Панамский скандал ударил по Алжиру из Франции

Начавшийся в начале апреля текущего года панамский оффшорный скандал нанес серьезный удар по алжирскому руководству. Так, среди целого ряда заметных фигур бывших и действующих политических лидеров европейских и ближневосточных стран оказались и алжирцы. Среди них – действующий министр промышленности и шахт Абдусалем Бушераб, упомянутый как глава зарегистрированной в Панаме оффшорной компании Royal arrival Corp, достаточно активно проявившей себя не только в самом Алжире, но и Турции, а также Великобритании, и имеющей счет в швейцарском банке NBAD Private SA.

Примечательно, что этот чиновник, которого не только ряд алжирских, но и ряд зарубежных (в частности французских) СМИ подозревают в выводе денежных средств и их отмывании, сам в октябре 2015 г. выступил с громкими обвинениями в адрес преуспевающего бизнесмены из АНДР Исаада Ребраба, обвинив его в незаконных финансовых операциях. Речь, главным образом, шла о том, будто бы миллиардер закупал по коррупционным схемам оборудование в европейских странах для своих заводов в Алжире и выводил за рубеж заработанные им в стране  средства.

Необходимо напомнить, что этот бизнесмен не остался в долгу и сам обвинил Бушераба и прочих представителей алжирского политического руководства не только в давлении на свой бизнес, но и в фактическом уничтожении страны. При этом он пригрозил остаться за рубежом, где у него действительно имеется ряд важных инвестиционных проектов (например, в Бразилии) и подать на вышеупомянутого министра в суд.

Показательно, что на фоне давления  Ребраб не только не остановил, но и заметно расширил зарубежные инвестиции. Так, в июне 2015 г. он приобрел второй по значимости итальянский металлургический завод «Луччини Пьёмбино», после чего ряд итальянских изданий признали его «человеком года».

Важной деталью скандала с офшорвми стало то, что он, в свою очередь, был раздут французскими СМИ, включая такие влиятельные как Le Mond и La Tribune в преддверии двухдневного визита в Алжир (9 – 10 апреля) правительственной делегации во главе с премьер-министром Франции Мануэлем Вальсом. Общим смыслом нападок на главу французкого правительства стал следующий лозунг: «он не должен даже здороваться за руку с коррупционером».

Эффект от подобных публикаций был заметно усилен тем, что французские журналисты всячески обращали внимание на то, что Бушераб не является главным коррупционером и всего лишь обслуживает интересы более влиятельных «хозяев», братьев Бутефлика.

Причем некоторые из изданий вроде влиятельной Le Mond поместили информацию об алжирских участниках панамского скандала под крупным портретом самого президента АНДР. В этой связи они припомнили и свели воедино и другие коррупционные алжирские дела, включая разворовывание средств при строительстве автомобильного шоссе «Восток-Запад», расследование дел руководителей энергетического сектора Шакиба Хелиля и Мухаммеда Мезиане, также являющихся важными фигурантами панамского оффшорного скандала.

Такое поведение французских журналистов служит проявлением нарастающего накала политической борьбы внутри страны, направленной как против президента Франции Франсуа Олланда, так и против социалистов в целом.

Так, общий смысл подачи их материалов сводился к следующему: «учитывая обстоятельства дела, Франция не может в сложившихся условиях договориться с алжирскими властями, погрязшими в коррупции».

Необходимо напомнить, что по итогам 2014 г. Франция впервые в истории уступила первое место в качестве главного торгового партнера Алжира Китаю, после чего президент Олланд громогласно заявил о намерении вернуть утраченные позиции.

И это были не пустые слова – об этом говорит интенсивность и частота визитов в АНДР высокопоставленных французских представителей (от министра и выше), которые в среднем посещают эту страну один – два раза в месяц. И это уже не говоря о сонме представителей крупных компаний из Франции, стремящихся расширить свое присутствие на алжирском рынке.

Однако до сих по их успехи были достаточно блеклыми – серьезных достижений французским представителям удалось добиться главным образом лишь в транспортной сфере (железнодорожный сектор) и машиностроении (применительно к автомобильным концернам «Пежо» и «Рено»). В то же время, рынок ВТС до сих пор остается фактически закрытым для Франции.

Соответственно, в данном случае французская пресса подыграла не только противникам Олланда, стремящегося хоть частично реабилитироваться на внешнеполитическом фронте за внутриполитические провалы. В данном случае скандал оказался на руку и экономическим конкурентам Парижа в Алжире (пикантность ситуации заключалась в том, что именно с Бушерабом Вальс должен был подписывать новые соглашения о сотрудничестве), и представителям антифранцузского крыла в этой стране.

И то, чего «партия СМИ» хотела – она это получила в виде грандиозного скандала на межгосударственном уровне, в результате которого Париж не заключил договоров, на которые он рассчитывал. Реакцию представителей алжирского руководства в связи с действиями французских журналистов можно оценить одним словом – ярость.

В итоге министр иностранных дел АНДР Рамтан Ламамра в ультимативной форме потребовал от Парижа «прекратить нападки на алжирских лидеров и институты государственности страны, сильно напоминающие информационную войну» с фактическим требованием к французским властям заставить замолчать свою «четвертую власть».

Примечательно, что требование алжирской стороны (явно завышенное по отношению к Франции, традиционно относящей себя к одному из мировых демократических столпов) было выполнено и по крайней мере часть местных изданий, включая всемирно известную газету Le Mond, принесла Алжиру извинения.

Интересный момент: в данном случае журналисты «уцепились» за смехотворную по мировым коррупционным меркам сумму в 0,7 млн евро, якобы выведенных из Алжира по их версии Бушерабом.

Впрочем, это может быть своего рода «намеком» как самому министру, так и его покровителям. В частности, в ряде публикаций утверждается, что ранее, при расследовании другого коррупционного дела по банку «Эль-Халифа» он получил более полутора миллионов евро в качестве государственного кредита на финансирование структуры Gold Flake и до сих пор не погасил эту задолженность.

Разумеется, сам Бушераб не смог явно объяснить ни международной общественности, ни алжирскому обществу происхождение этих денег, как и оправдаться за столь очевидное нарушение местного законодательства.

Так, соответствующие сообщения вызвали повышенное внимание к делу Бушераба со стороны ряда депутатов национального парламента от Рабочей партии Луизы Ханнун и легального исламистского «Зеленого альянса».

В ответ на это министр лишь заявил, что упоминаемый в разоблачениях счет уже закрыт и что данное дело раздувают его личные враги и враги алжирской государственности как внутри страны, так и за ее пределами.

В этой связи нельзя исключать, что раздувание скандала через французские СМИ, носящее характер скоординированной атаки, могло быть ответом со стороны Исаада Ребраба, обладающего хорошими связями в том числе в СМИ европейских стран. В этом отношении его «производство» итальянскими журналистами в «человека года» весьма и весьма показательно.

Как бы там ни было, оказавшиеся в достаточно сложной ситуации алжирские власти до сих пор не отправили Бушераба в отставку, равно как и он сам не пытался сделать это под давлением общественности, как это имело уже место с исландским премьером и одним из министров испанского правительства.

И, судя по всему, согласно данным из аппарата алжирского МВД, они это не будут делать и в будущем, приняв решение защищать Бушераба от нападок извне и изнутри. Однако это автоматически бросает тень на всю правящую верхушку страны, которое тем самым солидаризируется с «засвеченным» в коррупции очередным министром и в этом отношении выпад французских журналистов вполне удался.

Вместе с тем, нельзя точно утверждать, что это была разовая «одиночная» атака. Последовавшие за этим информационные вбросы со стороны американского Госдепа, обвиняющие алжирское руководство в коррупции и нарушении целого ряда «гражданских и демократических свобод» могут свидетельствовать о скоординированности подобной атаки, целью которой может быть не сиюминутный политический шантаж, а давление с далеко идущими намерениями, нацеленное на дискредитацию действующего алжирского руководства, находящегося в очень непростой ситуации с связи с продолжительным сохранением низких цен на энергоносители в мире, главный источник пополнения государственной казны.

52.2MB | MySQL:103 | 0,463sec