К гуманитарной и экологической ситуации в послевоенном Ираке

Война в Ираке вот уже как два с лишним месяца назад закончилась, но зато остались серьезнейшие гуманитарные и экологические проблемы, с которыми столкнулась некогда процветающая страна на берегах Тигра и Евфрата. По данным Всемирной продовольственной программы /ВПП/ ООН, в Ираке на сегодняшний день свыше 4,6 миллионов человек /почти одна пятая часть населения/ живут в условиях нищеты. Несмотря на то, что в Ираке проводится распределение продовольственной помощи среди населения в рамках гуманитарной программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», действующей с конца 1996 года и возобновленной после войны специальным решением СБ ООН, ежедневный рацион большинства иракцев весьма и весьма скуден. Как заявила в Багдаде представитель Всемирной продовольственной программы /ВПП/ Антония Парадела, за июнь 2003 года каждый житель страны должен получить 9 кг муки, 3 кг риса, 250 грамм бобовых, 1 литр растительного масла, 2 кг сахара, 200 грамм чая и 3,5 кг детского молока.

Впрочем, еще в декабре 2002 года доклад ООН сообщал о том, что по итогам очередной 12-й фазы гуманитарной программы для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие» дефицит, образовавшийся на контролируемых ООН иракских счетах, составил около 1,4 млрд долларов. В результате, от недостатка средств пострадали многие сферы иракской экономики: сельское хозяйство, пищевая промышленность, электроэнергетика, здравоохранение, водоснабжение, жилищное строительство, образование, транспорт и связь. Нынешняя, послевоенная ситуация с обеспечением населения продовольствием и предметами первой необходимости выглядит гораздо и гораздо серьезней, чем в годы экономической блокады.

Другой важнейшей проблемой в Ираке остается проблема нехватки воды и ее плохого качества. Совершенно очевидно, что американская и британская оккупационные власти Ирака не справляются с первостепенными задачами, ставшими перед разрушенной страной. В эти дни страна на грани настоящей эпидемии. Ежедневно из Багдада, Басры и других городов Ирака приходят тревожные вести о десятках заболевших холерой и об угрозе дальнейшего ее распространения. Есть уже и первые умершие, главным образом, дети. Основной причиной распространения болезней является недостаток чистой питьевой воды и повсеместная антисанитария. Измученные обезвоживанием организма люди вынуждены брать грязную воду для своих бытовых нужд из рек Тигр и Шатт-эль-Араб, на которых соответственно стоят два крупнейших города страны — 5-миллионный Багдад и 1,2-миллионная Басра. Врачи опасаются, что в пик распространения желудочно-кишечных заболеваний, которые приходятся на жаркие июль и август, число заболевших возрастет в разы. Если не принять срочных мер, то распространение таких эпидемических заболеваний, как дизентерия, холера, брюшной тиф может принять огромные масштабы. В Ираке, где в силу хронического недоедания многие страдают пониженным иммунитетом, это опасно вдвойне.

Как заявил недавно представитель ЮНИСЕФ в Ираке Джефри Кили, для того, чтобы предотвратить распространение эпидемических заболеваний среди детей, фонд организует в Багдаде и других крупных городах Ирака работы по очистке системы канализации и вывозу мусора, хотя это и не входит в обязанности ЮНИСЕФ. Ооновцы бьют тревогу не зря: большинство из 256 насосных станций системы канализации Багдада нуждаются в ремонте и работают лишь на часть своей мощности.

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения /ВОЗ/, во время войны, по меньшей мере 1,5 миллионов жителей юга Ирака — основной арены боевых действий — не имели доступа к привычным для них источникам воды. Несмотря на то, что в ходе военных действий удалось избежать массовых поджогов нефтяных скважин, что привело бы к утрате значительной части водных ресурсов, Ираку в эти дни в том, что касается водообеспечения населения, не удается сводить концы с концами. Помогают соседи, из которых наибольшее содействие оказывает Иран, откуда питьевая вода прибывает караванами вместе с продуктами первой необходимости. С мая такие поставки при участии ЮНИСЕФ стали регулярными. Вода, главным образом, поступает в южные районы Ирака, где, в первую очередь, распределяется по госпиталям и медпунктам.

Некоторые города юга страны, к примеру, Умм-Каср, обеспечивает вода, поступающая по небольшому водопроводу, протянутому из Кувейта. Несколько станций по очистке воды в сжатые сроки были построены при помощи специалистов из ОАЭ. Правительства стран Персидского залива, имеющие большой опыт по созданию альтернативных источников питьевой воды, многое делают для того, чтобы помочь Ираку в борьбе с холерой и дефицитом воды. Саудовская Аравия, к примеру, заявила о планах построить на юге Ирака 10 водоочистительных станций общей стоимостью 1,6 миллионов долларов, которые будут способны производить 2 миллиона литров питьевой воды ежедневно.

На сегодняшний день наиболее сложная ситуация с водообеспечением сложилась на юге Ирака, ставшем главной ареной боевых действий на протяжении 3-х недель войны. Здесь инфраструктура городов оказалась практически полностью разрушенной, что крайне негативно повлияло на санитарную обстановку. Трудно с доступом к питьевой воде в Басре. С первых же дней войны этот второй по величине город Ирака вследствие разрушения системы водоснабжения столкнулся с угрозой гибели десятков тысяч детей, стариков и начала массовых заболеваний. Первыми тревогу забили представители Всемирной организации здравоохранения /ВОЗ/, за ними работники ЮНИСЕФ и Международного комитета Красного Креста. И хотя прошло уже больше десяти недель приходится констатировать безуспешность попыток со стороны британских оккупационных властей восстановить систему водоснабжения города и поиска альтернативных путей очистки речной воды.

Не менее остро сегодня обстоят дела с водой и в Багдаде. Вопиющая антисанитария в столице Ирака, где, несмотря на появление новых властей, до сих пор не решены насущные проблемы горожан, привела к резкому росту числа жителей, страдающих желудочными заболеваниями.

Доклад Международного Красного Креста /МКК/ от 23 июня нарисовал весьма мрачную картину медобеспечения населения Ирака. В нем, в частности говорится о том, что иракские больницы продолжают испытывать острую нехватку запасов медицинского кислорода, топлива для электрогенераторов и других необходимых препаратов и принадлежностей. При этом в документе отмечается, что в скором времени «никаких признаков улучшения ситуации нет».

По мнению специалистов Программы ООН по окружающей среде /ЮНЕП/, и ее исполнительного директора Клауса Топфера, последствия военных действий в Ираке усугубили хронические экологические проблемы, которые и так терзали страну, измученную бременем войн и санкций. В специальном докладе экспертов ЮНЕП, посвященном экологической ситуации в Ираке после войны говорится, что эрозия, возникшая вследствие военных действий, а также передислокаций войск и бронетехники, негативным образом повлияли на состояние и без того скудных водных ресурсов страны.

Мрачные прогнозы о том, что послевоенный Ирак ждет острая нехватка воды, были неоднократно высказаны экспертами на двух крупных международных форумах, посвященных проблеме водных ресурсов, которые прошли в конце марта 2003 года в итальянской Флоренции /Всемирный альтернативный форум по проблемам воды/ и японском Киото /Всемирный форум по проблемам воды/. Делегаты обоих форумов выразили серьезную озабоченность нынешним, весьма напряженным положением дел в сфере водных ресурсов. Согласно приведенным ими данным, запасы питьевой воды уменьшились за последние 50 лет на три четверти в Африке и на две трети в Азии.

52.28MB | MySQL:103 | 0,756sec