К итогам визита в Турцию президента Казахстана Н.Назарбаева

Тот факт, что президент Казахстана Н.Назарбаев стал первым зарубежным лидером, посетившим Турцию после неудачной попытки государственного переворота, невозможно переоценить. Напомним, что его однодневный официальный визит в Анкару состоялся 5 августа. На фоне того, как у Анкары прослеживается серьезная напряженность в отношениях с Европейским союзом после «конфуза» с Брюссельским соглашением, и растут трения с США по поводу выдачи Турции исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, «евразийская» повестка оказывается весьма кстати. Вне зависимости от того, насколько серьезно она рассматривается турецким президентом Р.Т.Эрдогана в качестве альтернативы или же баланса западничеству.

Помимо «евразийства» и возможности членства Турции в ШОСе, которые находятся где-то на горизонте стратегической перспективы, серьёзным источником для озабоченности турецкого руководства является разветвленность учебных заведений Ф.Гюлена в Республике Казахстан, которые действуют в стране под патронажем Международного общественного фонда KATEV.

Раздел «О нас» интернет-страницы Фонда при всей своей краткости – исчерпывающ в плане предоставления информации о положении учебных заведений в стране. Просто процитируем:

«Международный общественный фонд KATEV во всех уголках Казахстана вносит свой вклад в развитие культуры и образования, является золотым мостом дружбы и согласия между двумя государствами.

Международный общественный фонд KATEV был создан в 1997 году на основе соглашения между Казахстаном и Турцией в 1992 году для координации работы учреждений образования с турецкой стороны.

Под руководством Международного общественного фонда KATEV находятся: 29 казахско-турецких лицеев, университет имени Сулеймана Демиреля, Жамбылский экономический колледж в городе Тараз, начальная школа «Шахлан», международная школа «НурОрда» (прим.: всего 33 учебных заведения). Всем известно, что на сегодняшний день казахско-турецкие лицеи заслужили доверие народа и получили высокую оценку руководящих органов».

Подчеркнем, учебные заведения Ф.Гюлена дают прекрасное (!) образование на четырех языках: казахский, русский, турецкий и английский. Поэтому, для родителей они являются заманчивой альтернативой в плане развития детей. Однако, что смущает очень и очень многих – это прикрепление всех без исключения подростков к духовным наставникам – «аби», которые ведут с ними просветительскую работу без отрыва от обучения, так сказать. Разумеется, в идеале эта нить не должна прерываться и после завершения обучения и начала профессиональной деятельности. Статистика говорит о том, что каждый четвертый представитель казахстанской элиты (в массе своей речь идёт о казахах) является «птенцом гнезда гюленова», а каждый пятый казахский чиновник в возрасте до 40 лет закончил гюленовский лицей.

Но какие бы заходы не совершало турецкое руководство на президента Н.Назарбаева по поводу закрытия учебных заведений Ф.Гюлена, он до сих пор отказывался видеть в них какую-либо угрозу для своей страны. Тем не менее, события 15-16 июля 2016 года, безусловно, не могут игнорироваться руководством Казахстана и турецкое руководство использовало в этом смысле визит Н. Назарбаева в Анкару по макисмуму.

Вот как охарактеризовал ситуацию на итоговой совместной пресс-конференции президент Р.Т.Эрдоган, не преминувший отметить важность визита первого лица Казахстана – «аксакала тюркского мира» — по «горячим следам» попытки путча со стороны FETÖ («террористическая организация Фетхуллаха Гюлена»), что продемонстриовало тот факт, что Казахстан является другом не только в радости, но и в «черные дни»:

«Эта террористическая организация предала не только наш народ, она предала и покойного Озала и покойного Демиреля (прим.: 8 и 9-й президенты Турции соответственно, оказывали активную поддержку открытию турецких лицеев за рубежом), воспользовавшись их хорошими намерениями. Теперь мы четко знаем, что FETÖ представляет угрозу не только для Турции, но и для всех стран, где они присутствуют. Я хочу, чтобы это было известно. Сказать откровенно, наше сердце горит. Мы хотим, чтобы наши близкие друзья и братья не испытали того, что пережили мы – боль, предательство и разочарование. Мы непреклонны в том, чтобы нити организации стали достоянием гласности. Мы продолжим нашу решительную борьбу как в стране, так и за её пределами».

Решительно осудив теракт в Актобе 5 июля 2016 года, президент Р.Т.Эрдоган поздравил Н.Назарбаева и весь казахский народ с 25-летием независимости Республики Казахстан и отметил, что он испытывает гордость, в качестве руководителя страны, которая стала первой, признавшей РК.

Конечно, в двусторонней повестке, помимо актуальнейших политических вопросов, включая и упомянутую Р.Т.Эрдоганом роль Казахстана в примирении с Россией, были экономический и культурные «блоки». Здесь и задачи по наращиванию взаимного товарооборота до 10 млрд долл. (с нынешних 1,86 млрд) и по участию двух стран в транспортном мега-проекте «Шелковый путь». Совместными усилиями Турции и Казахстана этот год объявлен со стороны ЮНЕСКО годом Ахмеда Ясеви (суфийский поэт тюркского происхождения).

Но нынешние приоритеты сторон легко можно проследить из заявления, сделанного на совместной итоговой пресс-конференции, президентом Н.Назарбаевым: «Я сюда приехал только ради того, чтобы открыто продекларировать, что я нахожусь рядом с президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом». И далее «Турция – самый близкий и надежный партнер Казахстана, и я верю, что и в дальнейшем будет также. Потому что, в то же самое время, у нас общие язык, религия, история и все культурные ценности. Наши отношения, развиваясь поступательно, достигли того уровня, который они заслуживают. Казахстан — всегда рядом с Турцией и он продолжит её поддерживать». В заключительной части своего выступления Н.Назарбаев подчеркнул важность единства тюркских государств и их сотрудничества.

Однако, что же сказал Н.Назарбаев по поводу «террористической организации Фетхуллаха Гюлена», решение о выдворении которых из Казахстана, очевидно, являлось для турецкого руководства, одним из приоритетов?

Процитируем главу Казахстана: «Если будут выявлены связи преподавателей с FETÖ мы их вышлем. Мы не будем поддерживать никаких элементов, действующих против Турции». Это — цитата с официального сайта Администрации президента Турции.

Однако, государственное агентство TRT Haber приводит расширенную цитату Назарбаева: «Мы по этому поводу договорились. Все школы будут проверены рабочей группой, сформированной министерствами образования двух стран. Если на самом деле вскроются связи, мы тех преподавателей отправим обратно и запросим у турецкого государства новых преподавателей».

Но, у этой фразы было и начало, которое TRT Haber не привело, зато привела влиятельная турецкая газета Milliyet: «90 процентов преподавателей – казахи. Финансирование обеспечивают местные власти…» и далее по тексту.

Переводя на русский язык сказанное – это означает, что за четверть века своего существования в Республике Казахстан гюленовские учебные заведения полностью локализовались, в них практически нет иностранного преподавательского состава и они вышли на самоокупаемость.

Поэтому доказать их причастность к террористической организации, чье существование ещё не оформлено никаким судебным решением в Турции (ведь следствие ещё не завершено и постановления суда нет) будет весьма затруднительно. Единственно, что можно – это согласно принятому решению «имеющему силу закона» принять решение о возвращении на родину всего турецкого персонала – граждан Турции, и в случае отказа определить их статус как «беглецов» и добиваться официальной выдачи от Республики Казахстан. В отношении казахских преподавателей какое-либо преследование невозможно реализовать. Что им конкретно можно инкриминировать? И на основании чего преследовать? Чрезвычайного положения в Казахстане не введено и особых полномочий у тамошних судебных органов нет. Так что, как может турецкое руководство «дотянуться» до действующих в стране гюленовских школ пока не слишком понятно.

52.22MB | MySQL:103 | 0,537sec