Южный Судан разваливается по этническому признаку

По оценке западных обозревателей, установившийся в Южном Судане мир между враждующими сторонами во многом носит характер «показухи». Согласимся с этим утверждением, поскольку формирование национального правительства в рекордно короткие сроки (четыре дня) после возвращения лидера мятежников Р.Машара в Джубу в реальности ни о чем не говорит. Напомним, что достигнутое примирение стало возможным после жесткого давления на президента Южного Судана С.Киира как со стороны собственно посредников из Африканского союза (АС), так и Вашингтона с Брюсселем. В принципе пойти на это соглашение южносуданского лидера вынудила лишь явная угроза введения персональных санкций и потеря активов в США, которые он успел нажить «честным трудом» за время своего правления. Немаловажным является и факт отказа угандийских властей продолжать защищать силами своего контингента Джубу, что было вызвано трансформацией позиции президента Уганды Й.Мусевени под давлением, прежде всего, серьезного обострения политической ситуации внутри самой Уганды и активизацией местной оппозиции. В этой ситуации С.Кииру более ничего не оставалось, кроме как создать видимость выполнения международных требований по нормализации ситуации в стране.

При этом оправдываются самые плохие прогнозы по жизнеспособности южносуданской государственности. В общем-то, и само образование Южного Судана было во многом продиктовано абсолютно деструктивной позицией «афроамериканского» лобби в американском Госдепартаменте, особенно в лице К.Райс и С.Райс. Немаловажную роль в создании этого заранее «несостоявшегося государства» сыграла и тогдашний госсекретарь США Х.Клинтон, которая откровенно делала ставку на отделение Южного Судана вопреки рекомендациям спецпосланника США по Судану С.Грейшена. При этом уже тогда у многих представителей международного сообщества существовало мнение об ошибочности курса на независимость Южного Судана. АС вообще пошел на этот шаг практически вопреки воле стран-участниц под давлением американцев и европейцев в первую очередь. Причина — создание прецедента успешности сепаратистских движений в Африке, что, безусловно, несло реальные риски начала массового «парада суверенитетов». То, что Южный Судан становится исключением из правила лежало в основе устных и неформальных договоренностей между руководством ООН (напомним, что тогда генсеком был представитель Африки К.Аннан), США и АС. В общем-то, опасения руководства последнего в отношении стимулирования сепаратизма на континенте оправдались. Достаточно вспомнить восстание туарегов на севере Мали. Возвращаясь к теме установления мира в Южном Судане, отметим, что в основе вспыхнувшей гражданской войны лежал традиционный для Африки трайбализм: представитель титульной нации динка С.Киир решил не делиться властью со своим однопартийцем по Суданскому народно-освободительному движению (СНОД) Р.Машаром, который представлял еще одну народность — нуэр. Несмотря на то, что нуэр явно уступают по численности динка, они обладают гораздо более продвинутой по сравнению с динка боевитостью и свирепостью. Достаточно сказать, что при наступлении совершеннолетия каждый молодой нуэр проходит обряд посвящения во взрослые мужчины и доказывает свою мужественность. С этой целью ему обтачивают напильником передние зубы, дабы он показал всем, как он умеет терпеть боль. Такие вещи даром не проходят, и нуэр всегда занимали традиционно ведущие места на командных должностях в войсках спецназа южносуданских сепаратистов. При этом многие из них еще и прошли военную подготовку в 70-80-х годах прошлого века на Кубе. Собственно, это обстоятельство и послужило со стороны нуэр главным аргументом для С.Киира в рамках доказательства того, кто лучше воюет. Сразу же после неуклюжей попытки С.Киира блокировать спецназ-нуэр на их базе под Джубой в июне 2013 года, что и послужило началом гражданской войны, нуэр сумели очень быстро сгруппироваться и чуть было не взяли Джубу. С.Киира спасла Уганда, которая направили свои войска и авиацию.

Теперь же необходимо готовиться к тому, что первоначальный конфликт по линии нуэр-динка породил дальнейшую фрагментацию и конфронтацию на межплеменной почве. Несколько месяцев назад от группировки Р.Машара откололся генерал П.Гадиет, который укрылся в Судане. Он безусловно является креатурой Хартума, который снабжает его оружием и предоставляет его отрядам свою территорию для создания тыловых баз. Этот рычаг давления на Джубу суданцы будут продолжать использовать и впредь. В нефтеносном штате Южного Судана Бахр-Газали этнические группы креш, фертит и баланда сформировали свои собственные повстанческие группы и объявили о разрыве с Р.Машаром и выходе из его СНОД. В Западном Экваториальном штате молодежные группы самообороны, которые были созданы для противодействия группировке LRA Д.Кони и защите своих деревень, официально перешли в политическую оппозицию Джубе и не признали условия заключенного мира. В Центральном Экваториальном штате этнические группы бари, мади, пожулу и каква также провозгласили свой политический суверенитет и не признают управление из Джубы. При этом у самих динка также началось брожение. Начальник генерального штаба Поль Малонг Аван напрямую получает указания не от президента С.Киира, а от совета старейшин племени. Все это свидетельствует только о том, что Южный Судан практически полностью утратил централизованное управление и разваливается по чисто этническому признаку на несколько частей. При этом способность С.Киира выступать в качестве единого лидера страны фактически дезавуирована.  И такая динамика развития событий означает только то, что достигнутый мир не будет очень прочным.

 

52.27MB | MySQL:103 | 0,512sec