Египет-Саудовская Аравия: о проекте строительства моста через Красное море

Недавний визит саудовского короля Сальмана в АРЕ закончился «продажей» (именно так эту сделку называют на «арабской улице») двух островов Тинар и Санафир на входе в стратегический залив Акаба КСА. Мы уже сообщали, как непросто отреагировали многие в Египте на такой спорный шаг. И в качестве «утешительного приза» для Каира, и некой индульгенции для египетского президента А.Ф,ас-Сиси Эр-Рияд широко разрекламировал строительство моста через Красное море как раз через два переданных под саудовскую юрисдикцию  острова. При этом объявленный проект  совершенно не означает его практическое воплощение в жизнь. Сама идея такого моста вынашивается и периодически вбрасывается в СМИ с 2008 года. Причем в разное время этот мост был и просто автомобильным, и железнодорожным, и смешанным. По нынешнему замыслу мост будет иметь в длину от 15 до 30 км и примерно 100 метров в высоту. Ориентировочная стоимость этого сооружения оценивается примерно в 3-4 млрд долларов США, и строить его планируется примерно семь лет. Разговоры о строительстве моста первый раз начались еще в 1988 году, когда Саудовская Аравия озвучила претензии на острова и проект моста тогдашнему президенту АРЕ Х.Мубараку. Интересно, что египетский президент еще в 2006 году отказался от этой идеи, сославшись на экологические последствия такого строительства для рифов. Нынешний прорыв в переговорах на очень деликатную для Каира тему произошел после 11 дипломатических раундов переговоров, которые длились в общей сложности шесть лет. Есть все основания полагать, что, если бы не тяжелейшее финансовое положение АРЕ, то и сейчас бы вопрос о передаче островов оставался нерешенным. Интересно, что процесс передачи островов в свое время пытался запустить и ныне осужденный за шпионаж в пользу Катара свергнутый президент АРЕ М.Мурси. И этот пункт поначалу фигурировал в предъявленных ему обвинениях, но затем очень быстро исчез. При этом сама концепция моста между двумя странами подвергается, в общем-то, логичной критике. Мы имеем в виду сейчас чисто экономический аспект. С точки зрения политической проект никоим образом не затрагивает Кемп-Дэвидское соглашение между АРЕ и Израилем, как об этом поспешили заявить некоторые египетские парламентарии. Главным в данном случае является сохранение свободы судоходства, и для этого проект моста подняли в высоту аж до 100 метров. На передаваемых КСА островах сохраняется миротворческий контингент американцев и египтян, о чем в Эр-Рияде уже заявили отдельно. Так что нарушение военного баланса в регионе реализация этого проекта вряд ли вызовет. По крайней мере, ни одна из региональных держав на эту тему заявлений не делала. В случае какого-либо военного конфликта Саудовская Аравия может перекрыть с военной точки зрения стратегический Акабский залив, и получить по новому мосту некие подкрепления. Но затевать ради этой призрачной возможности недешевый проект никто бы не стал. В конечном счете египетские войска, если надо, можно перебросить и морем. С точки зрения товарооборота между странами мост, безусловно, будет облегчать транспортировку грузов, но насколько двусторонний товарооборот значим, это вопрос отдельный. По оценке многих аналитиков, по крайней мере, не настолько, чтобы строить мост. Плюс активность местных боевиков на Синае, которые создают потенциальную опасность для безопасной логистики. Тогда в чем суть этого проекта? То есть ни с военной, ни с экономической стороны проект строительства моста себя не вполне окупает. Есть еще теоретическая история налаживания скорого пути для совершающих хадж, и превращение АРЕ в некую транзитную с этой точки зрения страну. Но это очень условная выгода в силу квотирования паломников, и развитой системы воздушного транспорта, которым паломники традиционно пользуются.

По оценке многих обозревателей, прежде всего факт строительства моста решает две задачи. Первая — это создание некой оправдательной повестки дня для египетского руководства и президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси лично. Надо чем-то мотивировать передачу двух спорных островов перед оппозицией и населением. Это должны быть некие глобальные и долгосрочные перспективы, и мост как раз удовлетворяет этим требованиям. Другой вопрос, что строительство серьезно нарушает экосистему рифов и тем самым бьет по туристическому сектору. Вторая причина – в Эр-Рияде обещали в рамках строительства моста создать не менее 320 тыс. рабочих мест в течение ближайших пяти лет. Преимущественно для жителей Северного Синая. То есть тем самым египетские власти пытаются создать для местного населения некую альтернативу обычному для этих мест занятию — контрабанде всего и вся, в том числе и оружия в сектор Газа. Попытки египетских властей ликвидировать это повстанческое движение чисто силовым путем терпят очевидное фиаско. В этой ситуации понятны и явно завышенные сроки строительства моста — семь лет. Тут важен процесс максимальной занятости населения на как можно долгий срок, при этом сроки пуска моста в эксплуатацию вторичны. Но вот просчитывает ли А.Ф.ас-Сиси политические последствия для своей личной популярности внутри страны — это вопрос. Например, Высший совет вооруженных сил АРЕ раскололся по этому вопросу и в конце концов большинством голосов рекомендовал президенту воздержаться от передачи островов. Напомним, что Г.А.Насер начинал свой политический взлет именно с борьбы за национализацию Суэцкого канала, а не наоборот. Необходимо понимать некую обостренную национальную гордость египтян, которые считают себя до сих пор главной движущей силой в регионе. Если в ближайшее время египетский президент не сможет подтвердить эти ожидания конкретными делами, то саудовских денег может и не хватить для того, чтобы сдержать социальные протесты. Остаются вопросы и в отношении реальности реализации этого проекта. Напомним, что в общем разговоры ходят в той или иной степени об этом мосте уже почти тридцать лет. Обратим внимание и на то, что в Эр-Рияде регулярно запускают некие утечки о глобальных инфраструктурных проектах (то трансафриканская железная дорога с мостом через Баб эль-Мандебский пролив; то альтернативная от Персидского залива логистика через йеменский Хадрамаут), но в реальности ничего существенного для реализации этих проектов не предпринимается. Это вообще излюбленная саудовская тактика — обещать, но не делать. Последний по времени пример – переговоры нефтедобывающих стран в Дохе для решения вопроса о заморозке уровня добычи нефти. Пообещав в начале подписать уже согласованный текст, Саудовская Аравия устроила демарш, попытавшись использовать сам факт переговоров, как некий пропагандистский ход, и не более. Примерно то же самое будет и с проектом строительства моста через Красное оре: много шума и пропаганды, и очень мало конкретного дела.

62.6MB | MySQL:102 | 0,852sec