Ситуация в Ливане: май 2016 года

В мае ситуация в Ливане характеризовалась напряженностью, связанной с продолжающейся гражданской войной в соседней Сирии, и поисками выхода из президентского кризиса, парализующего работу ливанской исполнительной власти.

Главным событием внутриполитической жизни в стране в мае стали муниципальные выборы, проводившиеся в разное время в несколько туров. 9 мая они прошли в Бейруте и долине Бекаа, 16 мая в Горном Ливане, 22 мая на юге Ливана, а 29 мая – в Аккаре и Триполи. Выборы прошли на удивление спокойно без эксцессов и террористических актов. Это подтверждает тезис о том, что Ливан, несмотря ни на что, является островком стабильности на Ближнем Востоке. Сказалась и хорошая работа армии и других силовых структур. Так, лагеря сирийских беженцев в Аккаре и Арсале на севере Ливана на период выборов находились под усиленным патрулированием ливанских вооруженных сил, а их обитателей практически не выпускали в города. Нормальный ход муниципальных выборов в Ливане в мае с.г. опровергает возражения части политической элиты этой страны о невозможности проведения нормальных парламентских выборов в условиях борьбы с терроризмом в соседней Сирии.

Основная интрига ливанских муниципальных выборов проходила в Бейруте. На выборах в столице Ливана 60% мест в бейрутском муниципалитете, в состав которого входят 24 депутата, получила коалиция «Список бейрутцев», поддержанная Коалицией 14 марта. Голосовать за его кандидатов призывали лидер движения «Мустакбаль» Саад Харири и лидер партии «Ливанские силы» Самир Джаджаа. При этом движение «Мустакбаль» привлекло к «Списку бейрутцев» своих потенциальных конкурентов в суннитской общине – партию «Джамаа исламийа» и сторонников политика Фуада Махдуми. Солидарно вытупили за данный список все основные христианские партии:  «Ливанские силы», Катаиб и даже Свободное патриотическое движение Мишеля Ауна, входящее в Коалицию 8 марта. Кандидаты «Списка бейрутцев» были поддержаны и шиитским движением «Амаль». «Хизбалла» не выставляла своих кандидатов в столице страны.

Новым явлением в политической жизни Ливана стало участие в муниципальных выборах беспартийной организации «Бейрут мадинати» («Бейрут – мой город»), выставившей свой список кандидатов. В него вошли известные архитекторы, адвокаты, журналисты, режиссеры, активисты гражданского общества. «Бейрут мадинати» не выдвигала политических требований.  Эта организация сосредоточилась на улучшении условий жизни бейрутцев. В числе задач, выдвинутых «Бейрут мадинати», освобождение города от мусорных отходов (эта проблема вызвала серьезный кризис в Ливане в прошлом году), борьба за доступное и качественное образование и здравоохранение, решение транспортных проблем города. Отдельно активистами «Бейрут мадинати» была выдвинута задача борьбы с хаотичной застройкой и сохранение исторического облика города, там где это возможно (значительная часть старой бейрутской архитектуры была утрачена во время гражданской войны 1975-1990 годов). Несмотря на то, что кандидаты «Бейрут мадинати» набрали в общей сложности 30% голосов, им не удалось провести в муниципалитет ни одного депутата. Это связано с распределением избирателей по различным районам города. Например, 60% избирателей приписанных к престижному бейрутскому району Ашрафие, там реально не живут.

Интересным был ход выборов в Горном Ливане. Вопреки укоренившемуся в последнее время мнению о политической апатии ливанских христиан и их нежелании участвовать в избирательном процессе, в округах Метн, Кисраван и Баабда была зарегистрирована самая высокая явка избирателей. Несколько меньшие показатели были продемонстрированы в округах Алей и Шуф. Отличительной чертой выборов в Горном Ливане стала взаимная поддержка кандидатов двух ранее соперничавших партий: СПД Мишеля Ауна и «Ливанских сил» Самира Джаджаа. В Дейр эль-Камаре в местные органы власти прошли выдвиженцы совместного списка СПД и «Ливанских сил», противостоявших блоку Шамуна-Бустани. В Джунии уверенную победу одержал список СПД во главе с зятем М.Ауна, бывшим командующим спецназом Ливана Шамелем Рукузом. В округе Баальбек-Хермель победу одержала шиитская коалиция движения «Хизбалла» и движения «Амаль». В Триполи, где большинство населения составляют сунниты, победу одержала местная коалиция, возглавляемая агрессивным популистом, бывшим руководителем Службы внутренней безопасности Ливана Ашрафом Рифи. А.Рифи пользуется поддержкой со стороны Саудовской Аравии. В 2014 году ливанская газета «Аль-Ахбар» писала о его связях с радикальными исламистскими группировками, дестабилизировавшими ситуацию в Триполи. 22 февраля после начала саудовской кампании против Ливана (поводом стал отказ Бейрута выразить солидарность с КСА после погромов саудовских диппредставительств в Иране в январе с.г.) Ашраф Рифи стал единственным ливанским министром (он возглавлял министерство юстиции), подавшим в отставку в знак солидарности с Эр-Риядом. Сюрпризом оказалась победа его блока в Триполи, сопровождавшаяся поражением наиболее влиятельных суннитских политиков Ливана. В северной столице Ливана ему проиграли сторонники Саада Харири, миллиардера и бывшего премьер-министра Ливана Наджиба Микати и семьи Караме. Это оказалось тем более удивительным для наблюдателей, что и Н.Микати, и Фейсал Караме являются уроженцами Триполи, позиционируют себя как выразители интересов жителей города и имеют в Триполи устойчивую клиентуру.

В мае не прекращались попытки политической элиты Ливана урегулировать президентский кризис. 4 мая состоялась встреча лидера движения «Хизбалла» шейха Хасана Насраллы и патриарха маронитской церкви Бутроса Бешары ар-Раи. Религиозный лидер маронитов и политический лидер шиитов беседовали за закрытыми дверями. Однако, в ливанскую прессу просочилась информация о содержании переговоров. Речь на них шла о преодолении тупика в выборах президента. При этом был выработан компромиссным план, состоящий в избрании Мишеля Ауна на пост президента с последующей отставкой после двух лет президентства для того, чтобы освободить дорогу новому поколению христианских политиков.

13 мая ливанские СМИ сообщили о гибели в Сирии руководителя военного крыла «Хизбаллы» Мустафы Бадреддина. Мустафа Бадреддин погиб в результате артиллерийского обстрела вооруженными формированиями джихадистов базы «Хизбаллы» вблизи аэропорта Дамаска. В течение последних трех лет Мустафа Бадреддин осуществлял и довольно эффективно командование вооруженными формированиями «Хизбаллы» в Сирии. В настоящее время вооруженные формирования «Хизбаллы», принимающие участие в гражданской войне в Сирии на стороне правительства Башара Асада, несут большие потери. По информации исследователя исламистских движений в Ливане Валида Шарары, в боевых операциях в Сирии участвуют 6 тысяч боевиков «Хизбаллы», при этом боевые потери движения составили около тысячи человек. 21 мая гибель Мустафы Бадреллина прокомментировал в своем выступлении лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла. Х.Насралла заявил, что его движение усилит свое военное присутствие в Сирии: «Еще больше наших командиров придет в Сирию. Мы будем присутствовать там разными путями и продолжим сражаться. Наша месть (за гибель Бадреддина-авт.) будет великой, и мы добьемся полного уничтожения такфиристов и криминальных банд». Он отмел израильскую причастность к этой ликвидации. Он отметил: «Мы внимательно отслеживаем полеты израильских самолетов и все их перемещения. У нас нет доказательств, что следы этого убийства ведут в Израиль».

Значительный ущерб движению «Хизбалла» нанесли банковско-финансовые санкции, наложенные Конгрессом США в декабре 2015 года. Многие ливанские банки оказались вынуждены следовать этим санкциям, имплементация которых началась в мае с.г. В противном случае они окажутся под угрозой отключения от системы SWIFT и невозможности вести дела с банками США. Президент Центробанка Ливана Рияд Саламе заявил, что «Приоритетом для Центробанка является сохранить Ливан на международной финансовой карте, поэтому мы будем выполнять американский закон». В Ливане были закрыты 100 банковских счетов организаций, связанных с «Хизбаллой» и еще 3000 находятся в процессе. При этом Р.Саламе призвал ливанские банки не заниматься самодеятельностью и каждое закрытие счета проводить в согласовании с Центробанком. Нет сомнения, что руководство «Хизбаллы» было заранее предупреждено о мерах Центробанка и успело переоформить часть счетов на подставные лица и компании. Впрочем, в Ливане выполнение американских санкций вызвало определенное недовольство. Среди организаций, патронируемых «Хизбаллой», есть такие, которые играют заметную роль в экономике и социальной сфере страны. К ним относятся госпиталь «Расул аль-Аззам», один из крупнейших в стране и оказывающий медицинскую помощь неимущим в условиях отсутствия в Ливане бесплатного государственного здравоохранения и крупная строительная компания «Джихад аль-бина».

24 мая СМИ Ливана сообщили о новом витке насилия в долине Бекаа. Напомним, что в ходе столкновения в Арсале в августе 2014 года сторонниками террористической организации «Джебхат ан-нусра» (запрещена в России) была захвачена группа военнослужащих ливанской армии. При этом 6 солдат были казнены. Салафитский проповедник из Арсаля Мустафа Худжейри оказывал активную помощь террористам. Отец одного из убитого террористами солдат, Мааруфа Хамие, в отместку застрелил племянника М.Худжейри Имада Хусейна Худжейри. Политические силы Ливана осудили этот акт кровной мести. В заявлении, распространенном движением «Мустакбаль» говорится: «Это преступление, результатом которого стала гибель невинного молодого человека, не вернет павших солдат их семьям».

В Ливане было с энтузиазмом воспринято избрание 13 мая Мишеля Темера временным президентом Бразилии. Это первый политик ливанского происхождения, добившийся президентского поста в большой латиноамериканской стране. Семья Темера происходит из небольшого селения Бтаабура в Горном Ливане, где проживают в основном представители православной общины.

52.22MB | MySQL:103 | 0,505sec