Мнение китайских специалистов о новом продукте турецкого оборонно- промышленного комплекса — БМП «Каплан-20»

Известно, что турецкие оружейники в ведущих компаниях «Отокар» и FNSS  ведут работы по созданию боевой машины пехоты (БМП) нового поколения в рамках проекта NG-AFV. Следует отметить большой интерес китайских оружейников и производителей гусеничной бронетехники к продукции турецкой компании FNSS Savunma Sistemleri A.S. — легкой  БМП «Каплан-20», которая первоначально разрабатывалась как легкая бронированная разведывательно-дозорная машина с полной снаряженной массой 9 тонн.  По данным китайских  источников, первоначальный вариант машины предусматривал наличие пяти опорных катков, однако, вследствие увеличенной до 20 тонн массы БМП, турецкие инженеры приняли решение внедрить дополнительную пару опорных катков, что позволило сохранить высокую маневренность и устойчивость машины.

Бронирование и материал корпуса позволяют защитить экипаж и десант от огня из стрелкового оружия кал. 14,5-мм, а бронирование башни позволяет выдержать попадание из пушки кал. 30-мм.  Известно, что нижняя часть корпуса машины выполнена в форме латинской буквы V, что позволяет недопустить поражения машины самодельным взрывным устройством или мины с мощностью взрыва эквивалентному 6-10 кг тротила. Кроме того, турецкие конструкторы предусмотрели болтовое крепление дополнительных броневых панелей, которые могут быть установлены силами экипажа в течение 30 минут. Корпус выполнен цельносварным с высоким уровнем герметичности, что позволяет без предварительной подготовки форсировать водные преграды, а также осуществлять доставку подразделений морской пехоты с корабля на берег. В кормовой части БМП установлено два поворотных водометных движителя, позволяющих БМП уверенно перемещаться по водной поверхности при волнении моря до 2-х баллов.

Китайские оружейники отмечают, что турецкие конструкторы применили как классические меры по повышению защиты экипажа (навесная броня, система автоматического пожаротушения, система постановки дымовой завесы, вышибная панель в оружейном модуле) так и внесли новацию в виде акустической установки контрснайперской борьбы  (пр-во компании METRAVIB, Франция), которая состоит из нескольких разнонаправленных микрофонов и вычислительной станции. Подобная аппаратура позволяет в течение 1,5 секунд после выстрела определить место положения снайпера с точностью до 2 градусов на стоянке, и с точностью от 5 до 10 градусов при движении. Известно, что данная система определяет выстрел из оружия калибром от 5,45 до 20-мм на расстоянии от 200 до 1500м, что достаточно актуально в случае применения снайперами противника винтовок калибров 12,7-мм или 14,5-мм, которые позволяют успешно бороться с данной БМП.

В результате анализа публикаций в китайских изданиях «Оружейное знание» и «Наука и техника оборонной промышленности» стали известны следующие тактико-технические характеристики БМП «Каплан-20»:

Длина: 6,5 м

Ширина: 3,15 м

Высота: 2 м (без боевого модуля)

Силовая установка: 8-цилиндровый дизельный двигатель DSI-14  (рабочий объем 14 литров, пр-во компании «Скания», Швеция)

Мощность двигателя: 500 л.с.

Китайские специалисты отмечают высокую надежность и простоту обслуживания/замены двигателя даже в полевых условиях.

Крутящий момент передается на резиновые гусеницы, которые являются слабым местом БМП в случае действий в горной местности или в городских условиях, где в большом количестве присутствуют бетонные осколки и части арматуры, которые могут обездвижить машину. Единственным преимуществом резиновых гусеничных трактов является низкий уровень шума при движении, однако представители компании FNSS заявляет, что при необходимости БМП «Каплан-20» будет укомплектована цельнометаллическим гусеницами.

Максимальная скорость: 70 км/ч

Максимальный запас хода: 650 км

Максимальная высота преодолеваемого препятствия: 0,7м

Максимальная ширина преодолеваемого рва: 2,6 м

Максимальный угол въезда: 60%

Максимальный угол съезда: 40%

Подобные показатели позволяют БМП «Каплан-20» действовать совместно с танковыми подразделениям, на вооружении которых будет принят новый основной боевой танк «Алтай».

Экипаж: 3 человека. (водитель, стрелок и командир БМП)

Водитель БМП обладает возможностью наблюдать за обстановкой как через триплексные бронированные стекла (5 шт.), так и через один из трех мониторов, смонтированных на его месте (придвижении задним ходом автоматически включается видеокамера). Управление машиной штурвальное, справа от водителя расположен рычаг автоматической коробки передач (4 скорости вперед, 1 назад) .

В отношении систем вооружения известно, что компания FNSS предлагает два варианта оснащения БМП «Каплан-20». В качестве первого варианта возможна установка необитаемого боевого модуля с дистанционным управлением (условное обозначение  «Тебер-30»), который имеет следующие размеры: длина башни вместе с орудием 3,58 м, ширина 2,35 м, высота 0,66 м. Существует также и обитаемое исполнение указанного модуля, однако вес в таком случае будет увеличен с 2,5 до 3,5 тонн, что также позволит повысить уровень бронезащиты с 2-ого до 4-ого класса по стандартам  ВС стран-членов НАТО. В качестве основного орудия может быть выбрана автоматическая пушка «Мк.44 Бушмастер 2» или GAU-8 (кал. 30х173 мм)

В боекомплект (от 250 до 500 выстрелов) входят бронебойно-зажигательные (начальная скорость полета снаряда 1385 м/сек), осветительные, полуоболоченные, а также оперенные боеприпасы. При применении бронебойно-зажигательных снарядов стрелок БМП способен поражать легкобронированную технику с толщиной брони 120 мм на расстоянии до 1000 мм, а на расстоянии 1500 м толщина пробиваемой брони не превышает 60-мм. Максимальная эффективная дальность ведения огня составляет 2 000м. Предусмотрено три режима ведения огня: одиночный, серия из пяти выстрелов и автоматический огонь. По информации китайских специалистов, в модуле «Тебер-30» внедрено двухканальное питание пушки и делитель, которые по своим характеристикам не уступают системе боепитания российской автоматической пушки 2А72.  На дульном срезе 30-мм. орудия установлен компенсатор, что позволило серьезно снизить отдачу  и повысить кучность стрельбы.

В качестве прицельных устройств используются: тепловизор (диапазон 8-12 мкм), видеокамера формата CCD, оптический прицел, лазерный дальномер (максимальная дальность действия 10 000 м). Вышеперечисленные устройства стабилизированы  в двух плоскостях.  Системы управления огнем  позволяют стрелку и командиру машины действовать в режиме «охотник-стрелок»

Известно, что диаметр посадочного места орудийной башни дистанционного управляемого модуля 1,6 м и это позволяет опционально установить в необитаемом модуле гладкоствольное орудие L7 кал. 105-мм, но при этом варианте количество мест для десанта сокращается до 6, тогда как при устнановке необитаемого башенного модуля «Тебер-30» с 30-мм автоматической пушкой «Мк.44 Бушмастер 2» от американской компании АТК (возможен вариант с пушкой кал. 40-мм) и спаренным пулеметом Мк.52 кал. 7,62 мм (боекомплект от 500 до 750 патронов) представляется возможным разместить 8 военнослужащих десанта.

По данным китайских источников, БМП «Каплан-20» оснащена системой определения «свой-чужой», навигационной системой GPS и цифровой системой передачи данных, которые, в совокупности, позволяют командиру машины оценить обстановку в районе боевых действий, опередлеить свое местоположение и размещение сил противника.

По информации СМИ КНР, десант размещается в безопасных креслах с противоминной защитой и ремнях безопасности с четырехточечным креплением. В местах размещения второго и третьего кресла вдоль правого и левого борта машины размещены топливные баки, что позволяет сохранить общую балансировку машины. Посадка и высадка десанта осуществляется через бронированную аппарель с электроприводом, а на случай выхода его из строя в аппарели предусмотрена откидная дверь.

Для маскировки БМП применены материалы и покрытие, снижающие тепловую заметность машины. Следует отметить, что кроме основного двигателя на БМП установлена компактная вспомогательная силовая устновка, которая обеспечивает все электрические потребители (радиостанции, видеокамеры и дисплеи, системы наведения и боепитания) машины во время стоянки, что позволяет серьезно снизить расход топлива, а также сохранить ресурс основного двигателя. Кроме того, на БМП «Каплан-20» использованы литий-ионные аккумуляторные батареи большой емкости, которые также позволяют серьезно снизить тепловую заметность машины на стоянке при том условии, что основные системы машины будут обеспечены электропитанием с напряжением 24 вольт.

Основные отличия «Каплан-20» от БМП «Тульпар» производства компании «Отокар» являются ее меньший вес, способность пересекать водные преграды, а также возможность переброски такими самолетами военно-транспортной авиации ВВС стран-членов НАТО  как С-17, А-400М.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с китайским специалистами в том, что данная БМП однозначно привлечсет внимание ряда иностранных заказчиков, поскольку в ней использован модульный принцип оснащения, а также серьезно облегчен процесс обслуживания машины, что крайне важно в условиях современных вооруженных конфликтов или контртеррористических операций, которые регулярно провдятся по всему миру.

52.25MB | MySQL:103 | 0,505sec