Мнение китайских специалистов о возможностях Ирана по блокированию действий ВМС США в Персидском заливе

12 января 2016 г. корабли Корпуса стражей исламской революции (КСИР) задержали в территориальных водах страны (рядом с островом Фарс) два катера из состава сил Командования речных операций (КРО) ВМС США. Данные катера представляют собой быстроходные суда, способные выполнять как функции быстроходных транспортов (способны доставлять 22 десантника), так и катеров управления.

Известно, что это шведская модель катера «СВ-90», оснащается дизельной силовой установкой компании «Скания», которая состыкована с водометными движителями компании «Роллс-Ройс» ФФ410, что позволяет катеру развивать скорость до 50 узлов и обеспечивает дальность плавания в 370 морских миль.

В состав вооружения катера входит: пулемет М2НВ (12,7 мм), шестиствольный пулемет GAU 19 (12,7 мм) два средних пулемета М240. Следует отметить, что для первых двух единиц вооружения предусмотрено использование системы дистанционного управления Мк 46, которая разработана израильской компанией «Рафаэль». Китайские специалисты полагают, что указанные катера возможно дополнительно вооружать ПТУР «Хэлфайр».

Известно, что корпус катера позволяет выдерживать обстрел из легкого стрелкового вооружения.  Функции катера управления обусловлены наличием системы Sea FLIRIII (на стабилизированной платформе), которая включает приборы дневного, ночного и инфракрасного наблюдения, лазерные дальномеры, обнаружители лазерного облучения, а также аппаратуру связи и навигации.

В материалах СМИ КНР отмечается, что военно-политическое руководство США не рассматривало использование катеров в рамках военных конфликтов будущего, однако было вынуждено возродить подразделения речных и прибрежных операций в свете событий 11 сентября 2001 г. и постоянных угроз террористов по осуществлению террористических актов в прибрежных гаванях и ключевых портах США.

В настоящее время, в распоряжении КРО ВМС США находится две флотилии речных сил: 1-я флотилия состоит из одной действующей эскадры и двух резервных, тогда как 2-я флотилия имеет в своем составе две действующие эскадры и две резервные. В течение 24 часов КРО ВМС США способно развернуть в Персидском заливе до 36 катеров указанного типа.

Следует отметить, что военно-политическое руководство ИРИ приняло решение о возвращении военнослужащих ВМС США в течение 12 часов, а фактически они были возвращении уже на 16-й час с момента задержания подразделением КСИР. Несколько позже были возвращены катера, а также все оснащение и вооружение, установленное на них. Специалисты ВМС США не смогли определить наличие манипуляций с оборудованием связи и сомневаются, что иранские технические специалисты смогли получить доступ к алгоритмам шифрования в системах связи американского флота.

Китайские специалисты, в свою очередь, полагают, что официальный Тегеран мог и не отпускать американских военнослужащих до просьбы президента США Б.Обамы, однако «жест доброй воли» руководства Ирана способствовал получению определенных экономических выгод и политических дивидендов.

Также, официальный Тегеран мог и не возвращать катера, а оставить их в качестве вещественного доказательства, однако иранские военные решили вернуть американским морякам их технику в знак того, что они не нуждаются в анализе разработок «вчерашней свежести».

Китайские аналитики отмечают, что это уже не первый случай, когда иностранные суда и катера ВМС стран-членов НАТО под различными предлогами вторгаются в территориальные воды ИРИ.

Примечательно, что  флотам США и Великобритании с учетом постоянной дислокации мощных авианосных ударных группировок в Персидском заливе фактически успешно оппонируют «москитные» надводные силы даже не ВМС ИРИ, а КСИР .

Следует отметить, что КСИР еще в 90-е гг. прошлого столетия приобрел в КНР десять ракетных катеров типа «Хоудун» (вооружены противокорабельными ракетами С-802, дальность пуска 120 км). В начале 2000-х также в КНР были закуплены катера «тип С-14» (корпус катамаранного типа, максимальная скорость 50 узлов, вооружены противокорабельными ракетами малой дальности), а также патрульные катера МК-13, которые оснащаются ракетами и торпедами.

Специалисты из НИИ тактики действий ВМС НОАК признают, что надводные силы КСИР прекрасно отработали схему «москитных» действий еще во времена ирано-иракской войны.

Известно, что иранские командиры ракетных и патрульных катеров используют в свою пользу островные укрытия и бухты для скрытного приближения к противнику и подобная «психологическая» тактика была использована в отношении  экипажей катеров ВМС США, которые были не просто обезоружены, но и морально унижены, а также с пристрастием допрошены.

Все это время в акватории Персидского залива находилась на боевом патрулировании авианосная ударная группа «Гарри С. Трумэн», в состав которой входит атомный авианосец и несколько боевых надводных кораблей и атомных подводных лодок. Известно, что огневой мощи двух подобных групп было достаточно для нанесения поражения  армии С.Хусейна в ходе операции «Буря в пустыне». В отношении ИРИ подобные действия для ВМС США уже не возможны, поскольку кроме «москитных» сил у ВМС ИРИ есть еще и подводные лодки и более крупные надводные суда, которые смогут успешно противодействовать американским военным. Следует добавить, что иранская военная промышленность успешно наладила производство беспилотных летательных аппаратов, которые предназначены для борьбы с кораблями противника. Кроме того, координация между подразделениями ВМС США вдоль иранского побережья также маловероятна по причине наличия у иранских военных мощных мобильных постановщиков помех, которые успешно парализуют работу систем связи и навигации (GPS).

С учетом вышесказанного представляется возможным утверждать, что период безраздельного контроля над акваторией Персидского залива со стороны ВМС США подходит к концу. Очевидно, что более компактные и менее современные ВМС ИРИ являют собой реального противника даже для авианосных ударных группировок, которые в течение последних 30 лет вполне оправдывали свое предназначение. Вероятно, при дальнейшем развитии ракетного и торпедного вооружения, а также беспилотной техники возможности официального Тегерана по блокированию действий США и их арабских союзников серьезно вырастут в течение ближайших пяти — десяти лет.

52.23MB | MySQL:103 | 0,546sec