О газовом секторе Ирана. Часть 1

После снятия западных санкций в начале этого года Исламская Республика Иран активно развивает не только нефтяной, но и газовый сектор своей экономики.

Власти страны, недавно, наконец, одобрившие новую модель договора для потенциальных иностранных подрядчиков, занятых в нефтяной и газовой индустрии, пытаются привлечь на «голодный» до инвестиций иранский рынок ведущие международные нефтяные и газовые компании.

Стоит отметить, что география возможных коммерческих партнеров Ирана весьма обширная.

Появилась информация о том, что Иран хочет реализовать масштабный проект строительства новой газовой магистрали со своей территории через Турцию в Европу.

По заявлению директора по международным связям Иранской национальной газовой компании (NIGC) А.Рамазани, объем производства иранского газа в течение следующих 5 лет увеличится до 1,2 млрд куб. м в сутки. Он считает, что в Иране достаточно газа для экспорта и страна изыскивает возможности поставок своего «голубого топлива» покупателям в Европейском союзе (ЕС).

Стоит отметить, что для этих целей можно частично задействовать уже действующий газопровод, который проходит через Тебриз (Иран) к Анкаре (Турция). Протяженность магистрали составляет чуть более 2,6 тыс. км.

По словам А.Рамазани, этот трубопровод является самым подходящим с точки зрения маршрутизации возможных поставок. И если Иран достигнет соглашения с европейскими странами, то газовая магистраль свяжет Иран и Турцию.

Директор по международным связям NIGC также заявил, что Иран в перспективе намерен присоединиться к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP) с помощью которого получит доступ на европейский газовый рынок.

Дело в том, что TANAP имеет запасные мощности, поэтому по нему вполне можно будет транспортировать иранский газ. Однако пока Тегеран не ведет каких-либо переговоров с консорциумом стран, участвующих в данном проекте.

Несмотря на то, что в прошлом году Иран добыл 192,5 млрд куб. м природного газа (для сравнения: аналогичный показатель России – 573,3 млрд куб. м), пока Исламская Республика активно импортирует природный газ, поскольку внутреннее потребление сырья (191,2 млрд куб. м в прошлом году) лишь на 1,3 млрд куб. м уступает производству.

Согласно данным Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), куда входит Иран, Исламская Республика удвоила импорт газа из Туркмении в прошлом году.

Однако аналитики компании British Petroleum, ежегодно публикующие статистические справочники под названием BP Statistical Review of World Energy весьма скромнее в оценках динамики туркменского экспорта «голубого топлива» на иранских рынок.

По их оценкам, в 2014 году Иран закупил у Туркменистана 6,5 млрд куб. м., а в 2015 году – 7,2 млрд куб. м. газа. Таким образом прирост составил лишь чуть менее 11%.

 

Для справки: в 2015 году газодобыча в Туркменистане составила 72,4 млрд куб. м. Это на 4,5% больше, чем показатель 2014 года.

Россия целенаправленно сокращала закупки туркменского газа в течение последних лет: в 2014 году импортируемые объемы составили около 9 млрд куб. м, в 2015 году – сократились более чем втрое, достигнув порядка 2,8 млрд куб. м.

В 2016 году Россия вообще отказалась от импорта сырья из Туркменистана. Основными импортерами туркменского «голубого топлива» остаются Китай и Иран.

 

Всего в прошлом году Исламская Республика импортировала 7,4 млрд куб. м природного газа, в том числе 0,2 млрд куб. м из Азербайджана.

Как ожидается, в ближайшие 10 лет Иран приобретет туркменского топлива на сумму примерно 30 млрд долларов, а взамен поставит инженерно-технические услуги и товары примерно на ту же сумму.

Напомним, что в марте 2015 года стороны уже подписали порядка 17 документов о сотрудничестве, и сегодня уже есть договоренности нарастить за 10 лет обоюдовыгодное сотрудничество до 60 млрд долларов.

В настоящее время в Туркменистане работает порядка 150 иранских компаний.

Как заявил директор Организации по продвижению торговли Ирана В.Рад, к марту 2017 года стороны реализуют инженерно-технических проектов на сумму порядка 5 млрд долларов.

По заявлению вице-президента Торговой палаты Ирана М.Ансари, до введения санкций 2012 года Иран участвовал в различных проектах в 56 странах.  Эти проекты приносили Исламской Республике годовой доход в размере примерно 11 млрд долларов.

По статистике, в 2015 году Исламская Республика экспортировала 8,3 млрд куб. м магистрального газа, из которых большая часть была направлена в Турцию (7,8 млрд куб. м), а оставшиеся объемы купили страны Содружества Независимых Государств (0,5 млрд куб. м).

В июле с.г. генеральный директор Иранской национальной газовой компании А.Камели заявил, что поставки иранского газа в Грузию начнутся в ближайшее время.

По его словам, иранская сторона серьезно подошла к реализации данного проекта. Газоизмерительная станция Nurduz имеет достаточную мощность для поставки газа в Грузию, которая  планирует закупать до 500 млн куб. м газа в год.

Стоит отметить, что экспорт иранского газа в Грузию имеет важное геоэкономическое значение. Конечной точкой маршрута должен стать Европейский союз. Премьер-министр Болгарии Б.Борисов во время своего недавнего визита в Тегеран уже говорил о создании энергетического коридора для транспортировки газа в Болгарию.

По информации доверительных источников, новый газовый маршрут Иран–Армения–Грузия–Болгария в ближайшее время обсудят эксперты в Софии.

Напомним, газопровод Иран–Армения протяженностью 113 км введен в эксплуатацию в 2007 году. Его максимальная пропускная способность составляет до 2 млрд куб. м в год.

 

Следует особо подчеркнуть, что газовая инфраструктура в Иране весьма изношена, а на ее восстановление и модернизацию требуется привлечение крупных зарубежных инвестиций.

Пока же ведущие европейский газовые компании лишь с интересом прислушиваются к заявлениям Тегерана, параллельно совершая деловые визиты в Иран, но не торопятся инвестировать в иранские проекты, опасаясь, что на Исламскую Республику снова могут быть наложены международные санкции.

Российская компания «Газпром» не стала исключением. Внушительная делегация компании в составе сразу нескольких рабочих групп посетила Иран в мае с.г.

Как заявил после переговоров заместитель главы Иранской национальной газовой компании М.Бахаи, «Газпром» готов инвестировать в иранскую газовую промышленность.

Российская компания предложила иранской стороне генеральный план поставок газа в труднодоступные районы Ирана.

По словам А.Рамазани, среди представителей российской делегации были не только технические специалисты, но и топ-менеджеры.

По всей видимости, «Газпром» решил взять инициативу в свои руки и сделать из Иранской национальной газовой компании не будущего конкурента, а перспективного партнера на международных газовых рынках.

Примечательно, что оба государства занимают первые строчки в мировом рейтинге стран по уровню запасов природного газа (в недрах России, как и Ирана, залегает более 30 трлн куб. м газа).

Кроме того, снятие западных санкций с Исламской Республики в начале этого года открыло ей двери на рынок сжиженного природного газа (СПГ) и к трубопроводным проектам, в частности «Южному газовому коридору».

Для справки: проект строительства «Южного газового коридора», который включает в себя трубопроводы TANAP и TAP, предназначен для транспортировки азербайджанского «голубого топлива» (ресурсная база – месторождение «Шах-Дениз» с запасами около 1,2 трлн куб. м газа) в Турцию и далее в Южную Европу.

По трубопроводу TANAP протяженностью 1,85 тыс. км планируется поставлять 6 млрд куб. м газа в год для внутреннего рынка к 2018 году и 10 млрд куб. м газа в год для поставок в европейские страны через Турцию к началу 2020 года. Стоимость проекта оценивается в 9,3–11  млрд долларов.

Трубопровод TAP протяженностью 882 км и начальной пропускной способностью 10 млрд куб. м в год должен принимать газ с месторождения «Шах-Дениз–2» у магистрали TANAP на границе Греции и Турции.

Газопровод должен пересечь Балканы, Адриатическое море и на юге Италии войти в газотранспортную сеть Snam. Стоимость проекта оценивается в 5,6 млрд евро.

Соглашение о строительстве ТАР было подписано Грецией, Албанией и Италией в Афинах в 2013 году. Еврокомиссия одобрила этот договор, отметив, что оно полностью соответствует нормам ЕС и содействует диверсификации поставок газа в Европе.

Причем, как уже отмечал А.Рамазани, иранский газовый экспорт не должен ограничиваться соседними странами или регионом, соответственно, поставки газа в отдаленные страны, особенно в страны – члены ЕС, должны быть включены в повестку дня.

В этой связи он особенно подчеркнул, что экспорт газа в Европу имеет международные и политические преимущества в дополнение к экономическим выгодам.

«В настоящее время Россия продает газ в Европу, поставляя его по трубопроводу протяженностью 3 тыс. км. Иран также может поставлять», –заявил А.Рамазани.

Справедливости ради стоит отметить, что, невзирая на бравурную риторику иранских должностных лиц, в настоящее время у государства слишком мало возможностей для серьезной интенсификации экспорта «голубого топлива».

Страна все еще остро ощущает нехватку инвестиций, которые нужно вкладывать и в добычу газа, и в трубопроводную инфраструктуру, и в СПГ-проекты.

В этой связи «Газпрому» предоставляется весьма удобный момент, чтобы своевременно протянуть «руку помощи» иранской газовой индустрии, а впоследствии разумно поделить позиции на международных экспортных рынках.

Если российская компания упустит свой шанс, то весьма весомые позиции на иранском газовом рынке займут азиатские компании из Республики Кореи и Индии.

В частности, некоторое время назад Иранская национальная нефтяная компания заключила с южнокорейской KOGAS сразу три контракта в газовой отрасли.

Первый контракт регламентирует сотрудничество двух концернов в разработке одного из ключевых иранских месторождений газа в Персидском заливе под названием «Балал».

Согласно договору, KOGAS проведет технические исследования этого промысла и предоставит свое заключение  Иранской национальной нефтяной компании по поводу технологии его разработки, а также даст оценку перспективам использования добытого там природного газа для производства СПГ.

Кроме того, южнокорейская и иранская компании подписали базовое соглашение по производству сжиженного природного газа. Оно, в частности, предусматривает проведение KOGAS маркетинговых исследований и передачу иранской компании опыта и знаний в этой области.

Еще один договор касается предоставления инжиниринговых услуг по строительству двух магистральных газопроводов на территории Ирана – IGAT-7 и IGAT-9.

По первому из них природный газ пойдет от города-порта Асалуйе (ближайшего к главному шельфовому месторождению Ирана «Южный Парс») в юго-восточные провинции Хормозган, Керман, а также в провинцию Систан и Белуджистан. В последней сейчас идет строительство порта Чахбахар, где будет вся инфраструктура для экспорта газа из Персидского залива в страны Азии.

В свою очередь, газопровод IGAT-9 предназначен для транспортировки топлива от Асалуйе на северо-запад, до границы Ирана с Турцией, и дальнейшего экспорта в Европу.

KOGAS и  Иранская национальная нефтяная компания заключили все три контракта в ходе трехдневного визита в Иран (май с.г.) президента Республики Корея Пак Кын Хе.

В рамках этого официального мероприятия прошел бизнес-форум с участием компаний двух стран, во время которого было подписано в общей сложности 13 меморандумов о взаимопонимании, один из которых касается сотрудничества иранских и южнокорейских предприятий в разработке второй очереди 12-го блока «Южного Парса».

Таким образом группа компаний из Южной Кореи GS Group возвращается в Иран. Конгломерат подписал новый договор с Иранской национальной нефтяной компанией о совместной разработке газового месторождения «Южный Парс», к которому уже проявлял интерес несколько лет назад.

Руководитель управления промышленными проектами  Иранской национальной нефтяной компании Х.Джалали заявил, что соглашение с GS Group предполагает эксплуатацию, финансирование и управление одним из участков гигантского газового промысла.

«Если сделка будет завершена, это даст возможность GS Group работать над 14-й фазой проекта «Южный Парс». В настоящее время 14-я фаза завершена на 65% и финансирование со стороны GS Group позволит начать производство быстрее, до марта 2017 года», – подчеркнул Х.Джалали.

52.3MB | MySQL:103 | 0,531sec