О создании Китайско-пакистанского экономического коридора

В последние несколько лет руководство КНР прикладывает особые усилия для «прорыва американской экономической блокады» путем реализации нескольких крупных инфраструктурных проектов, в том числе и в Пакистане.

По информации СМИ КНР, 6 мая 2016 г. в районном центре Суккур в Пакистане состоялась церемония начала строительства одного из участков высокоскоростной автомобильной дороги Пешавар–Карачи, которая возводится в рамках реализации китайско-пакистанского стратегического проекта Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК). Общая протяженность строящейся автомагистрали – 1152 км, строительство будет проводиться на трех участках (таблица).

 

Наименование участка автомагистрали Протяженность (км) Стоимость строительства

(долл. США)

1 Суккур-Мултан 393 (375) 257 880 000
2 Суккур-Хайдрабад 345 2 372 500 000
3 Мултан-Лахор 330 1 574 800 000

 

Строительство автодороги планируется завершить через 36 месяцев, она будет обеспечивать перемещение автомобильного транспорта по трем полосам в каждую сторону с максимально разрешенной скоростью 120 км/ч. По имеющейся информации новая автодорога будет относиться к автомагистралям первого класса.

Следует отметить, что участок Суккур-Мултан свяжет две экономически сильные провинции Пакистана. Кроме того, в районах, где будет проложена автомагистраль Пешавар-Карачи, проживает около 138 млн человек и именно провинции, задействованные в этом строительном проекте, обеспечивают 90% ВВП страны.

Основанием для подобного масштабного проекта служит рамочное соглашение между КНР и Пакистаном, которое было подписано в апреле 2015 г. в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Исламабад. Известно, что в ноябре 2015 г. тендер на реализацию строительного подряда по созданию автомобильной магистрали (с китайской стороны)  выиграла «Китайская государственная строительная инженерная корпорация» (КГСИК) (английская аббревиатура CSCEC). Известно, что стоимость контракта составляет 3 млрд долл. США.

По данным официального сайта корпорации проектные и строительные работы будут выполнять инженеры и работники Третьего и Пятого строительных управлений (ок. 2 000 человек), общая численность китайских строителей на объектах КПЭК может достичь цифры в 14 000 человек. По информации СМИ КНР, пакистанские подрядчики привлекут на строительные работы около 10 000 человек.

Следует отметить, что китайские стратеги учитывают печальный опыт террористических атак исламистов и захватов китайских граждан в  заложники в Пакистане, Афганистане и других странах Ближнего Востока и Северной Африки. В результате аналитической работы было принято решение о формировании подразделения из числа действующих сотрудников Министерства общественной безопасности КНР численностью 200 человек, которое будет обеспечивать безопасность китайских специалистов, занятых на строительных работах. По информации СМИ КНР, для обеспечения их безопасности официальный Исламабад планирует подготовить около 10 000 военнослужащих, обучение будут проводить офицеры из подразделений специального назначения ВС Пакистана и НОАК. Вероятно, стоимость охраны повлечет за собой увеличение общей стоимости проекта с 46 млрд долл.США до 50 млрд долл. США. Кроме того, эти подразделения будут охранять как строящиеся объекты инфраструктуры, так и вполне вероятно осуществлять охрану объектов энергетики, которые предназначены для энергообеспечения системы дорог КПЭК. В настоящее время осуществляется строительство десяти объектов транспортной инфраструктуры, которые предусмотрены в рамках стратегического плана КПЭК.

Подчеркнем, что финансирование создания КПЭК осуществляет государственный «Экспортно-импортный банк Китая», кредитная организация, созданная для обеспечения подобных масштабных проектов.

По замыслу китайских стратегов, данный «коридор» должен включать автодорожную, железнодорожную и трубопроводную транспортные системы, которые позволят осуществлять транспортировку грузов от западных границ КНР до порта Гвадар, на строительство которого китайская сторона выделила 198 млн долл. США, а пакистанская – 50 млн долл. США.

В 2016 г. планируется завершить второй этап модернизации порта Гвадар, который с 11 сентября 2015 г. передан в аренду «Китайской управляющей компании иностранных портов» сроком на 43 года. Следует отметить, что пакистанская сторона согласилась предоставить китайским субарендаторам и другим юридическим лицам, действующим на территории «экономической зоны порта Гвадар» (площадь 2000 га), период нулевого налогообложения и нулевых пошлин в течение 20 лет. Подобные требования китайской стороны продиктованы низким объемом грузоперевозок через данный порт, который не превышает 500 000  тонн/год. Это обусловлено скромными техническими возможностями причальных сооружений и грузовых (контейнерных) терминалов, а также недостаточной глубиной (в среднем ок. 11 м.) в акватории порта. Следует отметить, что китайские транспортные компании планируют повысить объем грузоперевозок до 1 млн тонн уже в 2016 г., а после запуска КПЭК обрабатывать до 300 млн тонн грузов в данном порту.

Безусловно, стратегический проект Китайско-пакистанского экономического коридора направлен и на обеспечение экономического развития Пакистана. При этом соседняя Индия, которая является экономическим конкурентом как КНР, так и Пакистана,  предпринимает активные шаги по продвижения своих транспортных проектов в Иране, что может создать определенную угрозу реализации КПЭК, это важно учитывать, так как Тегеран является давним партнером Пекина во многих «чувствительных» проектах экономического характера.

52.17MB | MySQL:103 | 0,510sec