близостью двух стран и кровно-родственными связями племен, проживающих на берегах Персидского залива. К тому же Иран делит с Оманом контроль над Ормузским проливом — водным коридором, через который проходит основная часть экспорта нефти и сжиженного природного газа из государств Персидского залива. Существенным фактором является и то, что двусторонние отношения не осложняет шиитский фактор, так как в султанате не имеется крупной шиитской общины, которая к тому же не испытывает таких притеснений, как их единоверцы в Бахрейне и Саудовской Аравии. Немаловажно и то, что ибадизм – течение в исламе, которое исповедует большинство жителей Омана, считается более близким к шиизму, чем к суннизму.

На сегодняшний день политические, экономические и иные связи между двумя странами отличаются прочностью и устойчивостью. Иранское направление по праву считается одним из приоритетных в оманской внешней политике, причем, по оценке американских экспертов, султанат «наиболее близок и наименее критичен» по отношению к Исламской Республике из всех аравийских монархий, что зачастую вызывает недовольство последних.

В Маскате признают огромный стратегический и политический вес Ирана в регионе Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом, обусловленный его стратегическим положением, численностью населения, экономическим и военным потенциалом. В значительной степени особый курс Омана в отношении ИРИ проистекает из стремления Маската иметь в лице Тегерана противовес курсу Саудовской Аравии на утверждение своего безусловного лидерства в ССАГПЗ и сохранить самостоятельность национальной внешней политики. Отметим также, что оманское руководство «даже в самые тяжелые дни ядерного кризиса сохраняло хорошие отношения с Тегераном и предоставляло площадку для тайных ирано-американских переговоров». В целом оманское руководство считает, что развитие многопланового сотрудничества с Ираном оказывает позитивное воздействие «на региональные взаимоотношения».

Проводимый Оманом внешнеполитический курс, лояльность в отношении ИРИ находят понимание и поддержку в Тегеране. Глава МИД ИРИ М. Д. Зариф считает, что Иран и Оман являются «надежными и стратегическими партнерами», подчеркнув, что между Тегераном и Маскатом «очень хорошие отношения, демонстрирующие, какого рода взаимодействие Исламская Республика стремится поддерживать со всеми соседними государствами в Персидском заливе». Развитие разносторонних отношений с султанатом является составной частью иранской установки на укрепление своих позиций в зоне Персидского залива не через региональных «тяжеловесов» (Саудовская Аравия и ОАЭ), с которыми у ИРИ имеются очень серьезные разногласия по целому ряду проблем, а через страны, демонстрирующие свое желание поддерживать добрососедские отношения с Тегераном. В любом случае, Тегеран умело использует Оман в своих интересах, внося разлад в ряды аравийских противников ИРИ, а пример отношений с Маскатом наглядно демонстрирует гибкость иранских подходов в отношениях со своими соседями.

Динамично развиваются политические связи между двумя государствами. Маскат и Тегеран регулярно консультируются по ситуации на Ближнем Востоке и различным международным проблемам. Оман и Иран постоянно подчеркивают важность развития двустороннего политического сотрудничества для поддержания мира и стабильности в регионе, прежде всего, в зоне Персидского залива и Ормузского пролива. В марте 2014 г. Оман с визитом посетил президент Ирана Х. Роухани. Неоднократно бывал в Тегеране и султан Омана Кабус.

Оман изначально признавал право Ирана на мирное использование атомной энергии, но не одобрял предполагаемые намерения Тегерана по созданию ядерного оружия. В Маскате выступали за политическое урегулирование иранской ядерной проблемы, против ее силового решения. В июле 2015 г. Маскат приветствовал подписание соглашения между Тегераном и ведущими мировыми державами по урегулированию проблемы иранского атома.

Тегеран и Маскат считают, что «политическое урегулирование является единственным путем разрешения кризисов в Сирии и Йемене».

В 2015 г. Иран и Оман подписали соглашение о демаркации морской границы между двумя странами, которая имеет протяженность 450 км.

Оман и Иран подписали в 2010 г. соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, а в 2012 г. – соглашение о сотрудничестве ВМС двух стран в Ормузском проливе и прилегающих акваториях. Вместе с тем, нет оснований говорить о полноценном оманско-иранском военном сотрудничестве – Султанат Оман остается верен союзническим обязательствам в рамках ССАГПЗ. К тому же следует отметить, что, поддерживая дружественные, добрососедские отношения с Ираном, руководство Омана «чувствует» угрозу со стороны Тегерана, опасается наращивания иранской военной мощи.

В целом успешно развиваются оманско-иранские торгово-экономические связи, сотрудничество в сфере банковского дела, транспорта, энергетики, совместных инвестиций. Многие иранские компании самого различного профиля работают в султанате, пользуясь особой поддержкой местного правительства, и предлагают, по признанию оманских властей, «хорошие услуги». Этому в значительной степени способствовало то, что Иран, лишившись из-за международных санкций европейского рынка, сосредоточил свои усилия на поиске новых покупателей, прежде всего среди стран-соседей.

Главным экономическим договором между Оманом и ИРИ стал газовый контракт, подписанный в 2013 г. Документ предусматривает поставки Ираном султанату 28 млн кубометров газа в сутки в течение 15 лет.

В январе 2016 г. крупнейший иранский автопроизводитель компания «Ходро» подписала соглашение с суверенным фондом Омана о строительстве в султанате автомобильного завода. Стоимость проекта оценивается в 200 млн долларов. Это стало первым экономическим договором Исламской Республики с арабским государством после отмены части финансово-экономических санкций против Тегерана.

Развивая добрососедские отношения с Ираном, Оман в то же время поддерживает общую критическую линию в отношении иранской политики, которой придерживаются аравийские монархии, а имеющиеся военно-политические обязательства Омана в рамках ССАГПЗ накладывают ограничения на его отношения с Исламской Республикой. Оманское руководство при формировании политического курса в отношении Ирана принимает во внимание потенциальную враждебность к аравийским монархиям режима, существующего в Иране с 1979 г., сохраняющиеся между ИРИ и странами, входящими в ССАГПЗ, политические, территориально-пограничные и другие разногласия, а также договорные обязательства султаната в рамках ССАГПЗ. В частности, Оман поддерживает ОАЭ в споре о принадлежности трех островов в Персидском заливе.

В январе 2016 г. МИД Омана выступил с заявлением, в котором выразил «глубокое сожаление по поводу происшедших событий – нападения иранских демонстрантов на саудовское посольство в Тегеране и генеральное консульство Саудовской Аравии в Мешхеде и их разграбление». В заявлении эти действия были названы «грубым нарушением Венского соглашения о дипломатических отношениях и других международных документов, которые предписывают принимающей стране защищать дипломатические миссии». На внеочередном заседании Министерского совета СААГПЗ, состоявшемся 9 января с. г. в Эр-Рияде, Оман поддержал саудовские обвинения в адрес Ирана о его вмешательстве в дела стран региона. Кроме того, султанат, наряду с другими аравийскими монархиями, включил ливанскую «Хизбаллу», которая является союзником ИРИ, в список террористических организаций. Вместе с тем, Маскат не пошел на разрыв дипломатических отношений с Тегераном.

Как видится, Оман будет и далее стремиться развивать разносторонние связи с Исламской Республикой на основе добрососедства и взаимной выгоды, рассматривая ее в качестве важного политического и экономического партнера. Тегеран также выступает за расширение сотрудничества с Оманом.

52.28MB | MySQL:103 | 0,637sec