К вопросу о ходе переговоров по кипрскому урегулированию

Де факто возникшая в 1974 году и официально провозглашенная в 1983 году Турецкая Республика Северного Кипра на протяжении вот уже свыше сорока лет живет в состоянии международной правовой неопределенности.

Материк, то есть Турецкая Республика, обеспечивая на протяжении многих лет военную защиту, одновременно служит и весомым источником пополнения, практически на 30%, дефицитного бюджета страны. Отметим, что дефицит бюджета маленького турецкого анклава, с численностью населения всего около 300 тысяч человек, во многом, и возникает на фоне отсутствия мирового признания. То есть невозможности в полной мере использовать свое геостратегическое положение – воздушные и морские порты, туристическую инфраструктуру, услуги по международному образованию, находящемуся на уровне мировых стандартов.

Обнаружение месторождений природного газа в Восточном Средиземноморье, в том числе, в исключительной экономической зоне Кипра, служит одним из немаловажных факторов, подстегивающих урегулирование застарелой проблемы.

Тот факт, что островные турки рассчитывают в самое ближайшее время найти взаимоприемлемое решение со своими греческими соседями, постоянно артикулирует президент ТРСК Мустафа Акынджы. Собственно, под этими лозунгами он и пришел к власти в апреле 2015 года. И в этом смысле лишь время прольет свет на тот вопрос, окажется ли он по факту большим турком или же киприотом, имея в виду, что покровительство «старшего брата» приносит турецким киприотам многое, кроме решения ключевого вопроса их жизнеустройства.

Накануне начался раунд решающих переговоров, которые, согласно задумке руководств греческой Республики Кипр и Турецкой Республики Северного Кипра, до конца года должны ознаменоваться полноформатным урегулированием, под чем подразумевается создание на острове единого государства, построенного по федеральному принципу.

Итак, что же сообщается влиятельным турецким изданием «Миллиет», которое, со ссылкой на свои источники, прокомментировало первые промежуточные результаты переговоров?

Прежде всего, греческие киприоты, со ссылкой на «эмоциональную связь», смогут вернуть свою собственность, которой они обладали на Северном Кипре до событий 1974 года. Заметим, что возврат утраченной собственности в подобного рода конфликтах – это всегда ключевой вопрос и договориться по нему – считай, полдела.

При этом, продолжается дискуссия относительно того, каков должен быть срок владения для того, чтобы эта «эмоциональная связь» сформировалась. В настоящее время речь идет о десятилетнем периоде. Разумеется, будет целый ряд изъятий из данного положения, в частности, касающихся площадей, ныне используемых для религиозных целей, целей безопасности и так далее.

Напомним, речь идет о собственности 162-180 тысяч греков, покинувших северную часть острова и 43-65 тысяч переселенных турок. Договоренности, касающиеся недвижимости резюмируются следующим образом: право собственности признается, равно как и право собственников на адекватную замену, методом возврата, компенсации или бартера. Для решения вопросов будет создана двусторонняя комиссия с равным представительством сторон.

Также, как сообщается, греческая сторона настаивает на том, что незаселенный ныне «квартал-призрак» Вароша или, если по-турецки, Капалы Мараш будет возвращен греческой стороне. Из района, используемого ныне в качестве буферной зоны, будут выведены турецкие вооруженные силы. В обмен, греческая сторона предлагает открытие турецкого аэропорта Эрджан (Никосия) для международного авиасообщения и начало интеграции турецкой части острова в международное сообщество.

В числе уже достигнутых договоренностей и обсуждаемых вопросов турецким изданием указываются следующие:

  1. Представительство турок и греков в федеральных органах власти будет в пропорции 37 к 63 соответственно.
  2. У федерального государства не будет общей армии, а только береговая охрана.
  3. Все граждане объединенного Кипра, будут одновременно «внутренними гражданами» греческой и турецкой частей острова.
  4. Согласно предложению турецкой стороны, выбираемые сроком на пять лет президент и помощник президента Кипра, поделят этот срок между собой пополам (2 года и 6 месяцев) и будут осуществлять ротацию /прим.: очевидно, подразумевается, что они будут – из разных общин/. Греческая сторона по этому поводу окончательного решения пока не сообщила.
  5. Остается неясным, какое законодательство будет взято в качестве базового на острове. Греки настаивают на законодательстве ЕС, в то время как президент ТРСК Мустафа Акынджи заявляет о том, что европейские законы – это не «священная книга».
  6. Срок, на который будут избираться члены Сената и Палаты представителей будет пятилетним. После первых выборов на объединенном острове, спикерами в обоих палатах на первую половину этого срока станут представители греческой общины /прим.: соответственно, можно понимать, что на вторую часть срока их заменят турецкие коллеги/.
  7. Число судей в Верховном суде (ныне 8) может быть изменено. При этом, в случае разделения голосов поровну, с целью решения застопорившихся вопросов, в качестве последнего решения, можно будет прибегать к жребию.
  8. Соотношение турецких и греческих работников в общих органах правопорядка будет в диапазоне от 40% на 60% до 50% на 50%.

Накануне предстоящего референдума об объединении острова договорились стороны и о численности голосующих с каждой стороны: с греческой стороны – 802 тысячи человек, с турецкой – 220 тысяч человек. В ходе переговоров по данному вопросу, греческая сторона выступила против того, чтобы дать возможность проголосовать киприотам, проживающим за рубежом, со ссылкой на то, что они не в полной мере чувствуют ситуацию.

Просматривается, что ситуация на Кипре в настоящее время складывается таким образом, что урегулирование в интересах всех сторон, как проживающих на острове, так и за его пределами. И даже, в интересах турецкого «материка», для которого кипрский вопрос, в частности, блокировал переговоры по вступлению в ЕС. Даже при отсутствии внятных перспектив вступления, раздражающий фактор – всегда раздражающий фактор.

Но можно ожидать, что Турецкая Республика будет отстаивать соблюдение своих интересов на острове, которое должно заключаться в сохранении на нем своего военного присутствия, а также преимущественного права в доступе к экономическим проектам, в частности, в сфере добычи газа, которые будут относиться к юрисдикции турецких кипритов. В противном случае многолетние инвестиции обернутся исключительно гуманитарной миссией без внятных дивидендов, на которые именно сейчас и можно рассчитывать.

52.22MB | MySQL:103 | 0,478sec