Ситуация в Алжире: март 2016 г.

В марте в Алжире продолжили внимательно следить за событиями в Ливии, поскольку они уже давно влияют на безопасность как АНДР, так и других стран региона.

3 марта Алжир выступил против возможного нового международного военного вмешательства в Ливии и подтвердил свою приверженность политическому решению кризиса, переживаемого этой страной. «Любое новое военное вмешательство в Ливии повлечет за собой еще больше разрушений и человеческих жертв», — заявил глава МИД Алжира Рамтан Ламамра.

Напомним, что в 2011 году США, Франция и Великобритания формально по мандату ООН начали военную операцию в Ливии с тем, чтобы поддержать восстание против режима Муамара Каддафи. Как оказалось, они в очередной раз поддерживали исламистов.

Заявление Р.Ламамры последовало после неоднократных сообщений относительно присутствия в Ливии военнослужащих сил специальных операций из США, Франции и Великобритании.

«Военные авантюры не имеют ни одного шанса привести к урегулированию ливийской проблемы ни сейчас, ни в долгосрочной перспективе. Алжир уважает право Ливии на установление режима, который она сочтет для себя адекватным для реализации чаяний ливийцев», — сказал М.Ламамра.

13 марта начальник генштаба Национальной народной армии (ННА) Алжира генерал Ахмед Салах Гаид призвал алжирских военных к повышенной бдительности в связи с «серьезным ухудшением»  ситуации на границах с Ливией и Тунисом. Этот призыв прозвучал при посещении генералом штаба 4-го военного округа в Уаргле (600 км к югу от Алжира).

В марте алжирские и зарубежные СМИ вновь подняли тему здоровья президента АНДР Абдельазизаа Бутефлики в связи со слухами о том, что он уже давно не управляет страной. Французская «Монд» 7 марта поведала об одном инциденте, очень напоминающем известный советский анекдот про уважаемого в любом случае Леонида Ильича. Она сообщила со ссылкой на некий источник, имеющий доступ в президентскую резиденцию в Зеральде, что неделей ранее в ходе одного из совещаний он вдруг озаботился отсутствием на нем бывшего командующего Президентской гвардией генерал-майора Джамеля Медждуба, которого он вроде бы собственным указом отправил в отставку еще летом 2015 г.

«Где Медждуб? Что-то давно я его не вижу», — цитирует газета главу Алжира. Она напоминает, что с тех пор указами президента (?) было реформировано разведывательное сообщество страны.

В марте никуда не делось противостояние на антитеррористическом «фронте». 11 марта Минобороны Алжира сообщило, что днем ранее в районе Эль-Уэд (600 км к юго-востоку от Алжира и в 80 км от границы с Тунисом) алжирские военные уничтожили трех джихадистов. По данным Минобороны, уничтоженные террористы сопровождали караван оружия, в котором были, в частности, 6 ПЗРК типа «Стингер», 20 автоматов Калашникова, 3 РПГ-7, 2 снайперских винтовки, а также 16 выстрелов для РПГ-7.

Появление ПЗРК «Стингер» у джихадистов вызвало мягко говоря панику на Западе. По данным алжирских СМИ, эти ПЗРК в количестве 40 единиц были в свое время переданы Катаром одному из ливийских джихадистских формирований, базировавшемуся близ Бенгази.

Все уничтоженные боевики относились к «Исламскому государству»(ИГ, запрещено в России). Они попали в Алжир из Туниса после того, как власти этой страны начали широкомасштабную операцию против джихадистов в районе г.Гуэрдан. Один из уничтоженных джихадистов — алжирец Абдеррахман (боевой псевдоним) — примкнул к религиозным экстремистам двадцатью годами ранее.

18 марта джихадисты обстреляли с помощью реактивных снарядов газовое месторождение в районе Ин Салах на юге Алжира, которое совместно эксплуатировали алжирская группа СОНАТРАК и зарубежные компании — британская «Бритиш петролиум» и норвежская «Статойл». По счастливой случайности, в этот раз обошлось без жертв. Газодобывающий комплекс охранялся алжирскими военными. Эта атака была совершена три года спустя после нападения на газовый комплекс в Ин Аменасе, когда боевикам из группировки «Подписавшиеся кровью» удалось захватить в заложники свыше 100 человек. Тогда в ходе штурма погибли 40 человек 10-ти национальностей, а также 29 боевиков. Ответственность за новый обстрел взяла на себя «Аль-Каида в странах (исламского) Магриба» (АКИМ). Как следствие атаки — иностранные компании объявили о временном выводе своего персонала с газодобывающего комплекса в Ин Салах, где теперь работают только сотрудники алжирской государственной компании СОНАТРАК.

21 марта Минобороны Алжира сообщило об уничтожении шести террористов в районе Эль-Уэд на юго-востоке страны, примыкающем к границам Алжира с Ливией и Тунисом. При убитых были обнаружены 5 автоматов Калашникова, 3 пулемета той же марки, а также боеприпасы к ним. Всего за неделю с 21 по 28 марта в этой зоне алжирские военные уничтожили 12 вооруженных джихадистов.

24 марта МВД Алжира объявило об уничтожении в районе Тизи-Узу боевика с поясом смертника. Есть данные, что в его намерения входил подрыв близ комиссариата полиции в г.Мааткас, что в 100 км к востоку от Алжира.

В марте в Алжире и не только продолжали раздаваться отзвуки прошлогодних терактов в Париже. 18 марта был идентифицирован человек, уничтоженный днем ранее в ходе антитеррористической операции, проведенной полицией Брюсселя в квартале «Форест». По данным бельгийско-фламандского телеканала VRT, речь шла о 35-летнем алжирце Мухамммеде Белькаиде, фигурировавшем в списке боевиков ИГ, ставшим известным неделей ранее. В этом списке он значился как боевик, давший согласие на его использование в качестве смертника. По данным из это

ого списка, алжирец присоединился к формированиям ИГ в Сирии 19 апреля 2014г. Его боевой псевдоним — Абу Абдель Азиз аль-Джазаири («Алжире»). По данным телеканала, из Сирии в Бельгию он попал через Швецию. При убитом был обнаружен автомат Калашникова.

За неделю до этого телеканал Sky News сообщил, что стал обладателем списка боевиков ИГ, в котором значились 22 тысячи человек.

26 марта по запросу Бельгии в Италии близ Неаполя был арестован 40-летний выходец из Алжира Джамаль Эддин Уали, подозреваемый в причастности к снабжению документами джихадистов, совершивших теракты в Париже и Брюсселе. Ожидается, что он будет выдан Бельгии.

18 марта сенсацию создал бывший министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хеллиль, в отношении которого Алжир ранее выписал международный ордер на арест, однако затем аннулировал его. 76-летний экс-министр вернулся в Алжир после более чем трехлетнего проживания в США. Фигура Ш.Хелиля в свое время была яблоком раздора между президентом А.Бутефликой и бывшим главой разведывательного сообщества Алжира генералом Мухаммедом Медьеном (Туфик). Именно Департамент разведки и безопасности (DRS) в свое время возбудил уголовное дело против Ш.Хелиля — друга молодости А.Бутефлики — по обвинению в коррупции. Возвращение экс-министра состоялось два месяца спустя после роспуска DRS и шесть месяцев спустя после отставки Туфика.

Ш.Хелиль был отправлен в отставку в мае 2010 г. До этого он в течение 10 лет занимал пост министра энергетики и шахт АНДР.

27 марта в результате катастрофы армейского вертолета Ми-171 в Реггане (1400 км к югу от Алжира) погибли 12 военнослужащих, 2 получили ранения. Как объявило Минобороны Алжира, катастрофа произошла из-за технической проблемы.

В марте интересно развивались события на сахарском треке, к которому Алжир имеет определенное отношение, принимая на своей территории сепаратистский (по отношению к Марокко) Фронт ПОЛИСАРИО.

5 марта генсек ООН Пан Ги Мун в ходе турне по ряду стран и территорий Северной и Западной Африки посетил лагерь сахарских беженцев близ алжирского города Тиндуф, где встретился с лидером Фронта ПОЛИСАРИО Мухаммедом Абдельазизом. Затем он побывал в местечке Бир Лахлу на территории сахарских провинций за т. н. «марокканской стеной2 (линия оборонительных укреплений марокканцев), где встретился с сотрудниками Миссии ООН в Западной Сахаре. Понятно, что такой визит не мог не вызвать кризис в отношениях между Марокко и ООН. До Тиндуфа он побывал в Нуакшоте, у которого также очень сложные отношения с Рабатом.

29 марта глава МИД АНДР Рамтан Ламамра призвал Париж поддержать идею самоопределения Западной Сахары, признав одновременно, что до сих пор по этой проблеме подходы Франции и Алжира кардинально различаются. Париж в случае западносахарской проблемы поддерживает Рабат, выступающий за предоставление сахарским провинциям самой широкой автономии в рамках Марокко, Алжир и сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО выступают за проведение референдума о самоопределении этой территории. В свою очередь глава МИД Франции Жан-Марк Эйро на совместной пресс-конференции по итогам его визита в Алжир заметил относительно западносахарской проблемы, что «это – вопрос деликатный, сложный, который не должен осложнять франко-алжирскую дружбу».

Случайно или нет, одновременно с главой МИД Франции в Алжире побывал его сирийский коллега Валид Муаллем. В заявлении для прессы он приветствовал усилия Алжира – традиционного союзника Дамаска — по поиску политического решения сирийского конфликта. По словам В.Муаллема, Алжио и Сирия находятся «в одной траншее, из которой они борются против терроризма и попыток вмешательства в их внутренние дела».

В любом случае Жан-Марк Эйро в заявлении по итогам визита в Алжир утверждал, что он не встречался в ходе этого визита с В.Муаллемом.

В целом, у Алжира вряд ли будет спокойное ближайшее будущее, с учетом неспокойного восточного соседа и неизбежными переменами на вершине властной пирамиды. Поэтому хорошо понятны усилия властей этой страны по укреплению алжиро-ливийской границы.

52.26MB | MySQL:103 | 0,461sec