Ситуация в Ливане: июль 2016 г.

Ситуация в Ливане в июле 2016 года характеризовалась  относительной стабилизацией.  Противоборствующие политические силы страны осуществляли поиски компромисса по проблеме выхода из президентского кризиса. В стране осуществлялись превентивные меры по обеспечению безопасности в лагерях палестинских беженцев. Определенное оживление наметилось в выработке программы по освоению нефтегазовых месторождений на средиземноморском шельфе Ливана. Вместе с тем на ситуацию в стране негативное влияние оказывал продолжающийся военно-политический конфликт в соседней Сирии.

6 июля ливанские СМИ сообщили о соглашении, достигнутом между Свободным патриотическим движением Мишеля Ауна (официальным председателем партии является министр иностранных дел Джебран Басиль) и движением «Амаль» Набиха Берри относительно разработки оффшорных месторождений. В марте 2010 года геологическая экспертиза, выполненная американскими компаниями, выявила наличие на морском шельфе Восточного Средиземноморья (Ливан, Израиль, Кипр) запасов природного газа в объеме 34,5 трлн куб. м и 1,7 млрд баррелей нефти. Однако после отставки правительства Наджиба Микати в мае 2013 года работы по подготовке к разработке нефтегазовых богатств страны застопорились. В апреле 2014 года в пятый раз было отложено лицензирование участков шельфа, после чего должен был быть устроен тендер между крупными международными нефтегазовыми компаниями. Отсрочка в разработке нефтегазовых месторождений Ливана связывалась экспертами с двумя факторами. Во-первых, с неурегулированностью пограничных споров об установлении морских границ между Ливаном и Израилем. Во-вторых, с соперничеством между различными конфессиональными группами Ливана, соревновавшимися друг с другом в дележе нефтегазового пирога. Посредником в разрешении ливано-израильских споров выступили США. 28-29 мая с.г. в Ливане побывал спецпосланник Госдепартамента США по вопросам энергетики Амос Хохштейн, пытавшийся сгладить ливано-израильские противоречия. Газовое досье Ливана с самого начала вел Джебран Басиль, занимавший в правительстве Н.Микати пост министра энергетики, а в нынешнем правительстве – пост министра иностранных дел. Некоторые ливанские политики обвиняли Д.Басиля в том, что он пытался начать освоение участков с шельфа своего избирательного округа Батрун.

Нынешнее соглашение об урегулировании спорных вопросов в освоении месторождений между СПД и движением «Амаль» состоялось после поездки второго человека в «Амаль» министра финансов Али Хасана Халиля в Москву 4-5 июля с.г., что позволило ливанской газете «Аль-Ахбар» говорить о том, что сделка стала возможной благодаря одобрению правительства России. «Аль-Ахбар» отмечает: «Соглашение с Россией включает в себя приверженность Москвы  к извлечению газа и нефти из трех южных блоков ливанской экономической зоны на границе с Израилем. Москва привержена к разрешению любых кризисов, которые могут быть вызваны (израильским) врагом». Журналисты «Аль-Ахбар» также отмечают, что «США заинтересованы в безопасности сделок для их компаний, участвующих в добыче нефти и газа на северных оффшорных блоках. Исходя из этого, американцы оказали давление на ливанские политические силы с целью реанимировать работу по газовому досье, и оказывают содействие в решении пограничных споров с Израилем».

Различные политические силы Ливана в июле уделяли большое внимание вопросам безопасности. Выступая 29 июля на телеканале «Аль-Манар» лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла обрушился с новыми обвинениями в адрес Саудовской Аравии, обвинив ее в поддержке терроризма и в «имперских амбициях», дестабилизирующих регион. Он обвинил саудитов в  том, что они «отвергают предложения о мире и нормализации отношений». «Тех, кто предлагал Саудовской Аравии мир в Йемене она пытается подчинить, тех, кто предлагает диалог на Бахрейне – уничтожить, в Сирии Эр-Рияд приступает к переговорам с нереальными требованиями». «ДАИШ, «Аль-Каида», «Джабхат ан-нусра» (запрещены в России-авт.) и Саудовская Аравия, все они исповедуют одну и ту же человеконенавистническую ваххабитскую культуру, поэтому попытки примирения в Сирии провалились», — подчеркнул лидер «Хизбаллы». Хасан Насралла добавил:  «Те, кто убили христианского священника во Франции, кто устроил резню в Ницце, в Карраде (Ирак), кто убил палестинского подростка в Сирии, все они напитались ваххабитской идеологией».  Он высказал мнение, что в данных условиях единственной возможностью остается разгром террористов в Сирии и подчеркнул решающее значение битвы за Алеппо. Хасан Насралла призвал руководство Саудовской Аравии не пренебрегать предложениями мира, поступающими со стороны иранцев, иракцев, йеменцев и сирийцев: «Не будьте надменными и не отказывайтесь от диалога. Или вы станете партнерами по улучшению ситуации в регионе или будете разгромлены».

18 июля группа палестинских деятелей провела встречу с министром внутренних дел Ливана Нухадом Машнуком и пообещала ему, что повторение ситуации с Нахр эль-Баридом исключено. Напомним, что Нахр эль-Барид является лагерем палестинских беженцев на севере Ливана, подвергшийся в 2007 году захвату со стороны джихадистов. Ливанской армии пришлось провести военную операцию, чтобы освободить лагерь. Делегация включала в себя Аззама Ахмеда, члена ЦК партии ФАТХ, отвечающего за палестинские лагеря беженцев, посла Палестины в Ливане Ашрафа Даббура и ливанского секретаря ООП Фатхи Абу аль-Ардата. Представители ООП пообещали координировать усилия  с ливанской стороной для того, чтобы сохранить стабильность и безопасность в палестинских лагерях, особенно в лагере Айн аль-Хильве, известном как рассадник экстремизма.

В июле активизировалась деятельность ливанских политиков, направленная на разрешение президентского кризиса. Мишель Аун при этом явно набирал очки в президентской гонке. Наблюдатели в Бейруте отмечают, что он уже фактически привлек на свою сторону большую часть христианской общины, заключив в январе с.г. пакт с лидером «Ливанских сил» Самиром Джаджаа, а также заручился поддержкой влиятельного высшего духовенства маронитской церкви. Одновременно он пользуется поддержкой «Хизбаллы». Для того, чтобы сделать решающий рывок, генералу необходимо уладить свои отношения с суннитской общиной и с ее лидером Саадом Харири, а также с движением «Амаль».  С 6 по 12 июля он провел ряд встреч, включая посещение спикера ливанского парламента Набиха Берри и муфтия Ливана Абдель Латифа Дерьяна. М.Аун также провел телефонный разговор с послом КСА в Ливане Аввадом аль-Асири, в ходе которого объявил о своем намерении посетить Эр-Рияд.

28 июля газета «Ас-Сафир» опубликовала информацию о том, что в ближайшие недели лидер движения «Мустакбаль» Саад Харири объявит о своей поддержке М.Ауна в качестве будущего президента страны. По сведениям «Ас-Сафир» урегулирование президентского кризиса будет включать в себя сделку, при которой Мишель Аун становится главой государства, а Саад Харири – премьер-министром. Примечательно, что лидер ПСП Валид Джумблат, которого в Ливане называют «делателем королей», заявил на встрече с Самиром Джаджаа, что если последний хочет обеспечить прохождение в президенты страны Мишеля Ауна, ему надо урегулировать этот вопрос с Саадом Харири, «Хизбаллой» и Набихом Берри.

11-12 июля с.г. Ливан с официальным визитом посетил министр иностранных дел Франции Жан Марк Эйро. Глава французской дипломатии провел встречи с премьер-министром Ливана Таммамом Саламом, министром иностранных дел Джебраном Басилем, лидером СПД Мишелем Ауном, лидером «Ливанских сил» Самиром Джаджаа, патриархом маронитской церкви Бешарой ар-Раи, лидером движения «Мустакбаль» Саадом Харири, лидером ПСП Валидом Джумблатом и руководителем парламентской фракции «Хизбаллы» Мухаммедом Раадом. Мининдел Франции подчеркнул важность скорейшего избрания президента в Ливане и объявил о том, что Париж находится в постоянном взаимодействии с Саудовской Аравией и Ираном по ливанскому досье. Министр иностранных дел Франции также посетил офицеров французской части Контингента ООН по поддержанию мира в Ливане (UNIFIL).

15 июля новый посол США в Ливане Элизабет Ричард вручила верительные грамоты министру иностранных дел Ливана Джебрану Басилю. Элизабет Ричард окончила Национальный военный колледж в Вашингтоне и Колледж обороны НАТО в Риме, что заставляет предполагать о ее тесных связях с Пентагоном и американской военной разведкой. Занимала различные дипломатические посты в «горячих точках» — Афганистане, Пакистане, Йемене. Это назначение подтверждает важность Ливана для американской политики на Ближнем Востоке и их заинтересованность в безопасности этого государства.

62.89MB | MySQL:102 | 0,572sec