О состоянии и перспективах развития ядерной энергетики в Саудовской Аравии

Отношение Саудовской Аравии и сферы ядерных технологий — сложная тема: имеется достаточно большой объем публикаций, в том числе в серьезных информационных ресурсах, обосновывающих стремление королевства заполучить ядерное оружие или развивать связанные с этим технологии. Свой вклад вносит и иранская ядерная программа, по причине чего многие инициативы Эр-Рияда в области развития ядерных технологий воспринимаются как некий ответ одному из своих главных конкурентов и потенциальному противнику в регионе.

Анализ подобных предположений на предмет их обоснованности и правдивости не является целью настоящей статьи. Нам хотелось бы рассмотреть ситуацию с развитием энергетического ядерного сектора королевства по возможности объективно, без учета всех проблем, связанных с возможным наличием военной составляющей в инициативах и планах Эр-Рияда.

Относиться к потенциальным военным угрозам, связанным с распространением ядерных технологий в регионе Ближнего Востока, можно и нужно со всей серьезностью. Но отметим, что необходимость развития ядерной энергетики как мощного, надежного, относительно чистого источника энергии во всем регионе Ближнего Востока и Северной Африки сегодня действительно имеется. Это связано с высокими темпами роста спроса на энергию при вероятности исчерпания собственных месторождений углеводородов, эксплуатируемых в ряде случаев чрезмерно активно, и по экологическими соображениями. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) пока нельзя рассматривать как серьезную альтернативу традиционным энергоносителям. Ввиду этого, наряду с газовыми электростанциями АЭС сегодня – наиболее предпочтительный вариант для диверсификации структуры производства электричества.

Ядерные технологии начали использоваться в Саудовской Аравии еще в 1980-х годах, но тогда это касалось в основном предприятий в сфере здравоохранения. Серьезное внимание возможности создания энергетической инфраструктуры с использованием ядерных технологий в арабских странах Персидского залива обозначилось в середине нулевых годов. Это примерно совпало с аналогичными намерениями, озвученными в странах Северной Африки, где в 2006 году первыми среди всех арабских стран подобные заявления сделали Египет, Тунис и Марокко. Во многом это было вызвано активностью Парижа, который выступил за развитие ядерной энергетики в Северной Африке силами AREVA и других французских компаний.

Спустя несколько месяцев в декабре 2006 года ССАГПЗ заявил о намерении предпринять совместные усилия по развитию ядерных технологий для использования их в мирных целях, в первую очередь в энергетическом секторе. Первой на эту инициативу откликнулась Франция, которая почти сразу приветствовала принятое аравийскими монархиями решение и заявила о желании развивать с ними сотрудничество в области ядерных технологий. В январе 2007 году все 6 стран ССАГПЗ подписали с МАГАТЭ соглашения   о сотрудничестве в области создания программы по освоению ядерных технологий[i].

Вероятно, упомянутая инициатива ССАГПЗ изначально имела цель развивать сектор общими усилиями путем создания совместных рабочих групп, научных и учебных заведений, неких законодательных основ и, в перспективе, даже возможного создания общей электрической сети или совместных предприятий. При благоприятном стечении обстоятельств это могло бы иметь экономический эффект в виде снижения издержек. Однако, серьезного продолжения эта инициатива так и не получила, и каждая страна предпочла двигаться по собственному пути в вопросах развития ядерной энергетики.

В августе 2009 года Эр-Рияд заявил о начале разработки собственной программы по развитию ядерной энергетики, а в апреле 2010 года выпущен королевский декрет о создании Центра по развитию атомной и возобновляемой энергетики имени короля Абдаллы (King Abdullah City for Atomic and Renewable Energy), который функционирует в настоящее время.

Центр расположен в 25 км от Эр-Рияда. Его функция – проектирование, создание, эксплуатация атомных станций и вспомогательной инфраструктуры в королевстве. Предполагается, что в стоимостном выражении на этот Центр будет приходиться 60% от всего производственного процесса в создании атомных станций[ii]. Организация взаимодействует с ведущими учебными и научными заведениями королевства, а также с Университетом Токио, с правительством Венгрии,  и с Обществом Фраунгофера (главное объединение институтов прикладных исследований Германии).

Согласно утверждению руководства Центра со ссылкой на правительственные плановые документы, цель Эр-Рияда – построение сети 16 АЭС общей мощностью 17,6 ГВт. Планы достаточно амбициозные. Сегодня это бы соответствовало 20 — 25% всех имеющихся мощностей  в стране, а если ориентироваться на планы королевства, то к 2032 году это могло бы быть 15 – 17% от планируемых к построению мощностей. Даже с учетом необходимости привлечения иностранных подрядчиков, и не одного, для реализации этих планов Эр-Рияду нужно создавать целую отрасль промышленности. Некоторые источники утверждают, что объем инвестиций должен составить 80 млрд долл. Впрочем, последняя цифра очень условна: строительство такого большого количества станций сложный и не быстрый по времени процесс, поэтому просчитать себестоимость сейчас можно только приблизительно. Первоначально заявлялось о построении упомянутых 16 станций к 2032 году, однако в начале 2015 года президент Центра Хашим Ямани заявил о пересмотре сроков до 2040 года[iii].  Причины корректировки планов не сообщались.

Ничего касательно развития сектора не прозвучало и в озвученной в конце апреля сего года Программе «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030», несмотря на важность подобных намерений. Даже с учетом переноса окончательных сроков создание и развитие атомной отрасли может значительно повлиять на экономику королевства в ближайшие десятилетия.

На наш взгляд, четкого представления о пошаговой работе по реализации своей атомной программы у Эр-Рияда пока нет, что главным образом обусловлено сложностью подобных процессов на фоне отсутствия собственного опыта.

Между Эр-Риядом и МАГАТЭ действует ряд соглашений о сотрудничестве, главным образом общего характера[iv], в том числе о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия (подписано в 2009 году).

Имеются двусторонние соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергетики с Францией (2011 год), Аргентиной (2011 год), Южной Кореей (2011 год), с Россией (2015 год). В настоящее время в стадии подготовки проекты двусторонних соглашений с США, Чехией, Великобританией. Возможности взаимодействия обсуждались с Японией на встрече лидеров двух стран в 2013 году, но информация о подписании соглашения отсутствует[v].

Подписание соглашения с Россией рядом экспертов обосновывалось политическими причинами. В-частности, ресурс «Аль-Арабия» увязал подписание соглашений с попыткой Эр-Рияда достигнуть договоренности с Москвой о частичной уступке позиций на нефтяном рынке азиатских стран (в первую очередь Китая)[vi]. Впрочем, это всего лишь предположение.

Позднее подписан ряд дополнительных соглашений об углублении взаимодействия с Францией, в том числе о проведении научно-исследовательских работ на строительство двух реакторов типа ERP (разработка AREVA) на территории королевства. Соглашение подписано в 2015 году[vii].

В 2015 году Центр по развитию атомной и возобновляемой энергетики имени короля Абдаллы и Корейский институт ядерных исследований подписали соглашение о проведении исследований на предмет изучения возможности строительства в Саудовской Аравии реактора типа SMART (одна из недавних инновационных разработок Южной Кореи в виде небольшого по меркам атомной энергетики реактора мощностью менее 700 МВт[viii]) мощностью до 330 МВт. Продолжительность исследований должна занять 3 года, а стоимость реактора в случае принятия положительного решения – 1 млрд долл. США[ix].

В августе 2014 года Центр по развитию атомной и возобновляемой энергетики имени короля Абдаллы и китайская CNNC (Chinese National Nuclear Energy Company) подписали меморандум о взаимопонимании, а их руководители заявили о намерении развивать и углублять сотрудничество[x].

Как видим, Эр-Рияд организует широкое взаимодействие с зарубежными компаниями в атомной индустрии. В свете амбициозных планов по развитию отрасли это представляется логичным, так как диверсификация контрагентов может привести к более эффективным результатам. Можно предположить, что в случае продолжения реализации намеченных планов взаимодействие королевства тоже будет иметь многосторонний характер. При этом важно понимать, что сотрудничество между разными странами может быть не только в виде договоренностей о строительстве электростанций, но и об оказании вспомогательных услуг и работ, хотя контракт на сооружение АЭС самый привлекательный из всех видов взаимодействия.

Однако пока информации о конкретных решениях нет, а о развитии отрасли пока сказано больше, чем сделано. Исходя из уровня взаимодействия и политических факторов в настоящее время наиболее перспективными игроками на саудовском рынке представляются Франция и Южная Корея, хотя к конкуренции за сектор могут присоединиться и другие игроки.

 

[i] http://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-o-s/saudi-arabia.aspx

[ii] Информацию о Центре см. на официальном сайте https://www.energy.gov.sa/ar/pages/default.aspx

[iii] https://neutronbytes.com/2015/01/24/saudi-arabia-delays-its-nuclear-plans/

[iv] Конкретный перечень соглашений см. https://ola.iaea.org/ola/FactSheets/CountryDetails.asp?country=SA

[v] http://japandailypress.com/japan-saudi-arabia-to-start-nuclear-agreement-discussions-0128089/

[vi] http://english.alarabiya.net/en/business/energy/2015/06/28/Kingdom-Russia-vie-for-global-oil-market-foothold.html

[vii] http://www.world-nuclear-news.org/NP-France-to-study-reactor-construction-in-Saudi-Arabia-2606154.html

[viii] Характеристику реакторов подобного типа см. http://www.atominfo.ru/newsf/m0074.htm

[ix] http://saudigazette.com.sa/saudi-arabia/ksa-korea-sign-smart-nuclear-reactor-deal/

[x] http://www.arabnews.com/news/saudi-arabia/614141

62.62MB | MySQL:102 | 0,852sec