Об отношениях Турции с НАТО и ЕС после введения чрезвычайного положения

Режим чрезвычайного положения введен в Турции на три месяца после попытки военного переворота. Как передает катарский канал «Аль-Джазира», об этом заявил президент Турции Реджеп  Тайип  Эрдоган.

«Члены Совета безопасности решили рекомендовать правительству объявить чрезвычайное положение на 3 месяца, чтобы иметь возможность быстро отвечать на действия всевозможных террористических организаций», — цитирует телеканал слова Р.Т.Эрдогана. Это уже вызвало соответствующую реакцию стран Запада, которые все более настойчиво начинают выражать свою озабоченность по поводу попытки уничтожить политическую оппозицию в Турции под предлогом  преследования сторонников неудачного мятежа турецких военных. Уже совершенно очевидно, что под этим предлогом Р.Т.Эрдоган задумал полностью переформатировать политическую архитектуру Турции с уничтожением независимых и оппозиционных институтов, начиная с судебной системы и заканчивая журналистами и преподавательском составом.  Все это породило обширные дискуссии о будущем Турции в НАТО. Логика в данном случае следующая — страна становится неким аналогом Ирана и, соответственно, альянс не сможет терпеть в своих рядах исламистскую страну. Одновременно история с требованием экстрадиции имама Ф.Гюлена станет непреодолимым препятствием в развитии взаимоотношений между США и Турцией, что ускорит выход Анкары из НАТО. Рискнем предположить, что этого не произойдет. В общем-то, пребывание в НАТО является единственной формой поддержания системы национальной безопасности для Турции, в которой она может сейчас существовать. Именно пребывание в НАТО открывает Анкаре дорогу к современным видам вооружения, системам коммуникации и разведки альянса, а также материально-технической поддержке. Страна уже очень продолжительное время находится в системе стандартизации НАТО. Отказ от этого вызовет коллапс вооруженных сил без всякой надежды на быструю модернизацию своими силами. Резко вырастут расходы на оборону, что в условиях серьезного финансового кризиса Турции совершенно не выгодно. Выход из альянса оставит Анкару без прикрытия в рамках существующих спорных вопросов с Грецией  и по вопросу Кипра. Очевидно, что при таком раскладе начнется инициирование процессов в международном суде по поводу всех этих вопросов. Выход из НАТО развяжет руки странам Запада и США для более активного муссирования проблемы нарушения прав и свобод турецких граждан. что однозначно может завершиться экономическими санкциями и соответствующими резолюциями в Совете Безопасности ООН.  Мы сейчас не берем и экономическую составляющую такого шага, и соответствующие резко вырастающие инвестиционные риски. Представляется, что турецким руководством все это просчитывается. Пока мы видим только гневную риторику  Р.Т.Эрдогана по вопросу  вмешательства ЕС во внутритурецкие дела и призывы к США доказать, что они являются другом Турции. Это является отложенной реакцией на испуг турецкого президента на попытку военного  переворота и нагнетания нужного градуса истерии в обществе, дабы под шумок сделать максимально для уничтожения своей внутренней оппозиции. Но при этом даже такой параноик, как турецкий президент, прекрасно понимает, что в случае окончательного разрыва с Западом в экономической и военной сферах его дни в качестве лидера будут сочтены. И он никогда не перейдет «красные линии», которые Запад ему сейчас определяет через комментарии ситуации из Брюсселя. Заявление о выходе из НАТО означает начало конца Р.Т.Эрдогана, поскольку к процессу его нейтрализации в полной мере подключатся уже и США. Если референдум в Великобритании о выходе из ЕС  волновал Вашингтон постольку-поскольку, т.к. это в принципе не угрожает стратегическим интересам США ни в коей мере: Лондон останется верным американским союзником при любом варианте своего пребывания в ЕС или выхода, то ситуация с Турцией и НАТО — совсем другое дело. Это покушение на целостность американской, а не евросоюзовской системы коллективной безопасности, в которой именно США играет главную роль. Турция — не Франция, а Р.Т.Эрдоган — далеко не Ш.де Голль. Выйти без последствий из НАТО Турция уже не сможет, и все разговоры на эту тему надо считать политической спекуляцией. В противном случае надо полагать Р.Т.Эрдогана самоубийцей. Как он умеет менять ориентиры в один день, мы уже убедились на примере прорывов в улучшении двусторонних отношений с Россией и Израилем.  А ЕС и США соперники посерьезнее, и таких врагов Р.Т.Эрдогану точно не нужно. Не будем забывать, что за ним стоит только половина населения, а по мере ухудшения экономической ситуации, что американцы могут сделать довольно быстро, этой половины уже не наберется. Доказательством того, что Р.Т.Эрдоган  это очень хорошо понимает, стало то, что самолеты ВВС США возобновили свои полеты с базы ВВС Инджирлик через день после провала путча. Сейчас Р.Т.Эрдоган пытается убедить Запад «закрыть глаза» на его действия по узурпации власти, и не более того. Разрыв с НАТО может произойти только в том случае, если к власти придут уж совсем религиозные фанатики, что сейчас в Турции нереально.

Также очевидно, что путь в ЕС для Турции закрыт, и Р.Т.Эрдоган это уже публично артикулировал. Собственно, это стало ясно после того, как в немецком Бундестаге проголосовали за резолюции о признании геноцида армян в Оттоманской империи . Из этой борьбы нервов между Анкарой со с одной стороны, и США и ЕС — с другой Россия должна извлечь свои дивиденды. Нахождение Р.Т.Эрдогана в «политической блокаде» для России безусловно выгодно по совершенно разным соображениям. Включая конечно и тему получения экономических преимуществ в этой ситуации.   Единственный минус из всего этого заключается в  большой вероятности того, что о перспективах крупных инфраструктурных проектов в области энергетики типа реанимации идеи «Турецкого потока» можно будет забыть. ЕС при такой риторике и непредсказуемости Р.Т.Эрдогана сделает все возможное, чтобы  не допустить реализации его плана превратить Турцию в основной центр по поставкам газа в Европу.

52.29MB | MySQL:103 | 0,474sec