О реформировании системы спецслужб Турции

На фоне обвинений со стороны президента Турции Р.Т.Эрдогана руководства Национальной разведывательной организации (МИТ) в «некомпетентности и неспособности адекватно реагировать на растущие террористические вызовы и угрозу военного переворота» в системе органов безопасности силового блока грядут перемены. Мы сейчас не берем массовые чистки в рядах той же МИТ: по последним данным из рядов спецслужбы уволены порядка двухсот оперативников, а набор новых заморожен. Речь идет о создании нового консультативного органа, который бы курировал и координировал деятельность органов безопасности всех силовых структур, включая армию. Кстати, военная разведка в результате путча оказалась фактически обескровленной, а все руководство, включая главу Мустафу Озсоя, арестовано. Это помимо военных еще и сама МИТ, жандармерия и полиция. Новый орган предполагается сделать аналитическим. Он должен аккумулировать все разведывательные донесения всех перечисленных органов и вырабатывать решения для руководства страны. Если совсем уже грубо, то для президента Р.Т.Эрдогана. Что из этого всего следует? Первое — это признание факта того, что координация между силовыми разведывательными органами отсутствует по факту, что естественно. Собственно разведывательные органы в каждом из этих ведомств и были созданы прежде всего в рамках развития конкуренции между ними, что координацию затрудняет. Второе — эра монополии МИТ на получение разведывательных данных и доклада президенту непосредственно завершилась. Такое доминирование МИТ в конгломерате разведслужб страны было сделано искусственно самим Р.Т.Эрдоганом с целью создания своего карманного разведывательного органа (другим он не доверял в силу своей паранойи в отношении «засоренности» их сторонниками своего ярого антагониста исламского проповедника Ф.Гюлена), который бы решал основные задачи по коммуникации с джихадистскими группировками в Сирии, ХАМАСом и решения курдского вопроса. Последний был выведен из ведения жандармерии, что сразу опустило уровень кооперации с иранскими коллегами ниже допустимой планки. У турецкой армии, которой Р.Т.Эрдоган, хронически не доверял (и не доверяет), в пользу МИТ отобрали крупнейшую станцию радиоэлектронной разведки. Естественно, что во главе МИТ был поставлен верный сторонник президента  Хакан Фидан, который установил режим перемирия с курдами из Рабочей партии Курдистана (РПК) и наладил союзнические отношения с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) и иными представителями джихадистов в Сирии. При этом Х.Фидан еще и пытался создать некий относительно светский аналог вооруженной сирийской оппозиции в лице Сирийской свободной армии (ССА). В этой связи можно констатировать, что все проекты ближайшего некогда соратника Р.Т.Эрдогана благополучно потерпели фиаско. С РПК идет война, президент открыто обвиняет в новых террористических атаках ИГ (а Х.Фидан призывал с ним «дружить»и даже официально признать), ССА почила в бозе, а на ее место пришел сомнительный конгломерат джихадистских групп. Но самое главное — МИТ не смогла предупредить и нивелировать попытку государственного переворота, и в рамках путча вела себя крайне невразумительно. Все это поставило на повестку дня вопрос о реформировании МИТ и скором уходе Х.Фидана со своего поста. По крайне мере, на своем посту он держится пока что только благодаря осторожной позиции самого президента. Все остальные высшие руководители, включая премьер-министра, выступают за немедленное отстранение Х.Фидана от должности.
Р.Т.Эрдоган медлит отправлять своего бывшего соратника за рубеж послом в Японию прежде всего из-за опасений сильной «информированности» Х.Фидана об очень деликатных аспектах внешней политики Турции в последнее время. Если, уехав послом, Х.Фидан на что-нибудь обидится и выберет «свободу», то мало  Анкаре, которая и так продолжает «бодаться» с ЕС, точно не покажется. Такого человека надо держать при себе — это главный закон политики, но поставив над ним главного куратора. Эта версия создания нового сверх координирующего аналитического органа, по оценке экспертов, превалирует над всеми остальными. На должность руководителя нового супероргана некоторые обозреватели прочат спикера президента Ибрагима Калина, который давно лоббирует свое назначение на пост главы МИТ. Вопрос остается только в главном -насколько такой орган сможет улучшить координацию и аналитику разведывательных донесений всех органов разведки. По нашей оценке, в очень ничтожной мере. Опыт создания подобного института в США после событий «11 сентября»в виде Национальной разведки показал со всей убедительностью, что создание еще одного бюрократического органа ситуации не улучшило. Более того, все подчиненные структуры стали активно противодействовать ее работе, посылая в сводках для анализа либо явную дезинформацию (дабы выставить своего конкурента в крайне невыгодном свете), либо просто саботируя передачу наиболее важных разведдонесений. То же самое будет и в турецком варианте. Ни один внятный руководитель самостоятельного органа разведки никогда не отдаст действительно стоящую информацию в смежное подразделение или какому-то аналитическому органу. Он будет стремиться доложить и реализовать ее самостоятельно и тем самым набрать очки в глазах президента. Это закон всех спецслужб мира, независимо от страновой специфики. И для оправдания утаивания важной информации любой руководитель найдет миллион причин, главной из которых является «безопасность» источника информации и опасения за его расшифровку. Опыт Национальной разведки США говорит и о том, что орган, лишенный реальной оперативной составляющей, а занимающейся лишь «аналитикой», очень быстро оттирается конкурентами на периферию. Из всего этого сделаем вывод о том, что очередное реформирование системы спецслужб Турции вряд ли приведет к качественному скачку в ее деятельности.

52.28MB | MySQL:103 | 0,517sec