По информации СМИ КНР, Министерство обороны Исламской Республики Иран подписало в феврале 2016 г. с российской стороной контракт на поставку тяжелых двухдвигательных многофункциональных истребителей Су-30СМ, которые будут действовать совместно с однодвигательными истребителями Jian-7NI (пр-во КНР).
Китайские специалисты отмечают, что Су-30СМ является серьезной модернизацией истребителя Су-27, который первоначально создавался как машина для ВВС, а потом на его базе был создан палубный вариант под обозначением Су-33. Китайские оружейники указывают, что началом работ по тематике Су-30 стали работы по внедрению на учебно-боевой Су-27УБ аппаратуры управления и координации звена/эскадрильи истребителей, однако особого успеха они не имели.
Известно, что в начале 1990-х гг. была проведена серия учений, в ходе которых пилоты ВВС РФ отработали совместные действия с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, воздушными заправщиками Ил-78, а также истребителями-перехватчиками Миг-31. Известно, что радиолокационные станции А-50 и Миг-31 позволяют на большой дальности обнаруживать воздушные цели различных типов, однако прикрытие воздушного танкера Ил-78 и самолета ДРЛО А-50 в случае прорыва линии ПВО было возложено именно на ранние версии Су-30.
Следует отметить, что Су-30 создавались серийно в интересах ВВС Индии, которым необходимо было получить машину, сопоставимую по своим возможностям с американским истребителем-бомбардировщиком F-15Е, однако в результате был создан самолет, который способен, как применять высокоточные образцы авиационного ракетно-бомбового вооружения, так и успешно бороться с истребителями противника. Вариант истребителя Су-30МКИ (литера «М» означает модернизированный, а «И» — Индия) получил дополнительные предкрылки, которые серьезно улучшили управляемость тяжелого самолета.
Китайские эксперты указывают, что в ходе многократных соревновательных учебных воздушных боев пилотов ВВС Индии, пилотирующих Су-30МКИ с визави из ВВС стран-членов НАТО в 100% случаев индийские пилоты выигравали как одиночные, так и групповые воздушные схватки.
По мнению китайских и иранских специалистов, примененные на российских самолетах радилокационные станции (РЛС) позволяют одновременно сопровождать 15 воздушных целей и вести одновременный обстрел — 4. Отличительным свойством российских РЛС является большая дальность обнаружения воздушной цели, что не оставляет шансам пилотам американских, британских и других ВВС стран Запада выйти на рубеж ракетной атаки. По данным СМИ КНР, индийские истребители Су-30МКИ оснащены бортовой электроникой французского производства, а системы радиоэлектронной борьбы были специально разработаны специалистами израильских предприятий оборонно-промышленногокомплекса.
Известно, что российские специалисты авиапромышленных объединений в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре провели серьезную работу по модернизации планера и бортовых систем Су-30. В результате проведенных работ для ВКС РФ был предложен вариант под обозначением Су-30СМ, поставки которого блыи начаты в 2012 г. и по оценкам китайских аналитиков к 2020 г. ВКС и ВМС РФ получат около 170 истребителей, однако экономические проблемы и больши затраты Министерства обороны РФ на военную операцию в Сирийской Арабской Республике (САР) застявят военно-политическое руководство России пересмотреть программу закупки рассматриваемого самолета.
По даннным китайского издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», специалисты ВВС ИРИ внимательно наблюдали за действиями истребителей Су-30СМ, которые дислоцированы на авиабазе «Хмеймим» в САР и активно принимают участие в операции ВКС РФ по борьбе с международной террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России).
По мнению китайских специалистов, российские Су-30СМ позволят командованию ВВС ИРИ провести серьезное техническое вооружение истребительно-бомбардировочных подразделений, которые до настоящего времени вооружены морально устаревшими тяжелыми двухдвигательными истребителями-бомбардировщиками F-14 Tomcat (пр-во корпорации «Нортроп Грумман», США), которые были переданы официальному Тегерану до победы Исламской революции в 1979 г.
Американские самолеты полностью удовлетворяли требованиям ВВС ИРИ по следующими причинам:
– бортовая РЛС позволяла обнаруживать как воздушные, так и наземные цели в условиях сложного рельефа местности Ирана, где достаточную площадь занимают горы;
– наличие штурмана–оператора вооружения позволяет американскому F-14 осуществлять долговременное патрулирование с разделением задач между двумя членами экипажа;
– большой вес ракетно-бомбового вооружения и разнообразная номенклатура позволяли F-14 успешно бороться как с самолетами противника, так и с наземными целями.
Аналитики ВВС НОАК отмечают, что иранские летчики F-14 продемонстировали высокий уровень пилотажа и слаженности действий в ходе вооруженных конфликтов с Ираком, в которых, в полной мере воспользовались преимуществом ракет класса воздух-воздух большой дальности AIM-54, которые позволили сбить десятки самолетов противника.
Конечно, иранские технические военные специалисты признают, что ресурс американских машин практически исчерпан и возможности, приобретенных в 80-е гг. прошлого века китайских однодвигательных истребителей Jian-7NI не позволяют своевременно реагировать на нарушения воздуных границ государства. Кроме того, модернизационный ресурс китайских машин также практически исчерпан.
В этих условиях перевооружение на российские Су-30СМ является «прорывом ВВС ИРИ в новое поколение». К положительным особенностям российских боевых самолетов китайские специалисты относят возможности боротовой РЛС с электронным сканированием по обнаружению на большой дальности и устойчивому сопровождению нескольких десятков воздушных и наземных целей. Кроме того, современные российские ракеты оснащаются несколькими системами наведения, что гарантирует 100% поражение вероятного противника даже в условиях активного радиоэлеткронного противодействия.
Китайские специалисты полагают, что принятие на вооружение Су-30СМ позволит эскадрильям и полкам ВВС ИРИ вывести из эксплуатации такие самолеты как Су-24М, Су-25 и устарешвие F-4E Phantom II, поскольку их прицельно-навигационное оборудование не позволяет применять высокоточные корректируемые/управляемые авиационные боеприпасы. Очевидно, что с появлением новых маневренных машин иранские пилоты будут вынуждены обучиться новым тактическим приемам и приемам пилотирования, позволяющим раскрыть весь потенциал российского Су-30СМ.
Представляется возможным согласиться с китайскими специалистами в том, что российский истребитель Су-30СМ является идеальным выбором для пилотов ВВС ИРИ, поскольку тяжеловооруженный самолет с мощным двигателем Ал-41Ф позволяет успешно бороться с несколькими воздушными целями, а бортовая система РЭБ защищает машину от обстрела из переносных зенитно-ракетных комплексов различных моделей. Кроме того, в состав ракетно-бомбового вооруженния входят противокорабельные ракеты различных типов, которые также необходимы ИРИ для борьбы с надводными кораблями вероятного противника – ВМС США и КСА. Фактически многофункциональный истребитель Су-30СМ предназначен для завоевания превосходства в воздухе и обеспечения контроля воздушного пространства в ходе регулярного патрулирования вдоль линии государственной границы.
Последнее направление деятельности является наиболее акутальным для ВВС ИРИ, поскольку ВМС США, являющиеся основными визави, активно развивают палубную авиацию, как пилотируему, так и беспилотную, что представляет собой реальную угрозу национальным интересам любого государства, которое не обладает достаточно эффективными ВВС и ПВО.