Введение режима чрезвычайного положения в Турции

21 июня 2016 года в «Официальной газете» №29777 опубликовано постановление Совета Министров за №2016/9064 касательно введения в стране режима чрезвычайного положения (РЧП) сроком на 90 дней.

С учетом процедуры, предусмотренной Конституцией страны, РЧП прошел процедуру утверждения в Меджлисе: «за» проголосовало 346 парламентариев (очевидно, правящая Партия справедливости и развития + националисты), «против» — 115, при бросающейся в глаза низкой, сообразно важности момента, явке — 461 из 550 депутатов.

Таким образом, впервые в истории Турецкой Республики РЧП вводится в масштабе всей территории страны, а не её отдельных провинций. Как это было в случае 13-ти восточных илов Турции, на территории которых режим чрезвычайного положения продолжался в течение пятнадцати лет, в период с 1987 по 2002 год. И, что характерно, отмена многолетнего режима чрезвычайного положения была в числе первых решений только что пришедшей к власти Партии справедливости и развития, о чем говорили, и вполне справедливо, как о знаковом событии в жизни страны.

Стоит сразу оговориться, что, надежды в турецком обществе, в частности, у представителей бизнеса на то, что РЧП не продлится долго и может завершиться даже ранее положенного трехмесячного срока абсолютно беспочвенны.

Предыдущее чрезвычайное положение на востоке страны продлевалось Меджлисом страны 46 (!) раз, при том, что масштаб событий был несопоставим с нынешним. То, что введенный с 21 июля РЧП, с большой долей вероятности, будет продлеваться, можно понять из интервью Ибрагима Калына, пресс-секретаря президента, данном им накануне на канале CNN Türk. Помимо всего, прочего И.Калын отверг саму возможность упреков в отношении руководства Турции, пошедшего на такую радикальную меру, со стороны зарубежных стран. Особенно, с точки зрения введенного после теракта в Ницце режима чрезвычайного положения во Франции.

Однако, как считает немалое число турецких граждан, с точки зрения демократических норм Турция – далеко не Франция, и, невзирая на все заверения руководства Турции о том, что турецкий РЧП не затронет повседневную жизнь большинства людей, серьезная обеспокоенность все же присутствует, подкрепленная конкретной статистикой: тысячами задержанных и десятками тысяч уволенных и отстраненных от работы.

При этом надо четко понимать, что РЧП означает перевод страны на режим ручного управления со стороны исполнительной власти, когда издаваемые правительством постановления автоматически получают силу закона. Разумеется, при этом не производится их проверка на конституционную «чистоту». Просто потому, что речь идет о временном ограничении базовых прав и свобод человека, так что мало какое изданное в эти дни постановление будет соответствовать нормам конституции и, соответственно, против них нельзя возбуждать дел в Конституционном суде. С другой стороны, за парламентом оставлено право отменять режим чрезвычайного положения, изменять его срок, в том числе продлевать. Впрочем, при нынешнем раскладе это означает полный контроль над процессом со стороны ПСР.

Регулируется же режим чрезвычайного положения Законом №2935 от 1983 года, с учетом десятка поправок которые приняты в последующие годы. Итак, какие возможные меры предусматриваются этим законом? Перечислим их:

  1. Ограничение на въезд, выезд и проживание в определенных регионах страны.
  2. Эвакуация из определенных регионов и переезд на новое место проживания.
  3. Приостановка работы, временная и постоянная, учебных заведений, всех уровней образования вне зависимости от принадлежности (государственные или частные), закрытие общежитий.
  4. Определение режима работы, закрытие, приостановка деятельности мест досуга и развлечений населения.
  5. Ограничение и отмена отпусков соответствующего персонала в связи с РЧП.
  6. Уничтожение представляющих опасность зданий, движимого и недвижимого имущества, продуктов питания.
  7. Регулирование продажи, хранения, распространения широкого спектра стратегических продуктов и потребительских товаров, ограничение деятельности, установление под контроль, закрытие соответствующих торговых точек.
  8. Необходимые меры по обеспечению порядка в наземном, морском и воздушном транспорте, ограничение въезда транспортных средств в определенные регионы страны.

Разумеется, государство получает широчайшие полномочия активно и непосредственно вмешиваться в экономику страны, которая в Турции, в общем и целом, существует на принципах либерализма. Контрольно-регулирующие функции в подобном случае могут быть переданы либо специально созданному Совету по координации экономических вопросов чрезвычайного положения под председательством премьер-министра или же соответствующему министерству.

В плане дополнительных мер, в том числе, касающихся прав и свобод личности, закон дает право правительству, если кратко и «своими словами»:

  1. Ограничивать и запрещать выход на улицу.
  2. Запрещать посещение и сбор людей в установленных местах.
  3. Производить личный досмотр и изымать «запрещенные вещи и доказательства».
  4. Устанавливать обязательное ношение документов личности.
  5. Устанавливать и регулировать обращение газет, журналов, книг, объявлений и проч. в определенных регионах.
  6. Контролировать и при необходимости запрещать оборот аудио- и видеопродукции в самом широком спектре (выступления, статьи, рисунки, фильмы, пластинки, видео- и аудиозаписи и проч.), включая фильмы и театральные постановки.
  7. Устанавливать особые меры защиты стратегических, государственных и частных, объектов.
  8. Запрещать ношение личного оружия (то есть приостанавливать действие ранее полученных разрешений).
  9. Регулировать оборот опасных, взрывчатых и химических веществ.
  10. Ограничивать и регулировать въезд отдельных лиц и групп лиц на определенные территории.
  11. Ограничивать и регулировать проведение массовых мероприятий.
  12. Регулировать деятельность общественных организаций.
  13. Проводить трансграничные операции за пределами Турецкой Республики силами наземных, военно-воздушных и военно-морских сил по договоренности с соседними государствами.

Таким образом, как видно из перечисленного выше, в руках президента Р.Т.Эрдогана и правительства Турецкой Республики находится широчайший набор инструментов, предусмотренных Законом №2935. Первые шаги по использованию полномочий руководством Турции уже предприняты, включая отмену августовских отпусков для госслужащих и отзыв их из отпуска, запрет на их выезд из страны (сюда также относятся отдельные категории других работников, включая сотрудников частных университетов), отстранение от исполнения своих обязанностей десятков тысяч представителей судейского и полицейского корпуса, административного и научного персонала ВУЗов, включая всех университетских деканов и т.д.

С другой стороны, поощряется и одобряется поддержка руководства страны простым народом: как на уровне риторики в СМИ, где народу отводится решающая роль в срыве попытки переворота, так и специальными мерами (бесплатный проезд в общественном транспорте турецких городов, включая Стамбул и Анкару, продолжается). Не прекращаются многотысячные вечерние митинги сторонников руководства страны по всем городам.

Очевидно, что дополнительные меры, направленные на то, чтобы «каленым железом выжечь гюленовскую заразу» будут озвучиваться чуть ли не каждый день. Однако, надо понимать, что перед руководством страны, в то же самое время, стоит достаточно непростая задача поиска баланса между решительными мерами и недопущением падения турецкой экономики в пропасть. Поскольку понятно, что имидж Турции в эти дни, так или иначе, страдает самым серьезным образом, а вместе с ним под вопрос попадает и доверие к турецкому бизнесу со стороны зарубежных партнеров, в том числе потенциальных инвесторов. Это дает основания считать, что руководство Турции будет тщательно выверять свои шаги в поиске разумного баланса между потенциальными выигрышами и потерями.

52.1MB | MySQL:103 | 0,505sec