О развитии политической ситуации в Тунисе

Ассамблея народных представителей (АНП, парламент) Туниса 30 июля проведет заседание, на котором депутаты проголосуют по вынесению вотума доверия действующему правительству Хабиба эс-Сида. Отметим, что первоначально голосование было назначено на 25 июля, но затем перенесено. Ранее премьер-министр Туниса направил в Ассамблею народных представителей письмо с просьбой о проведении соответствующего голосования. «Я не уйду в отставку (по своей воле-авт.), — заявил Х.эс-Сид, выступая на частном телеканале. — Я не солдат, который бежит с поля боя, это называется дезертирство. Я отдаю право решить свою судьбу парламенту Туниса, чтобы вопрос был урегулирован как можно быстрее и в полном соответствии с конституцией республики». 2 июня 2016 года президент Туниса Бежи Каид эс-Себси (БСЭ) представил свою инициативу по созданию Правительства национального единства (ПНЕ). По замыслу главы государства, в новый кабинет должны войти представители различных политических партий, а приоритетом новой политики должна стать борьба с терроризмом и коррупцией, а также развитие демократии в стране. Затем 13 июля в президентском дворце руководители основных партий и организаций Туниса, принимавших участие в национальном диалоге, подписали документ, получивший название «Карфагенское соглашение», которое было призвано положить начало процессу формирования ПНЕ в республике. Одним из условий формирования нового кабинета министров является уход действующего премьер-министра в отставку. При этом совершенно очевидно, что «самостоятельная позиция» премьера исходит не из его личного упрямства, а в связи со сложными закулисными играми в политической элите страны. Х.эс-Сид по-прежнему располагает серьезной тыловой поддержкой ряда ключевых игроков в истэблишменте страны. В частности, совсем недавно премьер получил полную поддержку своих действий от двух знаковых фигур из т.н. «мафии прибрежного Сахеля» в лице бывшего премьера Хамела аль-Карауи и ведущего владельца сети отелей в Тунисе Мухаммеда Дрисса. Так, они очень настоятельно советовали Х.эс-Сиду ни в коем случае не просить президента об отставке, а вынести эту процедуру на суд парламента. Что, собственно, премьер, согласно приведенному выше заявлению и сделал. Это практически четко подтверждает тезис о том, что он действует в точном соответствии с рекомендациями политиков из «прибрежного Сахеля», границы которого условно лежат на всем протяжении между Хаммаметом и Монастиром. А именно на эту группу в свое время опирались прежние президенты Х.Бургиба, и Бен Али, а все премьеры страны до «жасминовой революции» назначались как раз из этого региона. Сам Х.эс-Сид не является исключением: он родом из Сусса, который считается одним из главных оплотов этой политико-олигархической группы влияния.

Такая позиция проявления фронды президенту Туниса, в общем-то, не случайна. Во время парламентских и президентских выборов в 2014 году «прибрежники» оказали действующему президенту тотальную поддержку, что во многом и обеспечило его победу. При этом основным условием было активное позиционирование Б.К.эс-Себси, как «человека, который будет стойким оппонентом» исламской партии «Ан-Нахда» и в этой связи никогда не пойдет на альянс с ней. Свое обещание президент не сдержал и после выборов заключил с лидером «Ан-Нахды» Р.Ганнуши договор о разделе власти и постов. И это соглашение, которое обеспечивает Б.К.эс-Себси безусловное доминирование во властных структурах, действует до сих пор. Таким образом, «прибрежники», стараясь сохранить пост премьера за своим ставленником, пытаются сохранить за собой весомые рычаги влияния в стране.

Еще одним фактором, объясняющим «упрямство» нынешнего премьера, является ослабление позиций реального инициатора идеи реформирования правительства и отставки Х.эс-Сида. Эту идею пролоббировал сын Б.К.эс-Себси Хафед, таким образом старавшийся назначить на пост премьера свою собственную креатуру. В последнее время он потерял поддержку «малых партий» правящей коалиции, которых в виде альянса старался противопоставить и исламистам, и «прибрежникам». Идея была в том, чтобы создать фракцию в парламенте, которая могла бы заблокировать в случае необходимости любой закон. Она провалилась во многом благодаря активной деятельности бывшего главы президентской администрации Р.Бельхаджа, начавшему серьезный раунд борьбы за власть в правящей коалиции «Призыв Туниса», явно стараясь «потопить» Хафеда как будущего лидера коалиции. Что же касается Р.Ганнуши, то он принципиально не проводит переговоры о кандидатуре будущего главы кабинета с руководством «Призыва  Туниса», предпочитая довольствоваться достигнутым соглашением о разделе власти. Он явно старается находиться «над схваткой» и его единственным требованием остается назначение на этот пост «независимого технократа». Это также не работает на инициативу президента и его сына, хотя и в основе соглашения .К.эс-Себси и Р.Ганнуши лежало как раз условие поддержки кандидатуры Хафеда на будущих президентских выборах.

 

 

Еще одной важной и принципиальной причиной, побудившей последних попытаться свалить нынешний кабинет министров, стало и их стремление сместить главу национальной разведывательной службы Абдерахмана Бельхаджа Али. Тот, в свою очередь, работает в тесной связке с министром внутренних дел Хаджи Маждубом, а он считается близким доверенным лицом нынешнего премьера, чью администрацию в свое время возглавлял. Таким образом, избавиться от руководства силового блока возможно только при условии отставки самого Х.эс-Сида. Отсюда и инициатива об образовании нового «правительства технократов», и оголтелая пропагандистская кампания в парламенте и СМИ по поводу обвинений руководителя спецслужбы в том, что он «шпионит» за президентом и его сыном с целью сбора компромата. Ее координатором является главная креатура Хафеда в парламенте Абдельазиз Котти. По некоторым данным, в основе таких обвинений лежит и личная неприязнь Хафеда к руководству силового блока, которая обусловлена фактом отказа главы разведслужбы замять неприятный эпизод с арестом одного из его сыновей. Его взяли с поличным при покупке наркотиков на одной из дискотек Туниса. Это, безусловно, было не случайным эпизодом, и свидетельствует о том, что напряжение в воздухе перед голосованием 30 июля с. г. нагнетается. А в основе нынешнего конфликта, как и всегда, стремление больного президента Туниса Б.К.эс-Себси посадить «на престол» своего сына и стойкое нежелание это принимать влиятельных слоев политической и экономической элиты страны.

52.23MB | MySQL:103 | 0,682sec