Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18 — 24 июля 2016 года)

Наиболее важные события в регионе на прошедшей неделе происходили в Турции, где власти проводят масштабные чистки и аресты в вооруженных силах, других госструктурах и различных организациях с целью преодоления последствий попытки государственного переворота, предпринятой группой военных в ночь с 15 на 16 июля.

19 июля командование ВС Турции заявило, что вся территория страны находится под контролем. Тем временем в Турции развернута масштабная кампания по задержанию и аресту лиц, подозреваемых в причастности к попытке госпереворота, а также сторонников исламского оппозиционера Ф. Гюлена, проживающего в США и которого власти обвиняют в организации путча. В стране сроком на три месяца введен режим чрезвычайного положения. По официальной информации, на 24 июля в Турции в рамках массовых чисток государственного аппарата отстранены от работы около 45 тысяч госслужащих различных структур. Президент страны Р. Т. Эрдоган заявил 24 июля, что число арестованных после мятежа военных и гражданских лиц составило 13156 человек, в том числе 126 генералов. Разведка Турции недоработала, поэтому не смогла предотвратить попытку военного переворота в стране, заявил Р. Т. Эрдоган, а премьер-министр Турции Б. Йылдырым сообщил 24 июля о предстоящем роспуске президентской гвардии. Командующий силами жандармерии Турции отправлен в отставку. Министерство обороны Турции проводит следственные проверки в отношении всех военных судей и прокуроров. Все они отстранены от должностей.

Помимо армии, чистки затронули аппарат правительства, МВД, Национальную разведывательную организацию, Высший совет по образованию, Министерство образования, Главное управление по делам религии, Министерство по делам семьи и социальной политики, Министерство финансов, Департамент контроля энергетических рынков, другие ведомства и организации. По делу о попытке переворота арестованы 113 судей и прокуроров, в том числе два члена Конституционного суда. Власти отзывают лицензии у радио- и телестанций, связанных с Ф.Гюленом. Сотрудники основного регулирующего СМИ органа Турции — Высшего совета по радио и телевидению — отстранены от работы. Высший совет по образованию Турции призвал отправить в отставку 1577 деканов и профессоров государственных и частных вузов, а Министерство образования отозвало лицензии у 21 тыс. преподавателей частных учебных учреждений. Турецкие госслужащие временно не могут покидать границы страны, их ежегодные отпуска отменены до особого распоряжения. Аналогичный запрет введен и в отношении профессорско-преподавательского состава вузов. 23 июля вступил в силу первый закон в рамках режима ЧП, в котором речь идет о закрытии порядка 2,3 тыс. школ, вузов, общественных организаций, медицинских учреждений. Все они подозреваются в связях с организацией Ф. Гюлена. Президент Р. Т. Эрдоган пообещал очистить все государственные структуры от сторонников оппозиционера.

Руководство Турции рассматривает вопрос о введении смертной казни в отношении участников путча. Действие Европейской конвенции по правам человека будет приостановлено на территории страны на время действия режима ЧП. При этом вице-премьер М. Шимшек заявил 23 июля, что Турция будет строго придерживаться принципов демократии и верховенства закона.

Введенный в Турции режим ЧП, репрессии в отношении десятков тысяч человек говорят о решимости Р. Т. Эрдогана жесткими мерами укреплять личную власть без оглядки на предостережения со стороны Запада. В то же время кампания репрессий лихорадит армию, другие силовые структуры и правительственные органы в целом. Парализована работа судебных органов.

Президент Р. Т. Эрдоган, другие видные турецкие политики активно контактируют с руководством зарубежных государств. Так, 18 июля Р. Т. Эрдоган провел телефонный разговор с президентом Ирана Х. Роухани, в ходе которого подчеркнул, что Турция полна решимости рука об руку с Ираном и Россией прилагать усилия по восстановлению в регионе мира и стабильности. Россия «была в числе стран, которые оказали наибольшую поддержку турецкой демократии во время попытки военного переворота»,- заявил 23 июля министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу.

19 июля состоялся телефонный разговор Р. Т. Эрдогана с президентом США Б. Обамой. Два лидера обсудили ситуацию вокруг расследования попытки переворота в Турции. Б. Обама предложил оказать всестороннюю помощь в расследовании мятежа и подтвердил поддержку США «демократически избранному правительству Турции», но отметил, что расследование произошедшего должно проходить в соответствии с демократическими процедурами. Позже, 22 июля, Б. Обама заявил, что США не имели никакого отношения к недавней попытке переворота в Турции, и любые утверждения об обратном негативно отражаются на двусторонних отношениях. Глава Белого дома пообещал, что Вашингтон «продолжит работать с Турцией, пытающейся стабилизировать ситуацию», в том числе к сфере борьбы с терроризмом. Турция же согласилась принять участие в работе комиссии, которую предложили создать США для решения вопроса о выдаче Анкаре Ф. Гюлена.

Евросоюз заявил о глубокой озабоченности введением ЧП в Турции и считает неприемлемыми действия Анкары «в сфере образования, судебной системе и в отношении СМИ». США выразили «очень дружественную озабоченность по поводу демократических институтов, которые должны осуществлять деятельность в соответствии с законом, соответствующими правовыми процедурами и их собственной конституцией»». В МИД России заявили, что принимаемые в Турции после попытки переворота меры являются вынужденными, при этом следует оставаться в конституционных рамках.

В целом, по словам Р. Т. Эрдогана, «в настоящее время ситуация (в Турции, — авт.) нормализуется, но пока рано говорить о том, что все закончилось». Президент также исключает «осуществления новой попытки военного переворота, но теперь это будет уже непростой задачей».

В российском МИДе заявили, что проблемные вопросы, о которых Москва информировала Совбез ООН – «это подпитка боевиков, прозрачность турецко-сирийской границы — никуда не уходят, остаются на повестке дня». Развитие отношений с Турцией будет зависеть от взаимодействия по сирийскому кризису, заявил 22 июля глава МИД РФ С. Лавров. При этом Россия рассчитывает, что Турция примет меры, чтобы ее территория не использовалась для поддержки террористов в соседней стране.

В Сирии на минувшей неделе боевые действия в основном велись на севере страны в районе Алеппо и прилегающих к городу районах. Здесь находящиеся в окружении боевики группировки «Джебхат ан-нусра» (запрещена в РФ) продолжают безуспешно атаковать подразделения сирийской армии. К северо-востоку от Алеппо бойцы в основном курдских «Сил демократической Сирии» при массированной поддержке авиации западной коалиции вытесняют боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) из города Манбидж. В результате удара авиации коалиции в этом районе погибли более 120 мирных жителей. Президент США Б. Обама приказал выделить 3 тыс. бойцов американского спецназа для участия в боях за город Ракка на северо-востоке Сирии. Бои велись также в окрестностях Дамаска, в северной провинции Латакия и некоторых других местах. Шесть дальних бомбардировщиков Ту-22М3 ВКС РФ 21 июля нанесли очередной сосредоточенный удар по объектам боевиков ИГ на востоке центральной провинции Хомс. Потенциальная возможность увеличения российского контингента в Сирии сохраняется, заявил 22 июля пресс-секретарь президента России Д. Песков.

В Минобороны РФ заявили, что ответственность за опасность оказаться в зоне действия ВКС РФ в Сирии, которой подвергаются военные международной коалиции, лежит исключительно на их военном руководстве. «Мы постоянно и по всем доступным каналам призываем наших партнеров предоставлять информацию о расположении подконтрольных им отрядов «умеренной оппозиции». В то же время глава Пентагона Э. Картер считает, что на данный момент вариант американо-российского сотрудничества по борьбе с террористическими группировками на территории Сирии маловероятен.

Единственным способом прекращения гражданской войны в Сирии является политический диалог противоборствующих сторон при посредничестве ООН, говорится в заявлении по итогам прошедшей 21 июля в Вашингтоне первой совместной встречи глав внешнеполитических и военных ведомств стран — участниц операций против ИГ в Ираке и Сирии, возглавляемой США. Итогом диалога должен стать «подлинный политический переход» к новой власти в Дамаске. В то же время глава МИД РФ С. Лавров считает, что «никто не может гарантировать, что в случае ухода Б. Асада Сирия не повторит судьбу Ливии». МИД Сирии 24 июля заявил о готовности Дамаска к возобновлению межсирийских переговоров без предварительных условий.

Россия может получить доступ на рынок стран-членов ССАГПЗ, и инвестиции, которые превзойдут вложения из Китая, заявил 22 июля министр иностранных дел Саудовской Аравии А. аль-Джубейр. По его мнению, «со стороны России было бы разумным сказать, что вот куда следует развивать наши отношения в наших же интересах, а не с Асадом». Министр подчеркнул, что саудовское руководство знает, что президент России В. Путин снова хочет закрепиться на Ближнем Востоке. «Мы готовы дать России долю на Ближнем Востоке, которая сделает Россию значительно сильнее, чем Советский Союз. По словам А. аль-Джубейра, у Москвы и Эр-Рияда есть разногласия по Сирии, но они касаются не столько интересов в этой стране, сколько способов их реализации. Саудовский политик считает, что дни Асада сочтены, призвав «заключить сделку пока это возможно».

Реализация Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы перешла в устойчивую фазу, констатировали члены совместной комиссии «шестерки» (РФ, Великобритания, ФРГ, КНР, США, Франция) и Ирана по его выполнению. Об этом было заявлено по итогам прошедшего 19 июля в Вене заседания комиссии. «На заседании речь шла о практических вопросах взаимодействия в этом формате и текущем состоянии дел с выполнением договоренностей, в том числе пути преодоления потенциальных проблемных моментов», в том числе трудностей, связанных с возвращением Ирана на международные финансовые и экономические рынки в связи с отменой санкций.

Руководитель Организации по атомной энергии Ирана А. А. Салехи заявил 19 июля: «Наша ядерная деятельность может быть в короткие сроки возвращена к прежнему состоянию и даже более высокому уровню. Такая возможность была предусмотрена нами изначально на случай нарушения противоположной стороной обязательств по ядерному соглашению».

22 июля Совбез ООН разрешил странам-членам начать вывоз из Ливии химического оружия (ХО) для последующего уничтожения, чтобы не допустить попадания отравляющих веществ в распоряжение террористических группировок. Резолюция «разрешает государствам-членам получать в свое распоряжение, транспортировать, передавать и уничтожать химическое оружие» по указанию Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), чтобы обеспечить ликвидацию запасов ливийского ХО «как можно скорее и максимально безопасным путем после консультаций с правительством национального согласия» этой страны. Ливийское ХО уже перевезено с мест хранения в безопасное место на побережье, откуда будет вывезено по морю в ближайшие дни, после чего уничтожено. На заседании СБ ООН постпред РФ в организации В. Чуркин обратил внимание на то, что за время «долговременного складирования отравляющих веществ их запасы уменьшились на 220 тонн». В этой связи «мы должны быть твердо уверены в том, что опасными ядовитыми веществами не завладели террористы».

Крупный теракт был совершен 23 июля в столице Афганистана Кабуле. Погибли 80 человек, 231 человек получил ранения. Теракт был совершен во время массовой акции протеста народности хазара. Участники демонстрации выражали недовольство планами властей отложить электрификацию в северной провинции Бамиан. Ответственность за нападение взяло на себя ИГ. Радикальное афганское движение «Талибан» осудило нападение и заявило, что не имеет к нему отношения.

 

Приложение

 

 

О состоянии вооруженных сил Алжира

 

 

В условиях сложной и все более нестабильной военно-политической обстановки в Магрибе и Сахеле руководство Алжира продолжает неуклонно придерживаться курса на поступательное наращивание военного потенциала страны и сохранение военного превосходства над соседним Марокко. Прилагаются значительные усилия по превращению национальной армии в эффективную и технически хорошо оснащенную вооруженную силу, отвечающую современным требованиям и способную защитить суверенитет и территориальную целостность республики от возможных внешних военных угроз, противостоять иностранному диктату и обеспечивать проведение Алжиром независимой внешней политики. При решении задач военного строительства учитывается необходимость противостояния угрозы со стороны транснациональных террористических группировок, нестабильная ситуация в некоторых соседних государствах (Ливия, Мали), а также сохраняющиеся политические разногласия и территориальные споры с соседями. Внутри страны вооруженные силы привлекаются для борьбы против террористических группировок и организаций, которые стремятся дестабилизировать обстановку в Алжире.

Вооруженные силы Алжира (205 тыс. человек) состоят из Национальной народной армии (ННА), национальной жандармерии и Республиканской гвардии. Основой алжирских ВС является ННА (147 тыс. человек), состоящая из сухопутных войск, ВВС, сил ПВО и ВМС.

Верховным главнокомандующим ВС АНДР является президент страны. По конституции он одновременно является министром обороны. Главе государства предоставлено право использования армии. Руководство ВС президент осуществляет через Министерство национальной обороны и штаб ННА. Непосредственное руководство армией осуществляет начальник штаба ННА (первый заместитель министра). В военно-административном отношении территория страны разделена на шесть военных округов (1-й – 6-й).

Алжир неуклонно наращивает военные расходы. Так, если в 2010г. они составляли 5,67 млрд долларов, то в 2013 г. – 10,29 млрд долларов.

В стране реализуется программа модернизации и повышения боевых возможностей национальных вооруженных сил, которая, в частности, предусматривает совершенствование системы управления ВС, развитие систем разведки и РЭБ, постепенное оснащение всех видов вооруженных сил современной боевой техникой. В то же время на реализацию планов модернизации армии негативно влияет сохраняющаяся в Алжире сложная внутриполитическая ситуация и серьезные трудности в экономике.

Сухопутные войска ННА (120 тыс. человек) имеют в боевом составе шесть дивизий (тд – 2, мд – 3, вдд – 1), шесть отдельных бригад, другие части и подразделения. На вооружении состоит около 1200 танков, в том числе 315 Т-90С (в июле из России поступило еще 67 Т-90СА); примерно 1100 артиллерийских орудий, РСЗО и минометов; до 700 ПТРК; до 250 противотанковых орудий, около 1100 БМП, в том числе 100 БМП-3; до 800 БТР и 130 БРМ. Войсковая ПВО представлена ЗРК малой дальности «Оса» и «Стрела-1», ПЗРК «Стрела-2/3» и «Игла», ЗРПК «Панцирь-С1» (38), ЗСУ-23-4 «Шилка» (225), зенитными орудиями и установками (до 500).

В ходе модернизации сухопутных войск основной акцент делается на повышении мобильности механизированных и танковых соединений, оснащении войск новейшими танками и другими боевыми бронированными машинами, противотанковыми средствами, артиллерией, средствами войсковой ПВО. С российской помощью на алжирском ремонтном предприятии производится модернизация всего парка БМП-1. По контракту, подписанному с РФ в 2015 г, Алжир должен собрать по лицензии 200 танков Т-90.

Военно-воздушные силы (19,5 тыс. человек (вместе с силами ПВО)) имеют на вооружении примерно 170 боевых самолетов. Основу алжирской боевой авиации составляют многоцелевые истребители Су-30МКА (44), бомбардировщики Су-24М (39) и истребители МиГ-29 (30). Также на вооружении состоят до 100 учебных самолетов, в том числе 15 новейших Як-130 (часть учебных машин может использоваться в качестве легких штурмовиков), и порядка 70 военно-транспортных самолетов. Вертолетная авиация представлена 40 боевыми, в том числе четырьмя Ми-28НЭ «Ночной охотник» (всего будут поставлены 42 машины) и примерно 70 многоцелевыми и транспортными машинами. Имеется шесть самолетов-заправщиков Ил-78.

В ВВС продолжается процесс обновления и модернизации парка самолетов и вертолетов. Недавно завершена поставка шести тяжелых транспортных вертолетов Ми-26Т2 и в стадии реализации находится второй контракт на поставку из РФ еще восьми таких машин. Предусматривается модернизация 39 вертолетов Ми-171Ш. Ведутся переговоры с Россией о приобретении 12 бомбардировщиков Су-32 (экспортная модификация Су-34), которые в перспективе должны заменить самолеты типа Су-24. В июне 2016 г. Алжир приобрел три американских разведывательных самолета G550. Намечается закупить за рубежом новые партии БЛА и транспортных самолетов.

Основу сил ПВО страны составляют восемь дивизионов ЗРС С-300 ПМУ-2, дислоцированные, по информации СМИ, в центре, на западе и юго-западе страны. Кроме того, имеются два дивизиона ЗРК С-75, 12 дивизионов ЗРК С-125 и 10 дивизионов ЗРК «Квадрат». Намечено создание единой комплексной системы РЭБ для ВВС и ПВО, закупить современные ЗРК.

Корабельный состав военно-морских сил (7,5 тыс. человек) представлен 20 боевыми кораблями и 75 боевыми катерами, в том числе четырьмя подводными лодками. Крупнейшим кораблем флота является построенный в Италии десантно-вертолетный корабль-док «Калаат Бени Аббас». Морская авиация насчитывает 26 вертолетов. Алжирские ВМС интенсивно развиваются. Так, в 2016 г. из ФРГ поступил фрегат типа МЕКО А-200 (второй корабль этого типа прибудет в 2017 г.), а из Китая корветы пр. С-28 (строятся еще два корабля). С Россией подписано соглашение на постройку к 2018 г. четырех подводных лодок пр. 636.1, оснащенных многоцелевым ракетным комплексом Club-S с дальностью стрельбы до 300 км.

Алжир предпринимает шаги по налаживанию собственного военного производства. Однако это длительный и трудный процесс. Поэтому на обозримую перспективу страна сохранит зависимость от поставок современных вооружений из-за рубежа. Руководство АНДР стремится диверсифицировать источники получения вооружения, но пока в этой сфере первое место принадлежит России. В то же время расширяются связи с Китаем и Германией, особенно в деле постройки новых кораблей для ВМС. Сложности имеются в развитии ВТС с Францией, что связано с поставками этой страной вооружений для Марокко. Активно развиваются военные связи Алжира с НАТО: алжирские военные, особенно моряки, регулярно участвуют в совместных учениях альянса, проводятся консультации по вопросам военного строительства, военнослужащие ННА обучаются в странах Запада. С США АНДР сотрудничает главным образом в деле борьбы с терроризмом.

На состоянии ВС АНДР в значительной мере сказывается то обстоятельство, что они продолжают вести боевые действия низкой интенсивности против вооруженных группировок исламистских террористов. В этой связи повышенное внимание уделяется укреплению сил для борьбы с незаконными вооруженными формированиями. Продолжается подготовка и оснащение спецподразделений, совершенствуется тактика проведения контртеррористических операция (КТО), принимаются меры по улучшению взаимодействия между наземными силами и авиацией. На границах Алжира с Тунисом и Ливией развернуты дополнительные силы ННА. Большое внимание уделяется совершенствованию инженерного оборудования приграничных районов. Активно ведется воздушная разведка районов предполагаемого нахождения боевиков и возможных маршрутов их передвижения. Закупаются беспилотники и современные технические средства наблюдения. Регулярно проводятся операции по прочесыванию местности. Тем не менее, эксперты отмечают, что пока говорить о надежной охране границы не приходится. «Трафик оружия и наркотиков, в общем-то, не сильно ослаб за последнее время», особенно из Ливии. По информации алжирских военных, в 2015 г. в ходе КТО было убито 157 и арестовано 39 боевиков, а в первом полугодии 2016 г. эти показатели составили 99 и 50 человек, соответственно.

Традиционно военные играли важную роль в политической жизни Алжира. Однако ситуация стала постепенно меняться, особенно с приходом к власти в стране в 1999 г. президента А. Бутефлики. По мнению экспертов, это – «объективный процесс. Он связан с появлением нового поколения старшего офицерского состава, получившего … хорошее современное образование и выступающего в своей основной массе за постепенное самоустранение армии из политических игр». Бутефлика и его ближний круг твердо продолжают курс на дальнейшее усиление своих позиций в армии, проводя чистку и ротацию командного состава вооруженных сил и спецслужб, но при этом не стремятся без серьезных на то оснований идти на резкое обострение отношений с высшим армейским командованием.

42.41MB | MySQL:92 | 0,933sec