О программе 65-го правительства Турции

24 мая 2016 года, спустя два дня после назначения на посты главы правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и премьер-министра страны, Бинали Йылыдрым тезисно озвучил программу 65-го по счету правительства Турции.

Имея в виду, что упомянутая программа является прямым логическим продолжением ранее принятых документов, планов и стратегий развития, тем не менее, имеет смысл тезисно озвучить основные её положения. Итак:

  1. Б.Йылдырым поблагодарил за проделанную работу своего предшественника А.Давутоглу и подчеркнул, что архитектором всех успехов страны с 2002 года, вне всяких сомнений, является президент Р.Т.Эрдоган.
  2. Б.Йылдырым подтвердил приверженность страны и правительства курсу на бескомпромиссную борьбу с терроризмом и, в частности, заявил, что «террористический кошмар будет устранен из турецкой повестки».
  3. Новый премьер отметил, что политические партии страны во всех предыдущих выборах брали на себя обязательства перед избирателями по принятию новой конституции. «Этот день – сегодня!» заявил Бинали Йылдырым, подчеркивая, что речь идет о президентской форме правления.

Заметное место в выступлении Б. Йылдырыма заняла экономика, впрочем, в этом аспекте тезисы были достаточно традиционными.

  1. Б.Йылдырым подтвердил задачу по вхождению Турции в число стран с высокими доходами и с высоким индексом развития человеческого потенциала. Страна продолжает шествие на пути к целям 2023 года, когда будет отмечаться 100-летний юбилей провозглашения Турецкой Республики.
  2. Б.Йылдырым подтвердил приверженность ранее принятым программным документам, включая 10-й по счету пятилетний План развития.
  3. Новый премьер подчеркнул важность улучшения атмосферы для ведения бизнеса и для привлечения инвестиций, как изнутри страны, так и из-за рубежа. При этом планируется более широкое внедрение моделей государственно-частного партнерства, в том числе, при реализации проектов в инфраструктурной сфере.
  4. Риторика Б.Йылдырыма относительно борьбы с антидемократичными практиками, беззаконием и нарушением прав человека, была речью лидера продвинутого в демократическом смысле государства.
  5. Вместе с новой Конституцией ожидается, что будут приняты новые Устав Меджлиса, Закон о политических партиях и Закон о выборах. При этом, по словам Б.Йылдырыма после принятия поправок к Конституции, предусматривающих прямые выборы президента Турции, возникла системная проблема, для которой требуется неотложное решение. Последнее, в свою очередь, будет способствовать реализации планов к 2023 году.
  6. Одной из важнейших угроз национальной безопасности и законной демократической системе было названо «параллельное государство». Оно, по словам, Б.Йылдырыма предприняло попытку государственного переворота в рамках дела «17-25 декабря» (2013 года), когда в СМИ просочилась информация компрометирующего характера по отношению к руководству страны.
  7. Целью Турции, по-прежнему, является стать страной не потребляющей, а производящей технологии. В этой связи большое внимание планируется уделять стимулированию в стране научно-исследовательской деятельности, а также поддержке малого и среднего предпринимательства, в том числе, только начинающего ведение бизнеса.
  8. Б.Йылдырым говорил о важности повышения рождаемости и воспитания подрастающего поколения, как основе будущего благополучия страны. При этом планируется активнее вовлекать молодежь в дела страны. Так, намечено снижение выборного возраста для парламентариев с 25 до 18 лет.
  9. Планируется упростить законодательство по привлечению в Турцию квалифицированной рабочей силы из-за рубежа. Также намечена цель по созданию каталога и базы данных турецких исследователей, работающих за рубежом.
  10. Культура и спорт, по словам Б.Йылдырыма, имеют большое значение для развития населения. Премьер отдельно затронул турецкую киноиндустрию и Олимпийское движение страны.
  11. Б.Йылдырым подчеркнул намерение ускорить процессы по вхождению Турции в ЕС и присоединению страны к Транстихоокеанскому торговому и инвестиционному партнерству.
  12. Оборонная промышленность страны обещает стать одним из приоритетных направлений работы правительства, включая, но не ограничиваясь, планы по производству национального самолета, танка, ракет, торпед, новых типов подводных лодок, судов и вертолетов и так далее.
  13. Турция, по словам премьера, продолжит настойчивую реализацию планов регионального развития страны, включая и проблемные восточные и юго-восточные провинции.
  14. Неудивительно с учетом биографии премьера, что он подробно остановился на перспективных транспортно-логистических проектах, которые, после завершения, являются традиционной витриной достижений правящей ПСР. Перечисление их, вряд ли, имеет большой смысл, однако, самым важным из них можно признать проект строительства так называемого «Канала Стамбул» параллельного проливу Босфор, который, в случае своей реализации, очевидно затронет конвенцию Монтре. Помимо этой мега-стройки были перечислены конкретные дороги, мосты, аэропорты, порты и линии железнодорожного сообщения и проч.

Не меньше, чем про экономику, новый премьер-министр говорил и про внешнюю политику:

  1. По словам премьера, Турция привержена задаче по вступлению Европейский союз, однако не в качестве единственной альтернативы, а как опции, дополняющей повестку турецкой внешней политики. В то же самое, время Европа должна сделать к Турции, проповедующей «чистосердечный подход», встречные шаги. Так, Европа не оценила работу, проделанную Турцией в рамках Брюссельского соглашения, в рамках перехода на безвизовой режим поездок.
  2. Турция продолжит усилия по формированию переходного правительства в Сирии, чья легитимность не будет вызывать вопросов, по принятию новой конституции и по проведению выборов, в рамках процесса политических преобразований страны.
  3. По словам Б.Йылдырыма, отношения со странами Персидского залива продемонстрировали в последние годы большой прогресс. Турция продолжит поддерживать мир, безопасность и стабильность в странах Залива.
  4. Балканы, согласно замечанию Б.Йылдырыма, являются одной из важнейших составляющих «турецкой исторической памяти».
  5. Б.Йылдырым в той части речи, которая была посвящена России отметил наличие у Турции открытых каналов связи, выступил за нормализацию и развитие отношений на основе «минимальных условий». Поскольку об этом автор уже писал в одной из своих предыдущих статей, развертывать мысль турецкого премьера дальше смысла не имеет. Достаточно отметить, что «российская часть» выступления премьера была ограничена лишь тремя строчками, что, безусловно, отражает степень важности России для Турции в нынешних условиях.

Вообще, внешняя политика Турции заслужила немало теплых слов от нового премьера, который подчеркнул потенциал Турции по долгосрочному внешнеполитическому планированию и прогнозированию, растущие возможности и потенциал страны на региональном и глобальном уровне, как актора. Как заявил турецкий премьер: «В последующий период мы это положение ещё больше усилим!».

52.19MB | MySQL:103 | 0,686sec