О перспективах поставок газа из Израиля в Европу: роль Турции и интересы России. Часть 2

В Части 1 автор приводит ретроспективную оценку состояния газового сектора Израиля, акцентировав внимание на перспективных шельфовых месторождениях, расположенных в акватории Средиземного моря.

В заключительной части статьи подробно оцениваются различные риски, с которыми могут столкнуться иностранные компании, разрабатывающие  газовые месторождения Израиля, его планы присоединиться к крупному газотранспортному проекту «Южный газовый коридор», позиция «Газпрома» относительно разработки израильского шельфа, а также предлагаются важные выводы.

И хотя конфликт вокруг месторождения  «Левиафан» разрешен, потребуется еще не один год для его промышленного освоения.

Проектирование буровой займет не менее года. Кроме того, последует весьма затяжной процесс бюрократической волокиты, связанной с получением пакета различных согласований от экологических, транспортных и других различных инстанций.

Изготовление платформы, транспортировка, сборка на месте, начало бурения, получение первого газа, увеличение скважин, расширение поля бурения едва ли будут осуществлены до 2020 года.

По плану консорциума, первоначально мощность буровой платформы составит порядка 34 млн куб. м газа в сутки, или 12 млрд кубов в год. Затем ее мощности могут быть увеличены до 60 млн куб. м в сутки, или 21,6 млрд куб. м в год.

Однако часть добытого газа будет перепродана израильской IPM Beer Tuvia для строящегося нового объекта электроэнергетики. В течение 18 лет ей планируют поставить до 13,4 млрд куб. м сырья.

Примечательно, что консорциум уже начал заключать контракты на поставку газа с «Левиафана», не дожидаясь достижения окончательных договоренностей с правительством.

Первый договор был подписан еще в конце января с.г. Согласно договору, израильская компания Edeltech будет закупать 6 млрд куб. м газа в год для своих электростанций, которые компания построит вместе с турецким партнером Zorlu в городах Ашдод и Мишор Ротем.

Следует отметить, что в феврале с.г.  консорциум представил  пересмотренный план развития месторождения, согласно которому его производительность серьезно повысится.

Согласно предварительной оценке, стоимость первого этапа развития «Левиафана» составит не более 6 млрд долларов, что на 1 млрд долларов дешевле, чем в более раннем плане.

Заключительное инвестиционное решение по проекту ожидается в четвертом квартале 2016 года, а поставки газа – в конце 2019 года.

По мнению министра национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля Ю.Штайница, пересмотренный план развития «Левиафана»  «очень амбициозный», так как в нем значительно сокращены сроки выхода на полномасштабное производство.

По поводу возможной конкуренции с египетским газовым месторождением «Зухр», существенно превосходящим «Левиафан» по запасам, министр заметил, что не видит здесь большой проблемы.

«Это очень нужное открытие для Египта, но оно недостаточно даже для покрытия внутренних потребностей страны. Так что перспектива экспорта израильского газа в Египет, а также сжижения на его заводах для последующей отправки в Европу остается актуальной. Поэтому неважно, когда начнется производство газа на «Зухре», в 2017 или 2018 году, на развитие «Левиафана» это не повлияет», – уверен Ю.Штайниц.

Он также отметил, что эти открытия не станут причиной ожесточенной конкуренции между Израилем, Египтом и Кипром, поскольку всем трем странам хватит места на европейском газовом рынке.

По мнению автора, израильский министр весьма недооценивает значимость «Зухра» для Египта. С помощью сырья, добытого из этого месторождения, можно полностью удовлетворить потребности египетского рынка в природном газе  в течение нескольких десятилетий.

Для Египта открытое месторождение стало «подарком свыше», так как так как североафриканское государство оказалось на грани полного истощения запасов «голубого топлива», потребление которого на внутреннем рынке в последние годы увеличивается высокими темпами.

По прогнозам, при сохранении отмеченного роста на 6,5% в год, к 2027 году собственные запасы газа в Египте полностью закончились бы. Пока же Египет почти полностью покрывает потребление углеводородов собственным производством.

Европа хотела бы получать египетский газ, чтобы снизить зависимость от «Газпрома», но пока эти ожидания далеки от реальности.

С открытием нового месторождения Египту не грозит риск тотального дефицита газа, но для сбыта в Европу нужна соответствующая экспортная инфраструктура, которой у Египта нет.

Следовательно, нужно строить заводы по производству сжиженного природного газа.

Необходимо также учитывать, что к тому моменту, когда будет введено в эксплуатацию месторождение «Зухр», потребление «голубого топлива» в Египте увеличится еще значительнее, и использовать собственное сырье окажется дешевле, нежели покупать его в Израиле.

Что касается возможных поставок египетского газа по трубе, то строительство газопровода по дну Средиземного моря, несомненно, возможно, но здесь, как и при сооружении мощностей по сжижению газа, остро встанет вопрос с финансированием проекта.

У самого Египта средств на эти цели нет, а Европа вряд ли пойдет на столь масштабное вложение финансовых ресурсов по нескольким причинам.

Во-первых, Египет не входит в число крупнейших стран по запасам газа, поэтому вкладываться в инфраструктуру, которая при активных поставках будет работать достаточно короткий промежуток времени, вряд ли является эффективным вложением средств.

Во-вторых, сегодня даже в Европейском союзе разведанные запасы газа примерно в два раза больше, чем запасы месторождения «Зухр». Так что Россия, как один из ключевых поставщиков газа в европейские страны, вряд ли почувствует какую-либо конкуренцию со стороны Египта.

В-третьих, пока до конца не устранена угроза нападения на добычные объекты, в том числе со стороны боевиков запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство», активно инвестировать в подобные проекты никто не станет.

По всей видимости, экспорт добытого сырья с месторождения «Зухр», ляжет на плечи региональных партнеров Египта, для которых эта страна может стать перспективным рынком. Однако это, вероятно, произойдет в слишком отдаленной перспективе.

Чтобы ввести в строй новое месторождение может понадобиться до 7 лет (не исключено, что больше). Поэтому в этот промежуток времени особой активности со стороны ближневосточных государств ожидать не приходится.

Если вынести за скобки потенциальные запасы газа в израильских месторождениях, то, по оценке компании British Petroleum, доказанные запасы природного газа в Израиле составляют 200 млрд куб. м, что более чем в 5 раз меньше потенциальных запасов.

Следует отметить, что поставить на баланс новые подтвержденные объемы сырья газодобывающим предприятиям будет отнюдь не просто.

Здесь следует учитывать технологические особенности добычи на шельфе.

По статистике, глубина моря в районах предполагаемой добычи на израильских месторождениях составляет до 2 км, а сами скважины приходится бурить на расстоянии 5–6 км ниже уровня моря, что весьма затратное дело в нынешних реалиях неблагоприятной ценовой конъюнктуры на нефтяном и газовых рынках.

К тому же дополнительные расходы будут необходимы для защиты газовых промыслов.

В мае с.г. поступила информация о том, что Армия обороны Израиля провела успешные испытания корабельной версии противоракетного комплекса «Железный купол». Этот комплекс израильская армия будет использовать для защиты газодобывающих платформ на средиземноморском шельфе от ракет малой дальности.

Стоит особо подчеркнуть, что «Железный купол» уже доказал свою эффективность в ходе операций против ХАМАСа в секторе Газа в 2012 и 2014 годах. Причем во время последнего по времени обострения конфликта палестинские боевики пытались обстрелять ракетами газовые платформы, но ни один из их снарядов не попал в цель.

Тем не менее израильское руководство отметило возникновение новой угрозы и начало разрабатывать средства борьбы с ней. В результате был разработан корабельный вариант «Железного купола». Основной проблемой, которую пришлось решать израильским конструкторам – это адаптация наземной ракетной установки к сложным условиям функционирования при волнении на море.

Напомним, что в феврале с.г. прошли первые испытания модернизированного «Железного купола». Противоракетная пусковая установка была установлена на военном корабле ВМФ Израиля, который занял позицию в 30 км от побережья.

С берега были запущены 3 ракеты по целям, располагавшимся за 40 км в море. Комплекс зафиксировал старт ракет, смоделировал их траекторию и перехватил задолго до подлета к целям. Военные эксперты подтвердили 100-процентную эффективность «Железного купола»

По информации израильской печати, в конце 2016 года будет испытана новая ракета-перехватчик Barakе 8, которую и будут использовать на «Железном куполе».

Эта ракета способна перехватывать такие сверхзвуковые крылатые ракеты, как российский «Яхонт». Именно их израильские спецслужбы рассматривают в качестве главной угрозы платформам на газовых месторождениях «Тамар» и «Левиафан», поскольку недружественные арабские режимы, окружающие Израиль, имеют возможность закупить такое вооружение.

Говоря о возможном экспорте израильского газа в Европу, следует отметить проблему транспортировки сырья потребителям.

Один из вероятных вариантов по доставке «голубого топлива» – транспортировка через территорию Турцию, которая заинтересована не только в покупке израильского газа для внутренних нужд, но и не прочь сосредоточить на своей территории газовые потоки из Азербайджана (проект TANAP), Ирана, России («Турецкий поток»), Израиля.

Статус газового хаба позволит Анкаре иметь крупный козырь в переговорах с Брюсселем, оказывая на него давление в переговорном процессе о вступлении в Европейский союз.

Если планируемые газотранспортные проекты через турецкую территорию будут запущены, то суммарные объемы прокачки превысят 100 млрд куб. м «голубого топлива» из разных государств.

Это полностью вписывается в давнюю стратегию правящей Партии справедливости и развития, стремящейся сделать страну ключевым транзитным государством.

К тому же Турция получит дополнительный доход в виде платы за транзит сырья и возможность приобретать импортное топливо по весьма комфортной цене.

Первоначально, Израиль рассматривал другие варианты строительства трубопровода, но пока перевес оказался на стороне Турции.

Справедливости ради стоит напомнить, что о своих планах поставлять газ в Европу Израиль заявляет уже несколько лет, уверяя, при этом, что разногласия с Турцией этому не помеха.

Минувшей весной такие разговоры участились на фоне политических разногласий Москвы и Анкары, повлекших снижение объема закупок российского газа (в первом квартале 2016 года Россия экспортировала в Турцию 6,35 млрд куб. м против 7,5 млрд в первом квартале 2015 года).

Однако даже наметившаяся нормализация отношений России и Турции (после того, как турецкий лидер направил российскому президенту письмо с официальными извинениями за инцидент со сбитым Су-24 и соболезнованиями по поводу гибели летчика) не ставит крест на перспективах турецко-израильского газового диалога.

Тем не менее учитывая прежний опыт, стоит особо подчеркнуть, что режим Р.Т.Эрдогана является далеко не самым надежным партнером как для Израиля, так и для России.

Как представляется, в случае успеха попытки военного переворота, которая недавно имела место в Турции, перспективы поставок газа с месторождения «Левиафан» были бы куда менее туманными. Если бы к власти в стране пришел светский режим, то турецко-израильское энергетическое сотрудничество получило бы неплохие шансы перейти от декларативного к реальному.

Напомним, что на протяжении 1990-х и начала 2000-х годов плотное военное сотрудничество и установление между двумя  странами отношений уровня стратегического партнерства сблизили Израиль и Турцию. На тот момент турецкие власти были представлены не исламистами, а светскими националистами, разделявшими политические взгляды К.Ататюрка.

Победа на парламентских выборах 2002 года Партии справедливости и развития, основанной нынешним президентом Турции, стала началом постепенного разрыва израильско-турецкого стратегического союза. Содержание политической идеологии «неооттоманизма» («неоосманизма»), которую стала «проповедовать» партия Р.Т.Эрдогана, заключалось прежде всего в повышение авторитета Турции в арабо-мусульманском мире. При этом тесные связи с Израилем со временем необходимо было оборвать, что и произошло в 2010 году. Поводом стал известный инцидент с «Флотилией свободы».

Любопытно, что попытка свергнуть президента Турции Р.Т.Эрдогана произошла менее чем через месяц после того, как премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху заявил о важности потепления отношений с Турцией, включая сотрудничество двух стран в газовый вопросах.

«Газ имеет большее значение, он способен укрепить экономику страны и государственную казну. 60% с каждого шекеля, добываемого в море, поступает в казну. Это огромные суммы, но необходимы рынки сбыта. «Левиафан» может поставлять газ на египетский рынок, и мы будем действовать в этом направлении, но «Левиафан» может поставлять газ и на турецкий рынок, а также обеспечить поставки через Турцию в Европу. Это стратегически важное для Израиля направление», – в конце июня с.г. отметил Б.Нетаньяху.

Невзирая на высокие политические и военные риски, серьезно понижающие инвестиционный климат турецкого рынка, и ставящие не многоточие, а большой и жирный знак вопроса по поводу успешности каких-либо серьезных сделок с Анкарой, консорциум по эксплуатации «Левиафана» сохраняет спокойствие.

«Какая разница, кто у власти: Эрдоган или другой человек? Из-за смены правителя государству больше не потребуется газ для электростанций? По трубопроводу от «Левиафана» на север можно поставлять 10 млрд куб. м газа в год, тогда как ежегодная потребность Турции к середине следующего десятилетия составит 100 млрд куб. м. Мы беседовали с некоторыми клиентами в Турции. Они были очень спокойны. В общем, все уже закончилось», – утверждают представители консорциума.

Похоже, участники консорциума никак не могут снять «розовые очки», которые они надели пару месяцев назад после завершения многолетнего юридического спора с некоторыми израильскими государственными структурами.

Удачно окончившийся переворот в Турции лишь укрепил бы прежние договоренности с Израилем. Пришедший на смену Р.Т.Эрдогану режим вряд ли бы понизил спрос на энергоносители и не стал бы откладывать в долгий ящик заключение контракта на строительство магистрали для экспорта израильского сырья европейским клиентам.

При таком сценарии начало промышленной эксплуатации месторождения «Левиафан» могло бы начаться без дальнейших отлагательств.

Если же допустить иной сценарий – добычу на месторождении все-таки запустят вовремя, а с сооружением экспортной трубы по-прежнему сохранится неопределенность – Израиль будет вынужден добывать сырье лишь для внутренних потребителей.

Стоит особо подчеркнуть, что осуществление этой схемы потребует законодательных поправок, проведения строительных тендеров и строительства 3–4 электростанций в течение 10 лет.

Примечательно, что нестабильная обстановка в Турции и возросшие риски не остудили пыл Израиля, который всерьез рассчитывает на солидные бюджетные поступления в виде платы за аренду недр и налоговых сборов, которые государство планирует получить от компаний в ходе реализации совместного газотранспортного проекта с турецкой стороной.

По информации управляющей Центрального банка Израиля К.Флуг, налоги на продажу газа составят 47–54%, тогда как Б.Нетаньяху утверждает, что 60%. В свою очередь, консорциум предпочитает называть сумму, а не процент. По его оценкам, речь идет более чем о 250 млн долларов в год.

Несмотря на то, что турецкий президент сохранил власть, его надежность как потенциального бизнес-партнера совершенно справедливо оспаривается в экспертных кругах.

Например, по мнению председателя совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» И.А.Андриевского, исламист Р.Т.Эрдоган не самый желанный партнер для Израиля. Поэтому у такого транзитного газотранспортного проекта  очень высокие политические риски, что негативно влияет на его инвестиционную привлекательность.

«Политические риски создает не только Турция, – справедливо продолжает  И.А.Андриевский. – Газопровод можно построить либо по дну Средиземного моря, либо по суше. В любом случае придется столкнуться либо с Северным Кипром, либо с Ливаном и Сирией. Ни тот, ни другой вариант не выглядят надежными и несут дополнительные инвестиционные риски».

В такой ситуации привлечь зарубежных инвесторов будет непросто.

Для сравнения: стоимость похожего проекта строительства TANAP (из Азербайджана в Турцию) оценивается в 9,3–11 млрд долларов, TAP (из Турции по европейской части) – в 5,6 млрд евро.

Не стоит забывать, что магистраль в Турцию и далее в Европу – это еще привязка к конкретному рынку сбыта, в первую очередь турецкому и стран Юго-Восточной Европы.

На этот счет у Израиля имеется неплохая альтернатива – возможность наладить экспорт сжиженного природного газа (СПГ).

Этот сценарий представляется более эффективным и экономически выигрышным, поскольку капиталовложения на сооружение специализированных мощностей для производства сжиженного природного газа не превысят объем инвестиции, необходимых для прокладки магистрали.

К тому же вдоль берега Средиземного моря расположены приемные терминалы СПГ, которые попросту простаивают.

Если же Израиль остановится на строительстве трубы, то вряд ли к 2019 году ему удастся начать экспорт на европейский рынок.

Как отмечают российские эксперты, нужно пройти не только через Турцию, но и построить мощности для транспортировки газа внутри Европы, а для этого надо получить одобрение Европейской комиссии, получить определенный статус, как это сделал проект TAP (России такого статуса для OPAL, например, не предоставили).

Напомним, что о проекте TANAP заговорили в 2011 году, до этого обсуждали целесообразность проекта Nabucco (который в итоге так и не был реализован из-за отсутствия ресурсной базы для его наполнения).

Однако в текущем году были приняты принципиальные решения о будущем этого проекта, в частности TAP только недавно получил одобрение европейских регуляторов (исключение из действия норм «Третьего энергетического пакета»). Первые поставки ожидаются не раньше 2019 года.

Другими словами, с момента разговоров до реальных поставок может пройти минимум 8 лет. По сути, проект израильского трубопровода через Турцию в Европу находится сейчас на стадии азербайджанского проекта 2011 года.

 

Для справки: проект строительства «Южного газового коридора», который включает в себя трубопроводы TANAP и TAP, предназначен для транспортировки азербайджанского «голубого топлива» (ресурсная база – месторождение «Шах-Дениз» с запасами около 1,2 трлн куб. м газа) в Турцию и далее в Южную Европу.

По трубопроводу TANAP протяженностью 1,85 тыс. км планируется поставлять 6 млрд куб. м газа в год для внутреннего рынка к 2018 году и 10 млрд куб. м газа в год для поставок в европейские страны через Турцию к началу 2020 года. Стоимость проекта оценивается в 9,3–11  млрд долларов.

Трубопровод TAP протяженностью 882 км и начальной пропускной способностью 10 млрд куб. м в год должен принимать газ с месторождения «Шах-Дениз–2» у магистрали TANAP на границе Греции и Турции.

Газопровод должен пересечь Балканы, Адриатическое море и на юге Италии войти в газотранспортную сеть Snam. Стоимость проекта оценивается в 5,6 млрд евро.

Соглашение о строительстве ТАР было подписано Грецией, Албанией и Италией в Афинах в 2013 году. Еврокомиссия одобрила этот договор, отметив, что оно полностью соответствует нормам ЕС и содействует диверсификации поставок газа в Европе.

 

«Израиль в ближайшие годы начнет добывать газ и, соответственно, будет рассмотрен вопрос о присоединении страны к проекту «Южного газового коридора», в частности к проекту TANAP», – в марте с.г. заявил посол Израиля в Азербайджане Д.Став.

Такое заявление израильского дипломата, само собой, связано с подготовкой страны к долгожданному началу эксплуатации «Левиафана».

Посол подчеркнул важность этой транспортной системы и отметил, что в его стране «с большим интересом следят за процессом развития проекта», поскольку он не только регионального масштаба – он также имеет глобальное значение.

Возвращаясь к перспективам строительства магистрали для поставок израильского сырья через турецкую территорию в Европу, стоит привести экспертную оценку стоимости этого проекта, обсуждаемого Израилем и Турцией.

«Стоимость энергоносителей находится на минимумах, а Израиль добывает газ на шельфе. Шельфовые месторождения одни из самых дорогих в добыче, к тому же энергоресурсы находятся еще и на большой глубине относительно дна моря, что еще больше повышает себестоимость. В текущих ценах на газ – плюс инфраструктурные расходы, плюс инвестиционные риски, плюс транзитные издержки – проект Израиля по доставке газа в Европу выглядит очень рискованным», – считает И.А.Андриевский.

Однако, как считают некоторые эксперты, если США окажут соглашению Израиля с Турцией весомую поддержку, то это «лобби» сможет обезопасить экспорт израильского «голубого топлива» от каких бы то ни было форс-мажорных обстоятельств, включая смену руководства в одной из стран.

 

***

Проведенный анализ позволяет убедиться в том, что, несмотря на «пламенную» риторику израильских официальных лиц, в ближайшей перспективе газ из шельфовых месторождений Израиля в Средиземном море не понизит конкурентоспособность российского сырья в Европе.

Однако расслабляться «Газпрому» не стоит, поскольку в среднесрочной перспективе (в течение 5–7 лет) магистральный или сжиженный природный газ израильских месторождений в Средиземном море, вполне может оказаться на европейском рынке.

Примечательно, что несколько лет назад российская компания вела активные переговоры о приобретении до 30% в проекте у консорциума компаний (созданного для реализации проекта «Левиафан») в составе Noble Energy, израильских Delek Drilling, Avner Oil & Gas и Ratio.

Претендовали на долю также и крупные западные компании, включая Total, ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron, Woodside Petroleum. Однако в итоге к какому-либо соглашению стороны не пришли.

«Газпром» даже был готов выплатить более высокую сумму за долю, чем конкуренты, но у консорциума проекта возникло недопонимание: израильтяне больше склонялись отдать предпочтение «Газпрому», тогда как Noble Energy настаивала на том, что предпочтительнее работать с каким-то западным партнером.

В мае с.г. поступила информация, что «Газпром» больше не интересуется вопросами, связанными с участием в любых израильских проектах, включая разработку месторождения «Левиафан» на морском шельфе Израиля.

В свете текущей обстановки на нефтяном и газовых рынках, а также с учетом высоких политических, военных, производственных и правовых рисков, с которыми неминуемо столкнется инвестор во время ведения бизнеса на израильской территории, решение российской компании выглядит вполне разумным.

52.35MB | MySQL:103 | 0,475sec