Турция готовится к расширению военной операции против РПК

Турция должна предоставить подтверждение своим обвинениям в том, что Россия якобы поставляет оружие Рабочей партии Курдистана (РПК). Об этом заявил журналистам спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов. «Когда кто-то что-то говорит, то пусть предоставляет доказательства», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. Ранее турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Москву в поставках ПЗРК Рабочей партии Курдистана, запрещенной в Турции.

В данном случае позиция российского МИДа абсолютно безупречна, доказать этот факт Анкара действительно не в состоянии. В отличие от общеизвестных фактов использования турецкой территории в качестве тыловой базы для террористов из «Исламского государства» (ИГ) и «Джебхат ан-нусры» (обе организации запрещены в России), эта ситуация на языке профессионалов «не ловится». То, что Россия снабжает оружием формирования курдских пешмерга для борьбы с ИГ, никто не скрывает. Этим занимаются в разной степени практически все европейские страны и США. То, что пешмерга наполовину контролируется проиранскими сторонниками Дж.Талабани и может теоретически поставлять получаемое ими оружие своим курдским «братьям» из РПК, тоже вполне вероятно. Также как и то, что сирийская армия может поделиться таким оружием с курдскими «Отрядами народной самообороны», подконтрольными Партии демократического союза (ПДС). Враг-то ведь один — исламисты. В конце концов, у Тегерана тоже установились неплохие рабочие контакты с курдской фракцией МЕК, которая в свою очередь близка к РПК. Так что вариантов много. Мы больше склоняемся ко второму варианту, поскольку совсем недавно при полном покровительстве сирийских спецслужб курдские группы объединились в единый фронт с марксистскими группировками Турции как раз для того, чтобы наносить удары по турецким силовикам и чиновникам. Но причем здесь, скажите на милость, Россия?

Что послужило причиной резких заявлений турецкого президента? Просто факт уничтожения ударного вертолета турецких ВВС «Кобра» курдскими повстанцами, которые использовали ПЗРК российского производства в мае с.г. Сам этот инцидент для нас интересен тем, что, судя по всему, предположения ряда экспертов об активной поддержке в рамках материально-технического снабжения отрядов РПК со стороны Москвы начинают сбываться. Пусть и не напрямую. Впервые эти разговоры начались как раз после уничтожения турецкими ВВС российского Су-24 в небе Сирии в рамках гипотетических предположений об инструментах давления на Анкару в сложившейся ситуации. Пока мы видели явную активизацию минно-фугасной войны и терактов в крупных городах Турции, что наряду с прочим нанесло мощнейший удар по турецкой туристической отрасли. Снижение турпотока оценивается экспертами чуть ли не на 16% с начала года, и это только начало. Такая активизация партизанской войны застала турецкую армию врасплох. Она оказалась фактически безоружной против минно-фугасной войны, что демонстрируют многочисленные видеоролики подрыва бронетехники турецких силовиков, которые активно размещаются в интернете. На первый взгляд турецкая армия не обладает ни системами подавления радиосигнала детонации СВУ, ни грамотной инженерной разведкой. Потери в этой связи неприлично большие. Горные районы, в которых сосредоточены курдские опорные пункты, обладают своей спецификой с точки зрения логистики. Единственной возможностью как-то минимизировать ущерб от засадной и минной войны в данном случае являются наряду с перечисленным организация мобильных и стационарных блокпостов вдоль основных трасс и широкое задействование вертолетов в качестве сопровождения армейских колонн. Но вертолетов не хватает, а сопровождать каждую колонну — очень дорогое удовольствие. Попытка закупить броневики с противоминной защитой оказалось полумерой: экипаж хоть и оставался живым после подрыва, но характер контузии исключал фактически дальнейшую службу в армии и означал пожизненный динамический медицинский учет. Естественно, за счет государства. Что же касается вертолетов, то их задействование пока привело к уничтожению как минимум одного, а по другим данным, уже двух.

Все это вынуждает турецкое руководство при не очень блестящей экономической ситуации резко увеличивать военные расходы. В частности, после того, как стало ясно, что сторонники РПК получили ПЗРК, турецким руководством стали предприниматься быстрые и дорогостоящие ответные меры. В частности, планируется разместить большой заказ у Lockheed Martin для закупки и оснащения турецких вертолетов системами Sniper Advanced Targeting Pod (SATP), которые в теории помогают избежать поражения как раз ракетами ПЗРК SA-18 (по западной классификации). Одновременно американцы помогут переоснастить ВВС страны системами Low Altitude Navigation and Targeting Infrared for Night (LANTIRN). Грубо говоря, системами полетов на низкой высоте и ночного видения. Турки также закупают в США у General Dynamics и так называемые «бункерные бомбы» BLU-109. Все это свидетельствует только о двух вещах. Первое — политика президента Р.Т.Эрдогана дорого обходится турецкому бюджету. И это на фоне экономического кризиса. Второе — Анкара «закусила удила» и решила во что бы то ни стало уничтожить горные оплоты сопротивления РПК. Это логично, поскольку отступать без потери лица Р.Т.Эрдогану просто некуда. Вопрос начала широкомасштабной операции по зачистке горных районов таким образом следует ожидать через два-три месяца, когда планируемое переоснащение армии будет в основном завершено.

52.08MB | MySQL:103 | 0,633sec