Ливан: перспективы традиционной и альтернативной энергетики

Ливан является ресурсозависимым государством, в котором добыча нефти и газа не является ведущей сферой экономики, как ряда стран Ближнего и Среднего Востока.

М.Рэтнер из Congressional Research Service, исследовательской службы американского Конгресса, в свежем исследовании «Открытие газовых месторождений в Восточном Средиземноморье», опубликованном 15 августа с.г. отметил, что напряженная ситуация на Ближнем и Среднем Востоке усилила острые вызовы для Ливана, который и без того ослаблен внутриполитической нестабильностью и неблагоприятной бизнес-средой.

Как справедливо подчеркивает эксперт, политически разрозненный правительственный кабинет во главе с премьер-министром Т.Саламом с начала 2014 года не предпринял никаких важных действий для развития топливно-энергетического комплекса ливанской экономики.

Государство практически полностью зависит от импорта нефти и в настоящее время не потребляет природный газ. Постоянные террористические атаки на газопровод из Египта, по которому раньше в Ливан транспортировалось «голубое топливо», стали причиной для остановки поставок.

Любопытно, что самая свежая статистика, касающаяся  энергетического баланса страны, датирована лишь 2013 годом. По этим данным, 93,9% в энергетическом балансе Ливана занимает нефть, 4,2% – возобновляемые источники энергии, 1,9% – уголь.

Вне всякого сомнения, Ливану необходимо отыскать эффективный способ для сокращения импорта нефти, составляющего около 11,4% ливанского ВВП.

Помимо этого, стране стоит использовать собственное «голубое топливо» на двух электростанциях, оснащенных газовой турбиной с комбинированным циклом.

Важно подчеркнуть, что потребление электричества от дизельных генераторов (когда буквально под рукой неисчерпаемый солнечный энергетический ресурс), является накладным.

Не так давно менеджер проекта по развитию альтернативной энергетики Организации Объединенных Наций (ООН) Х.Хараджли откровенно заявил, что Ливан страдает от отключений электроэнергии.

По его словам, «за пределами Бейрута существует проблема отключения электричества, причем длиться это может до девяти часов, тогда как дизельные генераторы весьма дорогостоящие и неэкономичные в использовании. Это все формирует потребность в дешевой солнечной энергии».

Напомним, что некоторое время назад Ливан подписал в Марокко соглашение по снижению выбросов парниковых газов, так называемый «Пакт мэров» (Covenant of Mayors), которое инициировал Европейский союз, чтобы дать стимул развитию возобновляемых источников энергии.

Летом этого года появилась информация о том, что власти Ливана намерены развивать альтернативную энергетику на внутреннем рынке. По статистике, за последние два года на развитие соответствующих проектов затрачено порядка 420 млн долларов.

«Можно говорить о том, что страна выйдет на высокий уровень развития солнечной энергетики к 2017 году. В перспективе мы рассчитываем построить объекты по производству электричества из ветра и воды», – поделился планами глава ливанского Центра энергосбережения П.Хури.

Это небольшое государство на Ближнем Востоке пытается идти в ногу со временем. Так, руководство страны стремится в краткосрочной перспективе понизить зависимость от ископаемых видов топлива хотя бы на 5%.

К 2020 году Бейрут планирует удвоить мощности «зеленой» энергетики и довести ее до 12% по отношению к общему объему потребляемой электроэнергии.

Что касается традиционной энергетики (прежде всего газовой генерации), то здесь перспективы Ливана неоднозначны.

Каждая из стран Восточного Средиземноморья, богатых залежами «голубого топлива» (Ливан, Израиль, Кипр), из-за острых внутренних проблем не способна начать добывать газ в объеме, который мог бы полностью изменить энергетический баланс региона.

Между тем этот регион, всегда зависевший от импортных энергоносителей, может в корне изменить энергетический пейзаж Восточного Средиземноморья. Открытие месторождений природного газа в израильских и кипрских водах сулит Леванту не только энергетическую безопасность на многие десятилетия вперед, но и существенные доходы, которые могли бы восстановить ослабленную экономику и запустить проекты в сферах инфраструктуры, здравоохранения и образования.

Кипр и Израиль справедливо считают региональный рынок первым пунктом назначения их будущего экспорта газа. Иордания и Египет, испытывающие серьезные трудности с энергоснабжением – идеальные клиенты для киприотов и израильтян, учитывая географическую близость и неотложные потребности в энергоносителях. К тому же Египет с его простаивающими газовыми мощностями мог бы транспортировать «голубое топливо» на удаленные от региона рынки.

Тем не менее выход восточных средиземноморских стран, включая Ливан, на крупные внешние рынки пока маловероятен.

Восточное Средиземноморье имеет огромный газовый потенциал. Однако до тех пор, пока не будет создан благоприятный инвестиционный климат, а ливанские власти не возьмутся, наконец, всерьез за разведку и добычу углеводородов, этот потенциал так и останется невостребованным

Ливанское правительство уже долгое время не может заняться вопросом добычи сырья на этом месторождении из-за внутренних политических разногласий. При этом Ливан опасается, что пока он медлит, Израиль может начать разработку. В связи с этим ливанские власти предупредили, что любая попытка Израиля украсть «голубое топливо» приведет к конфронтации между этими двумя странами вплоть до объявления войны.

 

Для справки: Ливан до сих пор не демаркировал морские границы с Кипром и Израилем для того, чтобы определить границы каждой страны. Для этого Ливан уже обращался в ООН, но до сих пор этот вопрос не решен.

Израиль и Ливан не имеют договора о морской границе, поэтому Израиль основывал свои претензии на израильско-кипрском и ливанско-кипрском соглашениях. Причиной территориального конфликта являются расхождения в пролегании линии прекращения огня 1949 года на израильских и ливанских картах.

Ранее правительство Ливана и ливанская шиитская террористическая организация «Хизбалла» неоднократно обвиняли Израиль в краже ливанского газа и угрожали решить проблему силовыми методами.

 

В частности, когда в 2013 года компания Noble Energy начала бурение на приграничном месторождении «Кариш», это всерьез обеспокоило ливанское руководство.

Так, министр энергетики и природных ресурсов Ливана Д.Басиль заявил, что теоретически Израиль может получить доступ к ливанскому газу и тем самым поставить Ливан в очень неприятную ситуацию.

По его мнению, если Noble Energy с американскими партнерами применит технологию горизонтального бурения, то компания могут углубиться на 10 км на ливанскую территорию.

Если же будет проведено вертикальное бурение, то израильтяне получат возможность выкачивать углеводороды из недр Ливана. При этом министр подчеркнул, что Ливан располагает возможностями по защите своих газовых месторождений, если соединить силы ливанской армии и сопротивления (читай: «Хизбаллы»).

Следует особо подчеркнуть, что долгое время идут переговоры, нацеленные на разрешение морского пограничного спора между Ливаном и Израилем.

Напомним, что причиной территориального конфликта между Израилем и Ливаном являются расхождения в пролегании линии прекращения огня 1949 года на израильских и ливанских картах.

Оба государства предъявляют свои права на территорию региона Кариш в Средиземном море, где находится крупное месторождение природного газа. Обнаружение Израилем небольшого газового месторождения неподалеку от

спорной территории вызвало у ливанского правительства опасения, что израильтяне могут покуситься на исключительную экономическую зону Ливана.

В свою очередь, Израиль обеспокоен тем, что в самое ближайшее время в его исключительной экономической зоне может начать разведочные работы Ливан.

В июле с.г. израильская газета «Глобс» со ссылкой на источники, связанные с Министерством энергетики и водных ресурсов Ливана, что Бейрут планирует в ближайшее время провести второй этап тендеров на продажу лицензий на поиск «голубого топлива» в исключительной экономической зоне Ливана в Средиземном море.

По данным издания, на первом этапе планируется продажа лицензий на поиск полезных ископаемых в блоках 1, 4, 9 и 10.

При этом необходимо отметить, что блок 9, самая южная ливанская лицензия, считающаяся наиболее перспективной с точки зрения вероятности нахождения полезных ископаемых, частично находится на территории исключительной экономической зоны Израиля.

Справедливости ради необходимо отметить, что Ливан заинтересовался морской границей с Израилем после того, как стало известно, что израильские компании обнаружили крупные месторождения газа на шельфе Средиземного моря. Бейрут заявил, что часть месторождений принадлежит Ливану. Израиль отверг эти претензии.

Как представляется, разрешение этого конфликта – единственный путь для обеих стран к тому, чтобы начать полноценно эксплуатировать собственные морские месторождения, поскольку ни одна зарубежная компания (ввиду высоких рисков) не станет исследовать спорную зону.

При этом стоит отметить, что Израиль не подписал Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, что может осложнить переговорный процесс. В связи с этим в переговорах будут участвовать представители ООН и Государственного департамента США.

Примечательно, что Израиль стремится занять ведущие позиции на европейском газовом рынке, начав экспортировать туда сырье. Однако, как отмечал автор в недавних публикациях, внутренние политические неурядицы, не позволившие вовремя начать разработку его самых крупных месторождений, могут и сейчас стать серьезным «камнем преткновения» на пути израильского «голубого топлива» на внешние рынки.

Тем не менее в настоящее время Израиль ведет переговоры по поводу возможного экспорта газа с потенциальными партнерами, включая Турцию. Ресурсная база – крупные месторождения «Тамар» и «Левиафан», которые принадлежат Израилю и не находятся в районе спорной территории.

Ливан, отмечает в своем исследовании М.Рэтнер, считает свой пограничный спор с Израилем основным препятствием, не позволяющим начать разведку и разработку газовых ресурсов страны. В то время как началу освоения недр Израиля не помешали ливанские претензии.

Отсюда эксперт делает закономерный вывод – вполне возможно, что спорная территория может стать причиной дополнительной напряженности в отношениях между двумя странами, поскольку Израиль продолжает развивать свою газовую индустрию.

В свою очередь, круги, оппозиционно настроенные по отношению к ливанскому правительству, утверждают, что непрофессиональное управление, а не территориальный спор с Израилем, явился главной причиной отставания Ливана от соседнего государства в развитии газового сектора.

Как отмечает М.Рэтнер, должностные лица США работают с ливанскими и израильскими лидерами, чтобы разрешить многолетний спор. Ливан возражает против соглашения о демаркации морских границ и определении экономических зон в акватории Средиземного моря, подписанного между Израилем и Кипром в 2010 году.

Представители посольства Израиля на Кипре заявили, что подписанное соглашение позволит защитить экономические интересы Израиля в Средиземном море и уточнить точную линию израильских морских границ.

Стоит отметить, что данное соглашение приобрело особую актуальность после того, как в Восточном Средиземноморье были обнаружены крупные месторождения природного газа. Соглашение о демаркации морских границ позволит государствам вести разведку этих месторождений и добывать на них природный газ.

Американский аналитик пишет, что стремясь помочь Израилю и Ливану урегулировать разногласия по территориальному вопросу, США, вероятно, заинтересованы в установлении более благоприятной коммерческой среды для всех участвующих сторон (в том числе энергетических компаний США). Кроме того, Вашингтон пытается не допустить того, чтобы  этот спор еще более усугубил отношения между двумя соседними государствами.

Однако пока неясно, в какой степени американская дипломатии может способствовать изменениям нынешних позиций Израиля и Ливана относительно справедливых морских границ, подытоживает М.Рэтнер.

Несмотря на отсутствие результатов по примирению двух неуступчивых государств Восточного Средиземноморья, активность американской стороны на ливанском направлении действительно заметна.

В мае с.г. Саудовскую Аравию и Ливан с официальным визитом посетил специальный представитель Государственного департамента США по вопросам международных отношений в области энергетики А.Хохштайн. Он провел переговоры с правительствами обеих стран, в ходе которых детально обсудил энергетическое сотрудничество.

Несмотря на то, что Саудовская Аравия за последние три года хоть и увеличила нефтедобычу до рекордного уровня, но все же немного уступила позиции конкурентам на 9 из 15 (например, в Китае, США и Южной Африке) приоритетных для нее рынков сбыта сырья.

В 2015 году стратегия королевства потерпела неудачу в целом ряде стран, поскольку не получила желаемого — не увеличила собственную долю на этих рынках. Монархия опасается не только за господство своей страны на мировом нефтяном рынке, но и боится, что спрос на «черное золото» перестанет расти, поскольку нарастает глобальная борьба с изменениями климата, также активно разрабатываются альтернативные источники энергии, которые находят все большее применение во многих странах.

Помимо переговоров с властями страны, в Ливане американский представитель выступил на энергетическом форуме, прошедшем в Бейруте.

В экспертной среде вполне справедливо замечено, что внутренние политические противоречия и внешние факторы (начиная со споров о линии границы с Израилем и Сирией) будут мешать добыче газа на шельфе Ливана по меньшей мере еще около 10 лет.

Это обстоятельство будет способствовать превращению Ливана в государство – экспортера газа в ближайшем будущем.

Политическая нестабильность в Ливане такова, что парламенту страны пока не удалось даже избрать президента.

 

Для справки: 2 июня с.г. в Ливане закончилась провалом сороковая попытка избрания президента страны. В очередной раз голосование в парламенте было перенесено на более позднюю дату ввиду отсутствия кворума.

Нынешнее отсутствие главы государства на своем посту самое продолжительное в истории Ливана. Ранее рекордом считался период после окончания срока А.Жмайеля (сентябрь 1988 года). Пост оставался вакантным 408 дней. Следующий президент был избран лишь в ноябре 1989 г.

Срок полномочий последнего ливанского президента М.Сулеймана завершился 24 мая 2014 года. Согласно ст. 62 Конституции Ливана, функции главы государства временно исполняет правительство.

Очередной, 41-й, перенос даты голосования также является беспрецедентным. М.Сулейман был избран главой государства 25 мая 2008 года. Для этого потребовалось 19 переносов даты парламентского заседания (по информации ТАСС).

 

Таким образом, политический вакуум в стране, вызванный отсутствием президента, парализовал работу не только парламента, но и коалиционного правительства, что затормозило процесс принятия решений, в том числе и по ранее планируемому лицензионному раунду по добыче на ливанском шельфе.

В начале 2013 года в ходе предквалификационного раунда о своем интересе к проекту заявили несколько десятков компаний из 25 государств, включая «Роснефть» (Россия), Total (Франция), ENI (Италия), Royal Dutch Shell (Великобритания, Нидерданды), Statoil (Норвегия), Chevron, Exxon Mobil (обе США).

При этом все участники аукциона ранее отказывались принимать участие в аналогичных проектах в Израиле. Из подавших заявки на участие в тендере 53 компаний 46 прошли преквалификационную процедуру. Однако затем процесс остановился.

Эксперт Института Ближнего Востока А.И.Александров в одной из статей приводит «дорожную карту», составленную правительством Ливана для участия иностранных компаний в разработке ливанских месторождений.

 

  • Февраль 2013 года – срок для подачи предварительных заявок.
  • 21 марта 2013 года – правительство Ливана объявляет список консорциумов, которые будут участвовать в тендере (в каждый консорциум входят 3–4 компании).
  • 2 мая 2013 года – крайний срок для подачи формальных заявок. Консорциумам дается 6 месяцев для подготовки бизнес-планов.
  • Ноябрь 2013 года – консорциумы сдают планы в правительство. Ливанцы начинают их рассмотрение.
  • Март 2014 года – правительство подписывает соглашения с выигравшими консорциумами.
  • 2017–2018 годы – начало добычи газа.

 

Однако этот график не удалось реализовать на практике. Проявят ли международные компании вновь интерес к ливанским проектам? Какова будет численность этих фирм?

Ответы на эти вопросы возможно получить лишь после того, как ливанские власти обеспечат более благоприятный инвестиционный климат в стране с помощью минимизации политических, экономических и правовых рисков, с которыми может столкнуться потенциальный зарубежный инвестор.

Как представляется, для привлечения на собственный рынок широкого круга иностранных предприятий ливанской стороне необходимо стремиться к грамотной и гибкой политике в области налогооблажения.

Немаловажным аспектом в глазах зарубежных компаний является объем углеводородов в месторождениях Ливана.

Согласно оценкам компании Spectrum, извлекаемые запасы газа на ливанском шельфе могут составлять от 720 млрд куб. м до 2,7 трлн куб. м газа. Однако для начала разработки этих недр необходимо принять специализированные документы, устанавливающие «правила игры» для иностранных компаний.

«Импортировать газ Ливану сейчас нет необходимости – в ближайшие 2–3 года продолжится использование нефтяного ресурса. Что касается сроков собственной добычи шельфового газа, то вряд ли мы приступим к ней хотя бы в начале 2020-х годов. Более реалистичным мне кажется 2025 год, и то если все сложится удачно, если дело действительно стронется с мертвой точки», – заявил директор Оксфордского института энергетических исследований Б.Фаттух.

Авторитетный эксперт указал, что Министерство энергетики и водных ресурсов Ливана могло бы побыстрее выработать оптимальное решение, опираясь на опыт Ливанского управления нефти (LPA), и направить его на утверждение Совету министров, ответственному за сектор углеводородов.

Оттягивание стратегически важного освоения ливанских газовых месторождений означает, что потенциальные государства-партнеры и потребители могут найти альтернативные источники газа. Турция, куда экспортировать было бы легче всего, наверняка удовлетворит свои потребности уже в ближайшем будущем через контракты с третьими странами.

«К середине 2020-х годов будет конкуренция со стороны новых экспортеров, таких как Восточная Африка, Австралия и США, поскольку к тому времени сжиженный природный газ утвердится в качестве наиболее гибкого инструмента экспорта. Ливан находится под давлением успешных процессов, идущих в других богатых газом странах, но ему нужно учесть и ошибки, допущенные экспортерами, например, Египтом. Если вводить субсидии, то потом их очень трудно пересматривать, поскольку это уменьшает гибкость макроэкономической политики», – справедливо полагает Б.Фаттух.

По мнению аналитика М.Рэтнера, в Ливане есть два основных фактора, которые тормозят процесс разведки и разработки газовых месторождений.

До тех пор пока в ливанском парламенте не будет достигнут компромисс, проблема принятия нормативного документа о предоставлении иностранным компаниям права на геологоразведку и последующую разработку шельфовых месторождений так и останется нерешенной.

Более одного миллиона беженцев, перемещенных в результате сирийского гражданской войны, прибыли в Ливан. Как следствие, в рамках миграционной политики ливанские власти вынуждены тратить значительные финансовые ресурсы. В итоге государство, озабоченное проблемами внутренней безопасности из-за обстановки в Сирии, не имеет достаточно времени и денег для развития газовых проектов в Средиземном море.

Как заявил председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Ю.К.Шафраник, нестабильное положение сирийского правительства может отрицательно сказаться на привлечении зарубежных инвесторов для работы на ливанском шельфе.

Связь государственных интересов Ливана и Сирии как соседних стран очевидна. Шафраник убежден, что и Сирия, и Ливан одинаково заинтересованы в разработке средиземноморского шельфа.

«Политическая элита Ливана, представляющая различные конфессиональные интересы и поляризовавшаяся по причине «сирийского досье», не может сформировать правительство, способное осуществить важнейшую в своей современной истории сделку – распределение и контрактацию с международными энергетическими компаниями 10 оффшорных лицензионных блоков. Это серьезнейшая задача для будущего правительства с судьбоносными последствиями для всего народа Ливана», – заявил он.

Стоит отметить, что объемы нефтедобычи в Сирии с начала военных действий существенно снизились, что серьезно изменило положение страны на нефтяном рынке.

 

***

Проведенный анализ позволяет сделать несколько важных выводов.

Первое. Проекты по развитию альтернативной энергетики весьма актуальны на территории Ливана ввиду географического положения, а также острого дефицита традиционных энергоносителей в виде нефти и газа. Однако государству необходимы постоянные капиталовложения для расширения использования на внутреннем рынке возобновляемых источников энергии.

Второе. Бейрут должен отказаться от использования газовой темы как инструмента внутриполитической борьбы. Вероятно, после этого для развития газовой индустрии Ливана откроются и экономические перспективы.

Если появление экспортных поставок ливанского «голубого топлива» все-таки состоится, то это обстоятельство, скорее всего, не позволит государству стать серьезным поставщиком сырья по причине позднего выхода на международные газовые рынки.

Третье. Ливану уместно позаимствовать опыт соседнего Израиля, который, невзирая на острый территориальный спор с ливанской стороной по поводу морских границ государства, многочисленные политические хитросплетения и риски, длительное время не позволявшие дать старт освоению богатых «голубым топливом» залежей, все-таки смог сдвинуться с мертвой точки и начать разработку шельфовых месторождений природного газа.

52.18MB | MySQL:103 | 0,455sec