Европейские проблемы противодействия нелегальной миграции из Ливии

23 августа с.г. командование береговой охраны Италии подписало с ливийскими коллегами Меморандум о взаимопонимании, который предусматривает реализация программы по обучению офицеров  военно-морского флота Ливии. Таким образом, Рим выдвинут на передний край программы ЕС, которая еще известна как «операция София». Она предусматривает улучшение помимо прочего боевого потенциала ВМФ Ливии в рамках создание надежного барьера на пути нелегальной миграции и наркотраффика. Последний в реальности доставляет, несмотря на свою интенсивность, меньшую «головную боль» для западных стран, их в большей степени волнует нелегальная миграция. Только за последний месяц итальянская береговая охрана спасла примерно 6 тыс. нелегальных мигрантов из Ливии. Ливия является центральным плацдармом, через который в Европу через Италию переправляются мигранты из Африки. Основная проблема в данном случае заключается в том, что в отличие от Турции у Ливии нет никаких мало-мальски пригодных к использованию военно-морских сил, соответствующих кадров и централизованного руководства, с которым можно о чем-то договариваться. Многие прибрежные ливийские кланы активно кормятся с этого контрабандного бизнеса, доходы от которого уже превышают доходы от экспорта углеводородов, и не торопятся его сворачивать. Это на сегодняшний день является главным препятствием, которое не позволяет реально бороться с нелегальными мигрантами. Некоторые эксперты полагают, что основная масса мигрантов после договоренности ЕС и Анкары начнут использовать ливийский маршрут, с чем мы не согласимся. Во-первых, потому, что, скорее всего эта сделка просто вскоре перестанет работать. По крайней мере, в Анкаре уже грозят вновь открыть «шлюзы» в случае отказа ЕС предоставлять обещанное финансирование, и требуют от  правительства ФРГ «дистанцироваться» от резолюции  Бундестага о геноциде армян. Если Берлин это сделает, то о карьере А.Меркель можно будет говорить в прошедшем времени. Во-вторых, мигранты из стран Ближнего Востока через африканский маршрут не пойдут. Это останется прерогативой африканцев, которых также очень немало, и  темпы этой миграции не претерпели за последние годы никаких изменений в сторону уменьшения. По данным Международной организации по миграции за 2015 год из Ливии в Европу убыло по меньшей мере 100 000 беженцев.

Рим выбран Брюсселем в качестве основного действующего партнера со стороны ЕС не случайно. В данном случае учитывается и географическая, и историческая вовлеченность итальянцев в ливийскую ситуацию. Фактически дистанцировавшись от участия в операции НАТО по свержению М.Каддафи, теперь Рим вынужденно вовлечен в ливийские события, все время оглядываясь на свое колониальное прошлое. Итальянское руководство даже на настоящий момент старается не комментировать участие сотрудников своих спецслужб и спецназа в вопросах охраны членов правительства национального согласия Ф.Сарраджа. Теперь согласно новому Меморандуму итальянцы должны будут воссоздать фактически из пепла береговую охрану Ливии. А вернее — правительства национального согласия, поскольку на сегодня единственной силой в Ливии, которая имеет на своем вооружении ракетные катера, являются формирования генерала Х.Хафтара — главнокомандующего силами Палаты представителей в Тобруке. Сразу отметим, что эксперты сомневаются в эффективности нынешних усилий итальянцев (а шире — европейцев) по созданию надежного барьера для незаконной миграции. Об отсутствии государственный централизации, что размывает сам субъект по достижению договоренности со стороны ливийцев, мы уже говорили. Теперь обратим внимание на сами пункты подписанного Меморандума. Он предусматривает запрет для входа иностранных военных кораблей миссии ЕС в территориальные воды Ливии. То есть тем самым подтверждается первоначальный принцип невмешательства. Напомним, что с самого начала операции «София» в 2015 году натовские корабли могли задерживать мигрантов на их суденышках только в международных водах. При этом возвращать их в Ливию они не имели право, что делает задачу для контрабандистов предельно легкой: отправить судна и плоты с мигрантами в международные воды (а в ряде случаев установлено, что это делали на буксире корабли той или иной ливийской группировки) с максимальным приближениям к патрульным кораблям НАТО. И те уже сами доводили их до ближайшего острова Лампедуза. При этом, что делать дальше с этой толпой мигрантов, никто не знает. Острова и лагеря не резиновые, а переселению в иные страны ЕС подлежат только политические беженцы. Вместе с тем, таковых из всех прибывших из Ливии в Италию только 20 процентов. Да и из них было переселено меньше десяти процентов.  Нынешний Меморандум ничего в этом плане не меняет. Он предусматривает обучение ливийских пограничников на первом этапе на борту итальянских судов в открытом море. На втором — в ливийских территориальных водах, и на третьем — уже непосредственно на борту ливийского корабля в этих же водах. Отметим — обучение, но никак не совместное патрулирование. Из всего этого складывается впечатление, что европейцы совсем заигрались в «уважение национального суверенитета». В результате эффект от такой долгой и трудоемкой операции по обучению ожидается близким к нулевому.

Ситуация обостряется еще и тем, что Палата представителей в Тобруке категорически отказывается признавать легитимность правительства Ф,Сараджа, что и подтвердила это  недавно, вынеся ему вотум недоверия. А наличие такого вотума является основным условием плана ООН по международному признанию правительства национального согласия.  Это вынуждает Ф,Сараджа и специального представителя ООН по Ливии М.Коблера маневрировать, и объявлять правительство национального согласия временным органом, созданным на переходный период. Это также не добавляет уверенности в Европе  в долгосрочности подписанных меморандумов и вообще в его способности чем-то управлять и контролировать. Тем более, что Париж открыто ставит на Тобрук и тем самым еще больше запутывает ситуацию, внося раскол в единую позицию Брюсселя и ООН по Ливии.

52.29MB | MySQL:103 | 0,456sec