Пакистан: милосердие и толерантность без границ

Исламская Республика Пакистан ассоциируется в мире для многих с потоком насилия, терроризма и экстремизма, что, вполне понятно и подтверждается печальной статистикой человеческих жертв и понесенного государством ущерба в результате непрекращающихся в стране актов террора и насилия. Пакистан, где в 2014 г. произошел 1821 теракт, включая пешаварскую трагедию в общеобразовательной школе, в результате которых погибли 1760 человек и 2836 получили ранения различной степени тяжести, занял в 2015 г. четвертое место по уровню террористической активности среди 162 стран мира (после Ирака, Афганистана и Нигерии). [1] И несмотря на запущенный в стране с января 2015 г. Национальный план действий против терроризма, говорить о существенном снижении уровня террористической активности все же не приходится. Так, Пакистан в соответствии с Глобальным индексом миролюбия (2016) в рейтинге 163 государств замкнул десятку наиболее опасных для проживания стран мира. [2]

Однако, милосердие и толерантность без границ это тоже о Пакистане. Хотя и приходится говорить об этом в связи с печальным событием – кончиной 8 июля 2016 г. выдающегося пакистанского филантропа и гуманиста  Абдул Саттара Эдхи, открывшего еще в далеком 1951 г. свою первую бесплатную медицинскую лечебницу для бедных в городе Карачи. Она заложила основу созданного им впоследствии в 1957 г. благотворительного Фонда, носящего его фамилию. Со временем он преобразовался в международную некоммерческую структуру по оказанию помощи беженцам и мигрантам, жертвам военных конфликтов и стихийных бедствий, которая имеет свои филиалы и представительства во многих странах мира, включая Австралию, Афганистан, Бангладеш, Великобританию, Канаду, США, Эфиопию, Японию и др. Абдул Саттар Эдхи родился 1 января 1928 года в семье мусульманской торговой общины мемонов (производное слово от арабского, означающее «правоверный», «верующий»), которая в 1947 году перебралась из городка Бантва штата Гуджарат Британской Индии в Пакистан – новообразованное территориально государство для большинства мусульман с равными правами и возможностями для представителей других конфессий, каким оно тогда виделось его основателю и первому руководителю страны —  генерал-губернатору Мухаммаду Али Джинне (1876-1948 гг.). Раздел Британской Индии на два независимых государства происходил в условиях массовых миграций индусов и мусульман и сопровождался кровавыми индусо-мусульманскими погромами с многочисленными человеческими жертвами с обеих сторон. [3]

Эти события до глубины души потрясли молодого человека, заставили задуматься о поисках вывода человечества с пути конфронтации и самоуничтожения в мир милосердия и сострадания, толерантности и отказа от насилия, чему в общем-то Абдул Саттар Эдхи и посвятил всю свою жизнь, избрав гуманистическую стезю самоотверженного служения людям. В 2009 г. «за деятельность на протяжении всей его жизни по улучшению положения наиболее обездоленных групп населения в Пакистане и Южной Азии, за распространение идеалов человеческого достоинства, прав человека, взаимоуважения и толерантности» он  стал лауреатом Премии ЮНЕСКО-Маданжита Сингха (индийский писатель, дипломат и филантроп (1924-2013 гг.). [4]  Осуществляя некоммерческую программу по социальной защите наиболее нуждающихся в помощи групп населения, его благотворительный Фонд с более чем 300 центрами по всему Пакистану и крупнейшим в мире частным парком машин скорой помощи (более 1500 транспортных единиц), включая  воздушный транспорт, предоставляет всем нуждающимся  бесплатную медицинскую помощь, проводит юридические консультации, просветительскую работу по вопросам планирования семьи, ликвидации неграмотности, овладению базовыми знаниями, а также профессиональными умениями и навыками (вождение транспорта, сестринское дело, акушерство и т.д.). Фондом строятся дома материнства и престарелых, детские приюты, поликлиники, больницы для душевнобольных и инвалидов, создаются  бесплатные столовые, банки крови и плазмы, центры для оказания помощи больным диабетом, онкологическими заболеваниями и лицам, имеющим наркозависимость. Фондом Эдхи предоставляются также бесплатные брачные, ритуальные услуги, помощь в поиске пропавших без вести людей, забота о бездомных животных и т.д. [5] Вся эта огромная работа осуществляется непосредственно более 3,5 тыс. сотрудниками Фонда и тысячами волонтеров-социальных работников. Благодаря их совместным усилиям за время существования этой благотворительной организации были спасены свыше 20 тыс. брошенных роженицами младенцев, более 3 млн беспризорников прошли реабилитационный курс через систему образовательных и оздоровительных учреждений Фонда и были возвращены потерявшим их родителям. В центрах материнства Фонда Эдхи появились на свет более  миллиона новорожденных. Ежегодно в его детских приютах находится до 50 тыс. детей-сирот. А его круглосуточная служба скорой помощи ежедневно  только в одном Карачи принимает до 6 тыс. заявок на оказание первой медицинской помощи. [6]

Абдул Саттар Эдхи был известен своим непримиримым отношением к проявлениям этнического и религиозного экстремизма. Для него не было религии выше гуманности. Он пользовался уважением  и авторитетом у представителей всех религиозных  меньшинств Пакистана (христиан, индусов, буддистов, парсов), ибо, бескорыстно помогая людям, этот «Ангел милосердия», как его с благодарностью прозвали в народе, никогда не делал никаких различий между обратившимися к нему за помощью. Нарастающему насилию и радикальным настроениям в обществе он противопоставил политику пацифизма, толерантности, милосердия и сострадания к обездоленным и страждущим помощи людям независимо от их классовой, конфессиональной, расовой, этнической, или гендерной принадлежности, то, на чем можно выстроить гражданское общество социальной справедливости и равенства, о котором он, как и основатель пакистанского государства-нации М.А.Джинна, мечтали и которое Абдул Саттар Эдхи самоотверженно создавал сам, заботясь о нуждающихся, социально незащищенных людях не только у себя в стране, но и в других странах мира, охваченных природными катаклизмами, военными конфликтами и гуманитарными катастрофами, являя собой пример глобальной гражданственности и человечности. Стоит сказать, что в 1988 г. за оказанную его Фондом помощь в ликвидации разрушительного землетрясения в Армении ему была присуждена почетная награда СССР — Международная Ленинская премия «За укрепление дружбы между народами». Мировое признание гуманистической деятельности Абдул Саттара Эдхи находит отражение и в других присвоенных ему многочисленных международных знаках отличия, которых в общей сложности совместно с присужденными ему пакистанскими наградами насчитывается, по его собственным подсчетам, свыше 250. [7]

Его угнетало то, что Пакистан быстрыми темпами, особенно после начатой М.Зия-уль-Хаком (1924-1988 гг.) политики исламизации в 1977 году, стал превращаться в теократическое государство, исключающее какие-либо права  проживающих в нем немусульманских меньшинств, что сопровождалось ростом насилия и террора по отношению к ним. Особенно тяжело приходилось религиозной общине ахмадия, объявленной в Пакистане в 1974 г. немусульманским меньшинством. Ее последователям было запрещено законом называть себя мусульманами, и они подвергались  преследованию со стороны  религиозных  фанатиков. Поддержку и опору общине ахмадия  в тяжелые для них времена оказывал Абдул Саттар Эдхи. В 2010 г. за его выдающиеся заслуги в области социальной защиты и гуманитарной помощи людям ему была присуждена Премия мира мусульман ахмадия, учрежденная их Всемирной общиной в 2009 г. Кандидатура Абдул Саттара Эдхи неоднократно выдвигалась на соискание Нобелевской премии мира. Самый юный Нобелевский лауреат — пакистанка Малала Юсуфзай (2014), ставшая всемирным символом борьбы за образование для всех детей планеты, собрала достаточное число голосов для выдвижения его кандидатуры на эту престижную номинацию в текущем 2016 г., но поздно… Да, впрочем, для скромного, неамбициозного Абдул Саттара, куда важнее было всенародное признание и благодарность людей за спасение им их душ и жизней. В 1986 г. он вместе со своей женой и помощницей по волонтерской работе Бегум Билкис Эдхи, возглавляющей женский Фонд Эдхи (награждена многочисленными знаками отличия, включая Международную премию имени Матери Терезы в 2015 г.), стал лауреатом азиатского аналога «Нобеля» — премии имени Филлипинского президента Рамона Магсайсая (1907-1957 гг.), популярного в народе за его неподкупность и непримиримую борьбу с коррупцией. Говоря о процветании последней в Пакистане (в рейтинге 168 стран мира по индексу восприятия коррупции ему отводится 117 место), Абдул Саттар, в, частности, отмечал, что в стране, несмотря на ее бедность, все же есть и богатые люди, которые не доверяют коррумпированным верхам государства и предпочитают отдавать свои деньги на благотворительность  в его Фонд, известный в народе своей финансовой прозрачностью и целевым использованием пожертвований граждан на благотворительность для наиболее нуждающихся слоев населения (на официальном сайте Фонда Эдхи публикуются ежегодные отчеты о проделанной работе). [8]

Одни считали его сумасшедшим (имея миллионные пожертвования, он все, без остатка отдавал бедным, сам довольствуясь лишь необходимым минимумом), другие (за его аскетизм и бескорыстное служение людям) — святым.  А он был просто настоящим Человеком, скромным, открытым для всех Гражданином мира, выступавшим за справедливость и равенство людей, создавшим из ничего свою собственную империю социального равенства и защищенности граждан, опередив свое время безграничным милосердием, гуманностью и толерантностью по отношению к ним. Что не удалось пакистанскому государству почти за 70 лет его развития, оказалось под силу одному человеку, ставшему поистине национальным героем страны — Абдул Саттару Эдхи. И он, и его многочисленные последователи – это тоже Пакистан! Что не позволяет терять надежды на лучшее будущее этой страны.

 

  1. http://economicsandpeace.org/wp-content/uploads/2015/11/2015-Global-Terrorism-Index-Report.pdf
  2. http://countryeconomy.com/demography/global-peace-index
  3. О драме «бракоразводного процесса» между Индией и Пакистаном см. подробнее: Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана. ХХ век. М.: ИВ РАН: Крафт+, 2008. С. 83-96.
  4. Цит. по Пресс-релизу ЮНЕСКО №. 2009-12: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001858/185859e.pdf
  5. Подробнее об деятельности Фонда Эдхи см на его сайте: https://edhi.org/
  6. http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001858/185859e.pdf.

7.Об этом см. в документальном фильме, посвященном А.С. Эдхи: https://www.youtube.com/watch?v=XFgHT7-Akmg

  1. http://www.transparency.org/cpi2015
52.27MB | MySQL:103 | 0,695sec