К итогам панельной дискуссии в фонде SETAV: выборы в Австрии и будущее крайне правых движений в Европе

2 июня текущего года в стамбульском отделении Фонда политических, экономических и социологических исследований (SETAV) состоялась дискуссия, посвященная итогам президентских выборов в Австрии от 22 мая 2016 года.

Как известно, по их итогам президентом страны стал независимый кандидат Александр Ван дер Беллен. Причина интереса турецкого мозгового центра к австрийским выборам понятна — победа досталась Ван дер Беллену с минимальным перевесом в 0,3% голосов над представителем крайне правой Австрийской партии свободы Норбертом Хофером. Это является ещё одним симптомом того, что правые движения, одной из главных мишеней которых являются мусульмане (в первую очередь, беженцы), в Европе набирают силу.

Итак, резюмируем ниже выступление модератора (Кемаль Инат) и четырех приглашенных экспертов, в качестве которых выступили: Шенер Актюрк (Унивеситет Коч), Бюньямин Безджи (Университет Сакарья), Энес Байраклы (СЕТА) и Таджеттин Кутай (Турецко-немецкий университет).

  1. Крайне правый национализм в Германии, получившей сильнейший комплекс вины в результате Второй мировой войны, как официальное движение стал маргинальным и практически невозможным. В Германии искуственно создана страховка против радикального национализма (которая, однако, не дает 100% гарантии и ситуация может взорваться). «Упавшее знамя» правых могут «подхватить» Франция и Австрия.
  2. Крайне правые в Австрии – необязательно неудачники и безработные, живущие в «гетто». Ими вполне могут быть местные и успешные буржуа. В этом смысле Австрия сильно отличается от Германии. Хотя, как не преминули отметить участники дискуссии, Австрия – родина Гитлера, и в этом смысле она для крайне правых движений является тем же, что и Бурса (столица османов) для Турции. Однако, при всем при этом, Австрии удалось занять позицию «жертвы» Второй мировой войны.
  3. Радикальные правые движения начали поднимать голову в Австрии уже в 90-х годах прошлого века, то есть заметно раньше, чем в Германии, где только-только начинают проявляться такие настроения.
  4. Негативная реакция на мусульман начала отчетливо проявляться в Австрии после событий 11 сентября. В стране сформировалась невыносимая политическая атмосфера для мусульман.
  5. В Австрии принят «дискриминационный закон», делающий невозможным приглашение на работу иностранных имамов с получением ими заработной платы из-за рубежа. В стране создано Управление по делам религии, которое полностью контролирует все, что связано с исламом в стране. В то же самое время, страна активно приглашает христианских священников из-за рубежа, в частности, из той же Польше (поскольку в них есть потребность и стоимость их как «специалистов» ниже).
  6. Крайне правые движения сменили свою окраску: если раньше им был свойственен крайний антисемитизм, то теперь – исламофобия. Произошло сближение сионизма и крайнего национализма. Последний начал выказывать открытую поддержку Израилю. Кроме того, нередко стал встречаться и «славянский национализм» (Косово – часть Сербии!).
  7. Наблюдается «двуличность» в Европе в отношении исламофобии. В то самое время, как за антисемитизм предусмотрена юридическая ответственность, «исламофобские» дела не выделены в отдельное делопроизводство и по ним правоохранительными органами не ведется отдельная статистика.
  8. Как показывает практика, для возникновения исламофобии в какой-либо стране вовсе нет необходимости ни в большом мусульманском населении, ни в беженцах. В качестве примера участники конференции привели пример стран Балтики, где подобные настроения, как показывают соответствующие исследования, стали отчетливо проявляться.
  9. На выборах в Австрии с 2005 года тема мусульман и Турции – активно эксплуатируется. Одним из лозунгов является «Вена не будет Стамбулом!». Активно эксплуатируются и прочие броские слоганы: «Мария вместо Шариата!», «Мини-юбки вместо минаретов!» и т.д. Собственно, это неудивительно, поскольку Австрия – страна, где Запад вступил в бой с Османской Империей.
  10. Австрия с возросшими правыми движениями начинает оказывать непосредственное влияние и на своих соседей, в частности, на Швейцарию, Польшу, Францию. Вообще, идет взаимовлияние правых как внутри Европы, так и трансокеанское — с США.
  11. Приведя данные о мусульманском населении в различных странах Европы, выступающими был отмечен следующий парадокс: в самых отрытых на уровне общественного мнения для мусульман странах, скажем во Франции – их представительство во власти минимально. И наоборот, самое большое представительство (Голландия, Дания, Германия) – там, где на бытовом уровне наиболее заметно неприятие ислама и мусульман.
  12. «Эмпирически» проведена связь между католицизмом и неприятием всех прочих — от других ветвей христианства и до мусульман. Проведен исторический экскурс, демонстрирующий как католические страны Европы «вычищали» всех инакомыслящих. В то же время страны, исповедующие другие ветви христианства (Россия, Эфиопия, Балканы – до Милошевича) демонстрировали способность к мирному сосуществованию. Также «прививкой» для христианства и альтернативой католичеству стал протестантизм и эпоха Просвещения. В целом, Вена может рассматриваться в качестве условной географической границы.
  13. Россия заслужила отдельных «теплых слов» со стороны выступающих. В частности, было отмечено, что Россия самым активным образом и весьма успешно поддерживает правые движения в Европе (Франция, Германия, Австрия, Италия, Испания), с целью расколоть Евросоюз и НАТО. При том, что России не свойственны правые настроения, а мусульмане – неотъемлемая часть российского общества, абсолютно интегрированная в управление страной и не подвергающаяся какой-либо дискриминации.

Такая стратегия с целью раскола НАТО, по словам докладчиков, является полностью оправданной, что продемонстрировал опыт Грузии и Украины. Большим страхом руководства России назван рост радикальных движений в стране, поэтому оно пытается их канализировать в направлении Запада. Поскольку появление исламских радикалов в России имеет твердую почву после войны в Афганистане и кампании в Чечне.

Резюмируя: мероприятие было посвящено теме, которой в стране уделяется немалое внимание, в свете большого числа выходцев из Турции, проживающих в Европе, а также с той точки зрения, что Турция позиционирует себя в качестве главного борца с «захлестывающей» мир «исламофобией».

52.29MB | MySQL:103 | 0,517sec