Ситуация в Египте: июль 2016 г.

3 июля государственная правозащитная структура – Национальный совет по правам человека (НСПЧ) – констатировала, что ситуация в курируемой этой структурой сфере не улучшилась из-за продолжающихся случаев насильственных исчезновений и злоупотреблений против заключенных.

В годовом отчете НСПЧ отмечалось, что «ситуация с правами человека в стране не изменилась несмотря на принятие два года назад новой конституции». В период с апреля 2015 г. по март 2016 г. НСПЧ зафиксировал 266 случаев насильственных исчезновений, за которые были ответственны сотрудники МВД. Из числа исчезнувших 27 человек были позднее освобождены, 143 впоследствии оказались в предварительном заключении.

Со своей стороны МВД утверждает, что в 44 случаях исчезнувшие лица не были арестованы, и их исчезновение может быть связано с участием в джихадистских группировках.

Авторы доклада, отмечая усилия властей, пытавшихся прекратить полицейских произвол, тем не менее констатируют, что государство не смогло принять эффективное законодательство против пыток.

НСПЧ информирует, что в 2015 г. получил 296 жалоб от тех, кто был подвергнут пыткам. По большей части они были применены в тюрьмах и других местах заключения. По данным экспертов, пытки «продолжают оставаться обычным явлением».

Как приговор звучит вывод годового доклада НСПЧ: «Права человека еще не стали приоритетом для государства».

Международные правозащитные организации регулярно обвиняют  президента Абдель Фаттаха ас-Сиси в том, что тот под предлогом борьбы с исламистами за три года, прошедших после низложения президента – исламиста Мухаммеда Морси, насадил в Египте жесткий полицейский режим.

Со своей стороны египетские власти также регулярно отвергают подобные обвинения, признавая время от времени «изолированные инциденты». При этом утверждается, что ответственные за них предстают перед правосудием.

13 июля правозащитная организация «Международная амнистия» (МА) осудила Египет в связи с «беспрецедентным ростом» числа насильственных исчезновений и использованием пыток для «подавления мирных протестов». МА призвала мировое сообщество оказать давление на египетские власти с тем, чтобы те прекратили подобную практику. В докладе МА содержится упоминание  17 случаях насильственных исчезновений, в том числе в пяти случаях речь шла о несовершеннолетних. Их жертвы оказывались в заключении на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. В ряде случаев к ним применялись пытки в виде использования электротока, подвешивания за различные части тела, изнасилования с помощью различных предметов.

МА указала на наличие связей между силами безопасности и следственными органами, которые «отказываются расследовать заявленные случаи использования пыток».

Как утверждает директор департамента МА по Ближнему Востоку и Северной Африке Филипп Лютер, «борьба с терроризмом служит в Египте предлогом для похищений, допросов и пыток людей, которые против политики властей».

В июле продолжились злоключения бывшего главы Агентства по борьбе с коррупцией Хишама Гуэнена, рискнувшего публично заявить о масштабах этой гангрены, разъедающей египетское общество. Бывший полицейский занял этот пост в 2012 году. Однако после соответствующих заявлений он был отстранен от должности и сейчас преследуется в судебном порядке по обвинению в «нанесении ущерба имиджу государства путем преувеличения масштабов коррупции в государственном секторе». Сам Х.Гуэнен отвергает эти обвинения и утверждает, что главная цель его уголовного преследования – заставить замолчать тех, кто имеет точку зрения, отличную от властей. В итоге 28 июля он получил 1 год тюрьмы.

В июле сложно развивались отношения между Египтом и Турцией. Президент последней Реджеп Тайип Эрдоган после предпринятых Анкарой шагов по нормализации отношений с Россией и Израилем исключил какую-либо возможность по сближению с египетским режимом, которому он не может простить подавление его идеологических единомышленников из «Братьев-мусульман». «Ситуация в отношениях с Египтом отличается от демаршей, предпринятых в адрес России и Израиля», — заявил он 5 июля. Р.Т.Эрдоган в очередной раз осудил египетские власти за подавление «братьев». Ранее он неоднократно критиковал президента АРЕ. В ответ Каир неоднократно обвинял Анкару в поддержке «Братьев-мусульман», признанных в Египте террористической организацией.

Отношения между двумя странами никак не могли улучшиться и после того, как утром 16 июля некоторые египетские газеты сообщили о … низложении Р.Т.Эрдогана в результате госпереворота. Среди этих «некоторых» отличилась, в частности, центральная правительственная газета «Аль-Ахрам», что вряд ли свидетельствует об ее серьезности (сразу же хочется заметить, что автор не имеет ни малейших симпатий как к самому Эрдогану, так и к тем, кто раз за разом наступает на одни и те же грабли, разыгрывая турецкую «карту»).

Как радостно поведал ведущий проправительственного частного телеканала «Сада аль-Баляд» Ахмед Муса, «то, что происходит в Турции, абсолютно не является госпереворотом». «Это – революция, осуществляемая турецкой армией. А когда турецкая армия осуществляет революцию, она всегда побеждает!», — утверждал он.

Чем все завершилось в Турции – хорошо известно…

Без какой либо связи между событиями, но стоит напомнить, что почти 50 лет назад некоторые египетские СМИ сообщили об одном из покушений на короля Марокко Хасана II еще до его совершения, что дало повод Рабату обвинить Каир в возможной причастности к заговору. Похоже, история действительно никого ничему не учит.

Зато у Каира в июле наметилось очередное потепление в отношениях с Израилем. 10 июля, впервые за 9 лет, в Израиль с визитом прибыл глава МИД АРЕ Самех Шукри. Его принял премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. В ходе переговоров обсуждались вопросы относительно перспектив возобновления прямых палестино-израильских переговоров. Этот визит стал прямым следствием инициативы, с которой выступил в мае президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси, предложивший реанимировать мирный палестино-израильский процесс, уже больше двух лет находящийся в «мертвой» точке.

Уже 21 июля президент А.Ф.ас-Сиси сообщил, что Каир предпринимает «серьезные» дипломатические усилия с тем, чтобы вывести из тупика мирный процесс между палестинцами и Израилем. В телевизионном выступлении он утверждал, что эти усилия Египта – «искренние, они направлены на то, чтобы весь мир осознал свою ответственность, а также на предупреждение о тех последствиях, которые может повлечь за собой задержка с достижением мира между палестинцами и Израилем».

На самом деле, как представляется, реанимация палестино-израильского направления внешней политики Каира призвана продемонстрировать «незаменимость» Египта в региональных делах в глазах западных партнеров, что может заставить их забыть – хотя бы на время – известные проблемы этой страны.

В июле продолжилось вооруженное противостояние египетских властей и местной ветви «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)) в лице «Вилаета Синай ». 11 июля двое полицейских погибли, трое получили ранения в результате подрыва взрывного устройства на севере Синайского полуострова. Как отмечалось в коммюнике МВД страны, теракт был совершен на автодороге близ г.Эль-Ариша. По данным ИГ, целью теракта стала полицейская машина разминирования.

25 июля в Эль-Арише был расстрелян майор полиции Ахмад Хасан Рашад. Ответственность за нападение на офицера тут же взяло на себя ИГ. В коммюнике организации утверждалось, что нападавшим удалось завладеть машиной убитого, а также его личным оружием.

26 июля Международный валютный фонд (МВФ) сообщил, что Египет официально обратился к нему с запросом о помощи с тем, чтобы тот оказал содействие в восстановлении его экономики, оказавшейся в плачевном состоянии за 5 лет, прошедших после падения режима Х.Мубарака. Размер запрошенной помощи, равно как условия ее предоставления, не сообщались. Некоторые СМИ утверждали, что речь идет о 7 млрд долларах ежегодно в течение трех лет.

В конце 2012 года Египет, которым руководил тогда М.Мурси, начал переговоры с МВФ о предоставлении ему кредита в 4,8 млрд долларов. Однако последовавшие события привели к тому, что этот проект не был реализован. После прихода к власти А.Ф.ас-Сиси Египет нашел себе доноров в лице ряда арабских монархий Персидского залива.

В любом случае обращение Египта к МВФ, мягко говоря, удивляет. Как тогда понять явно несоответствующие экономическому положению страны расходы на вооружения (пусть во многом они получены от упомянутых доноров), многие из которых явно не предназначены для борьбы с терроризмом, а лишь служат удовлетворению амбиций некоторых кругов, которым хочется видеть в Египте региональную «державу».

В целом, многие египтяне, подержавшие военных в июле 2013 года, когда последние отстранили от власти президента-исламиста М.Мурси, надеялись, что их страна станет более либеральной. Похоже, этим надеждам не суждено сбыться. И власти, вместо того, чтобы сделать либералов и левых  естественными союзниками в противостоянии с исламистами, умудрились превратить их во врагов. А ведь именно левые и светские круги Египта были у истоков событий, вынудивших Хосни Мубарака уйти в отставку. И этого Каиру никак нельзя забывать.

Есть еще и другая сторона медали. В борьбе со сторонниками левых и светских взглядов египетские власти, по оценкам экспертов, заметно повысили роль духовного центра суннизма университета Аль-Азхар, подняв ее на недосягаемый даже при Х.Мубараке уровень.

62.86MB | MySQL:102 | 0,662sec