Ситуация в Турции: август 2016 г.

Российско-турецкие отношения стали в августе приоритетной темой, которая активно обсуждалась и анализировалась политологами, политическими и государственными деятелями разных стран не только с точки зрения двусторонних связей, но и в плане их значимости для региональной и глобальной безопасности, а также дальнейшего развития очень сложной внутриполитической ситуации в самой Турции.

Президенты России и Турции В.В.Путин и Р.Т.Эрдоган провели 9 августа в Санкт-Петербурге обстоятельные переговоры — первые с тех пор, как отношения между двумя странами оказались в замороженном состоянии после атаки турецких ВВС на Су-24 ВКС РФ. Главы двух государств, лишь упомянув об инциденте в открытой части переговоров, сконцентрировались на работе по восстановлению двусторонних связей, уровень и объем которых за восемь месяцев кризиса существенно снизился.

Итогами работы лидеры остались довольны. В.Путин назвал встречу конструктивной, предметной. «Эта встреча имеет очень важное значение для дальнейшей судьбы отношений России и Турции», — сказал он. Президент РФ поблагодарил Р.Эрдогана за откровенный разговор и подчеркнул, что у РФ и Турции есть все возможности для восстановления нормальных, полноформатных отношений. «Россия готова к такой работе», — заверил он.

В.Путин сообщил, что стороны подготовят план восстановления торгово-экономического и научно-технического взаимодействия. «Мы приняли решение подготовить среднесрочную программу торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества на 2016-2019 годы. Я очень рассчитываю, что эта программа будет принята в самое ближайшее время», — сказал президент РФ. «По тем направлениям, которые не требуют долгого согласования между ведомствами, мы возобновим работу в ближайшие недели», — заявил он. «Что касается восстановления отношений в полном объеме: хотим мы того, или не хотим? Да, хотим и будем это делать», — подчеркнул глава государства.

Р.Эрдоган вспомнил о своей давнишней мечте и заявил со своей стороны, что Турция намерена достичь товарооборота с Россией в 100 млрд долларов ежегодно. «У нас была цель — достичь торгового оборота в 100 млрд долларов. Мы будем стремиться к тому, чтобы ее достичь», — сказал он.

В.Путин также сообщил о планируемых дальнейших контактах. «Мы договорились с господином президентом планомерно возобновлять работу основных механизмов взаимодействия», — сказал он, напомнив, что на осень текущего года намечена встреча двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Кроме того, профильным ведомствам РФ и Турции дано поручение провести в первой половине 2017 года встречу совместной группы стратегического планирования, сказал глава российского государства. Лидерами двух стран принято решение о возобновлении работы Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ).

В.Путин сообщил, что в ходе переговоров затрагивался вопрос об отмене ограничений на привлечение турецких граждан и компаний для реализации строительных подрядов. «Мы над этим работаем, решим это в ближайшее время», — пообещал он. Российский лидер также назвал вопросом времени возвращение объема российского турпотока в Турцию на докризисный уровень, напомнив, что в конце июня в РФ уже был отменен запрет на продажу путевок в эту страну. «Главное здесь — обеспечение турецкой стороной условий максимальной безопасности российских граждан, и такие гарантии мы от наших партнеров получили», — сказал президент РФ. «В этой связи мы рассмотрели возможность возобновления чартерного авиасообщения, это, пожалуй, тоже дело техники и ближайшего времени», — отметил президент РФ.

Что касается судьбы энергетических проектов, которые совместно реализовывают Россия и Турция, то по итогам переговоров стало понятно, что реализация проекта «Турецкий поток» в части поставок газа в Турцию не подлежит сомнению. «Мы изначально рассматривали «Турецкий поток» даже не как альтернативу «Южному потоку», а как возможность расширения нашего сотрудничества в газовой сфере и с Турцией, и с Европой», — пояснил российский президент. «Одна часть «Турецкого потока» предусматривалась исключительно для внутренних потребителей Турции в связи с ростом турецкой экономики. И эта часть вообще не подлежит никакому сомнению, ее реализация может начаться в самое ближайшее время», — констатировал В.Путин.

По словам президента, вторая часть проекта «Турецкий поток», связанная с поставкой газа в Европу, зависит, помимо Турции, от третьей стороны. Этот вопрос необходимо прорабатывать с Еврокомиссией. В.Путин подчеркнул, что Россия совместно с турецкими партнерами готова к такой работе. Р.Эрдоган заверил российского коллегу в том, что Турция обеспечит поставки российского газа в Европу. «Вместе с нашими заинтересованными министерствами и ведомствами мы предпримем необходимые шаги, чтобы обеспечить поставки российского газа в Европу по газопроводу «Турецкий поток»», — подчеркнул он. «Мы намерены реализовывать этот проект по двум направлениям, одно из которых предусматривает поставки российского газа в Европу, и придание ускорения этому проекту — одна из наших сегодняшних задач», — заключил он.

При этом и Москве, и Анкаре необходимо учитывать тот факт, что глубоководными технологиями укладки труб на морское дно владеют только четыре страны. Если каждая из них откажется от участия в проекте «Турецкий поток», то его реализация будет существенно затруднена. Страна, которая более всего не заинтересована в возобновлении проекта строительства трансчерноморского газопровода — Украина. Строительство «Турецкого потока» несет для Украины реальный риск существенного сокращения транзита российского газа через ее территорию. А если будут запущены даже одна ветка «Турецкого потока» и «Северный поток-2», то украинский транзит полностью потеряет свою значимость. За прошлый год через украинскую территорию было транспортировано 67,2 млрд куб. м российского газа (на 8% больше, чем в 2014 году), из которых 64,3 млрд куб. м предназначались для государств Европейского союза и еще 2,9 млрд куб. м — для Молдавии.

Этот транзит — существенное пополнение валютой опустевшей украинской казны. Угроза потери такого источника валютных поступлений вынуждает Киев идти на любые ухищрения с целью не позволить России диверсифицировать маршруты поставок своего газа европейским клиентам, потребность которых в российском топливе будет с каждым годом возрастать. По прогнозам, к 2030 году потребность Европы в природном газе возрастет примерно на 150 млрд куб. м.

Что касается другого проекта — АЭС «Аккую», то Р.Эрдоган сообщил, что Турция намерена предоставить ему статус «стратегической инвестиции», причем это произойдет «как можно скорее». «Таким образом «Аккую» займет место в ряду других подобных в нашей стране проектов и будет пользоваться всеми необходимыми льготами, которые предоставляет этот статус», — добавил он. Необходимо отметить, что это очень важный для России вопрос, рассматривать который в позитивном плане Анкара долгое время отказывалась. Это дает возможность российской стороны уменьшить свои расходы при реализации проекта.

Хочется надеяться, что слова турецкого президента «как можно скорее» будут реализованы в конкретное решение правительства и парламента в самое ближайшее время. Именно этот шаг будет свидетельствовать о готовности турецкой стороны к конкретным шагам, направленным на возвращение отношений с Россией на прежний уровень.  И в Анкаре, и в Москве это понимают, как и то, что турецкая сторона попытается увязать его со своими встречными предложениями о снижении цены на поставляемый в Турцию российский газ.

За скобками пресс-конференции, которую провели В.Путин и Р.Эрдоган, осталась тема Сирии. Лидеры обсудили этот вопрос после общения с журналистами. Российский президент признал, что взгляды у Москвы и Анкары не всегда совпадали в этом вопросе. Он высказал надежду на то, что сближение позиций «тоже возможно, хотя бы потому, что у нас есть общая цель урегулирования сирийского кризиса». «Основываясь на этом общем подходе, мы и будем искать приемлемое общее решение», — заключил он. Президент РФ также подтвердил позицию России по урегулированию. «Мы исходим из того, что демократические преобразования могут быть достигнуты только демократическими средствами», — сказал В.Путин.

Примечательно, что оба президента в рамках своих последующих высказываний и переговоров вновь подтвердили свое стремление в максимально короткие сроки нормализовать двусторонние отношения. Так, президент Р.Эрдоган в эфире немецкого телеканала RTL, комментируя прошедшую 9 августа в Санкт-Петербурге встречу с российским президентом, заявил, что «Турция хочет с воодушевлением начать новую фазу в отношениях с Россией в военной, политической, экономической, культурной сферах, в области туризма, а также по другим различным направлениям».

В свою очередь, президент В.Путин также констатировал, что Россия искренне настроена на восстановление и развитие двусторонних связей с Турцией. «Мы искренне стремимся к восстановлению полноформатных отношений с дружественной нам Турцией — со страной, с которой у нас на протяжении многих предыдущих лет складывались и сложились уникальные отношения сотрудничества и взаимодействия. Визит президента Турции Р.Эрдогана в Россию подтвердил наш обоюдный настрой на полноценную работу не только по восстановлению, но и развитию наших двусторонних связей», — сказал он на встрече с президентом Казахстана Н.Назарбаевым.

Президент РФ поблагодарил Н.Назарбаева за его посредничество в восстановлении этих отношений и отметил, что эта миссия казахстанского президента увенчалась успехом. Президент Казахстана заявил, что рад такому результату. Он заметил, что отношения Москвы и Анкары влияли и на ситуацию в Казахстане. «Мы четко придерживались позиций России в этом конфликте», — отметил он. «Если была какая-то моя помощь в этом, я считаю, что это хорошо», — добавил Н.Назарбаев.

Казахстан приветствует улучшение отношений между Россией и Турцией, сообщил министр иностранных дел республики Е.Идрисов. «Потепление и улучшение отношений между Россией и Турцией наблюдается с момента направления письма Р.Эрдогана В.Путину. У них состоялся телефонный разговор, встречались министры иностранных дел двух стран, поэтому встреча в Санкт-Петербурге — это развитие в очень хорошем направлении, мы приветствуем такое развитие событий. Для Казахстана Россия и Турция являются важными, близкими, стратегическими партнерами, мы воодушевлены улучшением отношений между Россией и Турцией», — заявил Е.Идрисов на встрече с журналистами. Министр отметил, что комментировать вопрос об участии казахстанских дипломатов в подготовке письма с извинениями Р.Эрдогана не позволяют дипломатические правила

Сирийская оппозиция также отреагировала на процесс урегулирования российско-турецких отношений. Высший комитет по переговорам оппозиции Сирии приветствует сближение России и Турции, считает, что это может способствовать сирийскому урегулированию, заявила представитель комитета Басма Кодмани. «Любое сближение между крупными державами является улучшением. Турция может быть верным помощником сирийскому народу. Я думаю, турки это понимают. Координация с Турцией является положительным фактором, включая и улучшение отношений с Москвой», — сказала Б.Кодмани. По ее словам, у Турции возрастают возможности для внесения своего вклада в прекращение сирийского конфликта в связи с нормализацией отношений с Россией.

О стремлении Анкары начать с нового листа отношения с Москвой говорит и тот факт, что в российскую столицу назначен новый посол.  О том, что на место Умита Ярдыма, с 1 октября 2014 года занимавшего пост посла Турции в Российской Федерации, был назначен Хюсейн Дириоз стало известно еще в июне. Однако только во второй половине августа эта информация подтвердилась официально. Турецкий дипломат Хюсейн Дириоз родился в Стамбуле в 1956 году. Окончил Американский колледж Тарсус и факультет политических наук Университета Анкары. Позже получил степень магистра в области международных отношений в университете штата Вирджиния.  В 1978 году Х.Дириоз начал свою карьеру в Министерстве иностранных дел, работал в отделах международных и многосторонних политических вопросов.

В 1982 году занимал пост первого секретаря в посольстве в Кабуле, в 1984 году был назначен первым секретарем представительства Турции в Совете Европы. В 1987-88 годах прошел стажировку в Колледже обороны НАТО в Риме, с 1988 по 1989 год работал в отделе НАТО по военным вопросам. В 1993-96 годах продолжил свою карьеру в международном секретариате НАТО. В 1996 году занимал должность специального советника в посольстве, в 1997 стал руководителем отдела НАТО.

В 1998 году был назначен советником посольства в Вашингтоне, а в 2000 году перешел в информационный отдел Министерства иностранных дел в качестве пресс-секретаря и проработал на этой должности 4 года. С 2004 по 2008 год занимал должность посла Турецкой Республики в Иордании. В 2008 году посол Х.Дириоз исполнял свои обязанности в департаменте Ближнего Востока МИДа, а с 2009 года работал главным советником по международным делам в администрации президента Абдуллаха Гюля.

Ряд западных политологов полагают, что неприязнь к Западу — основа сближения между Россией и Турцией. Главная, по их мнению, цель Москвы — пересмотреть неоднозначную и давно переживающую кризис систему коалиций в регионе. Анкара же стремится выйти из жесткой изоляции, в которой оказалась из-за действий правительства в связи с неудавшейся попыткой переворота, за которые ее прямо осудили ЕС и США, а также найти как можно больше союзников в регионе, где на фоне разрушаемой Сирии набирает обороты шиитский Иран. Совпадение «некоторых интересов» в сложившейся международной ситуации могло бы привести к небывалому союзу, который сложно было представить после инцидента со сбитым турецкой стороной в ноябре прошлого года российским бомбардировщиком и наложенных Москвой санкций, — полагают они, забывая и о реальных взаимных экономических интересах сторон. А.они являются немаловажной составляющей этого российско-турецкого сближения.

«На переговорах с моим другом Владимиром будет открыта новая страница в двусторонних отношениях, нашим странам предстоит многое сделать вместе. Без участия России невозможно найти решения сирийской проблемы», — констатирует президент Турции. Что касается Европейского союза, то Р.Эрдоган настаивает: «Они 53 года морочат нам голову и продолжают это делать до сих пор».

Говоря о новой системе коалиций в регионе, многие политологи указывают на треугольник Россия-Турция-Иран. При этом, они обращают особое внимание на тот факт, что за сутки до российско-турецкого саммита в Санкт-Петербурге состоялась встреча президентов России, Ирана и Азербайджана в Баку. Приход к власти в Иране президента Х.Роухани ослабил напряжение между странами, что имело дипломатические последствия, которые могут послужить основой для новой фазы турецко-персидских отношений.

«Мы с господином В.Путиным хотим помочь господину Р.Эрдогану создать хорошие условия в стране и найти верное решение проблем», — утверждает замминистра иностранных дел Ирана Ибрагим Рахимпур в одном из интервью. «Это касается региональных вопросов, Ирака, Сирии. Думаю, как В.Путин, так и Х.Роухани готовы оказать Р.Эрдогану поддержку. Эту поддержку не смогут гарантировать ни арабские, ни западные страны. Наш регион нуждается в хороших взаимоотношениях между Россией, Ираном и Турцией», — заключает он.

Это позволяет сделать вывод, что тройка Москва-Тегеран-Анкара, несмотря на существующие противоречия между суннитской Турцией и шиитским соперником Ираном (они и здесь, как правило, уходят на второй план при возникновении реальной взаимной экономической заинтересованности), может сообща успешно решать региональные проблемы. Судя по реальному развитию событий, этого не смогли просчитать ни в Вашингтоне, ни в ЕС, когда год назад было подписано соглашение по ядерной программе Ирана, с Тегерана были сняты санкции, и большое шиитское государство вновь вернулось в систему международных отношений. С другой стороны, в соответствии с соглашением США не стали возобновлять отношения с Саудовской Аравией, кровным врагом Ирана, на что надеялись некоторые наблюдатели. Саудовские партнеры американцев продолжают противостояние с Ираном в Йемене и косвенно (при помощи ваххабитских религиозных деятелей и благотворительности) финансируют исламистских фанатиков по всему миру.

Российско-турецкий саммит, что удивительно, стал причиной серьезных опасений в отдельных странах НАТО и ЕС. Так, министр иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерс предложил обсудить на уровне Евросоюза и НАТО ситуацию со сближением России и Турции. «Столько опасений возникло относительно отношений между Турцией и Россией, что нужно провести обсуждение по этому вопросу на уровне ЕС и НАТО», — сказал Д.Рейндерс в эфире радиостанции Radio 1.

Турция не может стать в нынешнем состоянии членом Евросоюза. Об этом заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в эфире немецкого телеканала АРД. «Турция в том состоянии, в каком она сейчас находится, не может стать членом Европейского союза, Прежде всего, это не может произойти, если она сделает то, от чего многие предостерегают, а именно, снова введет смертную казнь», — сказал Ж-К.Юнкер. «Это привело бы к немедленному прекращению переговоров», — предупредил он. Тем не менее, глава ЕК призвал продолжать диалог с Анкарой. Отказ от контактов с правительством Турции стал бы «тяжелой внешнеполитической ошибкой», — предупредил он. «Я не думаю, что сейчас поможет, если мы в одностороннем порядке дадим понять Турции, что переговоры прекращены», — сказал Ж-К.Юнкер, добавив, что не видит готовности всех стран ЕС остановить переговорный процесс с Анкарой.

А пакистанский исследователь Салман Рафи в своей статье отмечает, что, пока между Вашингтоном, ЕС и Анкарой продолжается война слов, американские стратеги пытаются найти новые рычаги давления на Турцию, после того как неудачная попытка государственного переворота положила конец «стратегическому партнерству» между двумя этими государствами. Сегодня Вашингтон, по его мнению, грозится даже выгнать Турцию из НАТО.

Не менее удивительно то, что успокаивать западных союзников стал сам Р.Эрдоган. В интервью телеканалу RTL он заявил, что у Анкары нет проблем с Североатлантическим альянсом. «Однако Турция чувствует себя оставленной на произвол судьбы в свете атак, которые совершаются с территории Сирии», — отметил он. Хочется все-таки заметить, что планировать выход Турции из НАТО и на этом векторе строить некие внешнеполитические шаги конечно же не стоит. Турция была, есть и будет верным союзником в НАТО. Просто для Р.Эрдогана эта встреча с российским президентом – реальный шанс заявить Западу о наличии иных стратегических возможностей, и турецкий лидер как опытный политик использует его умело.  Умеет это делать и турецкая дипломатия.

Не стоит серьезно воспринимать и заявления западных политологов о том, что встреча в Санкт-Петербурге стала очередным признаком серьезного ухудшения отношений Анкары и Вашингтона. Анкара и Вашингтон более не разделяют общие ценности и интересы, и они не смогут найти общий язык. Именно такое мнение высказали в электронной версии газеты «Уолл-стрит джорнэл» политологи Стивен Кук из вашингтонского Совета по международным отношениям и Майкл Коплоу из Форума израильской политики.

Авторы совместной статьи обращают внимание на то, что и в прошлом между Анкарой и Вашингтоном возникали трения, например, после вторжения Турции на Кипр в 1974 году и оккупации американскими войсками Ирака в 2003 году. «Лидерам США и Турции, однако, удавалось найти общий язык. Но на этот раз все иначе», — считают политологи. Они аргументируют свое мнение тем, что сейчас лидеры двух стран «видятся с глазу на глаз крайне редко». Оба государства расходятся во взглядах по таким вопросам, как Сирия, неотложность отстранения президента Б.Асада от власти, поддержка курдов на севере САР, территориальная целостность Ирака и целесообразность сохранения режима санкций против Ирана.

Кроме этого, по оценке экспертов, наиболее наглядно расхождения проявились на примере военной базы Инджирлик, которая стала форпостом действий антитеррористической коалиции против группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). «Турки вынудили США вести целый год переговоры с целью использовать ее для воздушных ударов по ИГ», — пояснили С.Кук и М.Коплоу. И еще. «Путч вызвал в Турции беспрецедентный гнев на Вашингтон, эта реакция усугубила кризис в двусторонних отношениях», — констатировали авторы статьи.

Можем добавить еще целый ряд конфликтных ситуаций в истории американо-турецких отношений, из которых Анкара и Вашингтон выходили при действительно жизненно важной необходимости такого шага именно для США. Что касается «беспрецедентного гнева», то в разные, совсем недавние периоды, уровень антиамериканизма в Турции зашкаливал и достигал в соответствии с опросами западных исследовательских центров 92%. Однако по итогам очередных переговоров высшие руководители двух стран заявляли о стратегическом партнерстве и отсутствии серьезных проблем в двусторонних отношениях. Арсенал рычагов давления у американцев на Анкару очень обширен и турки о них прекрасно знают.

Их бравые наскоки на нынешнюю администрацию связаны, в первую очередь, с мнением высшего турецкого руководства о том, что Белый дом и его нынешний хозяин – отработанный в политическом и военном плане материал и надо готовить позиции для работы с будущей администрацией. Смеем заверить маститых политологов из «Уолл-стрит джорнэл» в том, что они ошибаются, полагая, что «на этот раз все иначе». И даже действительно сложная проблема с требованием турецкой стороны выдать проповедника Ф.Гюлена, обвиняемого в подготовке попытки государственного переворота 15 июля, будет решена без ощутимых потерь для обеих сторон.

Реальное развитие событий подтвердили эти выводы. 23 августа вице-премьер Нуман Куртулмуш в интервью турецкому телеканалу NTV заявил, что российские войска не могут использовать авиабазу Инджирлик. «Россия не имеет права использовать базу, так как не является членом НАТО», — сказал Н.Куртулмуш. Он также добавил, что полагать, что у Турции сменился курс, «означает не знать Турцию вовсе». «Турция уникальная страна, которая может одновременно иметь отношения как с Западом, так и с Востоком, как с Америкой, так и с Россией», — заявил вице-премьер.

А днем позже 24 августа в Турцию прибыл вице-президент США Джо Байден. Фон визита мрачноватый. Турецкие газеты публикуют материалы о причастности ЦРУ к попытке переворота. Как отмечает в своей статье американский журналист Мартин Бергер, благодаря проведенному турецкими журналистами расследованию маски с «тайных» инспираторов военного путча в Турции сброшены. Как следует из серии журналистских расследований, на фоне заметно ухудшившегося отношения Белого дома лично к Р.Эрдогану, Вашингтон с опорой на Госдепартамент и американские спецслужбы последние месяцы стал активно готовить условия по отстранению турецкого президента от власти. Безусловно, главной причиной ускоренного и, поэтому, не до конца, по их мнению, проработанного ЦРУ сценария военного переворота стало сближение Р.Эрдогана с Россией, в чем в Белом доме увидели серьезную угрозу для доминирования США не только в Турции, но и в последующем во всем ближневосточном регионе.

Как следует из последних журналистских расследований, на проведение военного переворота 15 июля с.г. спецслужбы США потратили миллионы долларов. Главным действующим лицом переворота является бывший командующий Международными силами содействия безопасности (ISAF), выполнявшими под руководством НАТО операции в Афганистане, генерал Джон Ф. Кэмпбелл, обеспечивший организацию беспорядков и инструктаж турецких военных. Именно он, по информации турецкой газеты Yeni Safak Daily, проводил сверхсекретные встречи с военнослужащими на военной базе в Эрзуруме и авиабазе Инджирлик. Ф.Кэмпбелл вел приготовления к военному перевороту в Турции на протяжении восьми с половиной месяцев. Под его управлением изначально находилась специальная диверсионная группа Safari примерно из 80 агентов ЦРУ, которая склоняла военное руководство Турции к проведению путча и отрабатывала детальный план этой операции.

Как следует из журналистского расследования турецких СМИ, непосредственным «куратором произошедших событий на месте» от ЦРУ стал бывший ответственный сотрудник американской разведки — Генри Барки, являющийся сейчас директором Ближневосточной программы в Международном центре Вудро Вильсона. Именно Барки, по полученным журналистами сведениям, 15 и 16 июля в специальном помещении стамбульского отеля Île de Princes проводил секретные встречи с иностранными и турецкими ответственными лицами. Будучи уверенным в положительном исходе организованного ЦРУ военного переворота, он даже заранее попросил у администрации этой гостиницы оказать ему содействие в предоставлении необходимой технической инфраструктуры для его публичного заявления в 16.00 и 18.00 16 июля международным информационным агентствам Си-Эн-Эн и «Голосу Америки» о результатах переворота. А в турецкой провинции Хатай при попытке пересечения границы задержана женщина-агент спецслужб США, сообщила газета Milliyet.

Как стало также известно турецким журналистам, в результате этого военного переворота Вашингтон рассчитывал не только сменить лидера Турции на более устраивающую США кандидатуру, но и получить дополнительную военную базу, с территории которой Белый дом планировал усилить свои подрывные действия в отношении Сирии, Ирана и России. Автор задается вопросом: так не пора ли международной общественности призвать Соединенные Штаты и ЦРУ к ответу за многочисленные «секретные программы», которые ведут к всеобщему хаосу и силовому устранению неугодных Белому дому политиков.

Снизить критический градус в турецко-американских отношениях должен был визит вице-президента США Дж.Байдена в Анкару. Но она в этом плане стала не очень удачной попыткой. В ходе состоявшегося 24 августа однодневного визита в Турцию Дж.Байден заверил власти страны в том, что Вашингтон не располагал информацией о готовившемся государственном перевороте и ни при каких обстоятельствах не стал бы поддерживать действия турецких военных. В ответ на требования Анкары экстрадировать проживающего в США исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, который, по версии турецкого правительства, является организатором путча, Дж.Байден сказал, что решение на этот счет может быть принято лишь американским судом, а не администрацией президента.

Стороны также обозначили свои позиции по курдскому вопросу. Премьер Турции Бинали Йылдырым подчеркнул, что Анкара «ни в коем случае не примет» создание курдами автономии на севере Сирии. По его словам, США и Турция договорились не допускать являющиеся, по мнению Анкары, террористическими организациями Отряды курдской народной самообороны (YPG) Партии демократического союза (PYD) на территорию к западу от Евфрата.

Дж.Байден действительно предостерег курдов от вооруженных действий к западу от реки Евфрат близ турецкой границы. Однако, несмотря на это, США не намерены лишать сирийских курдов своей помощи.  Более 10 тысяч хорошо обученных и вооруженных в большей части за счет США и, что очень важно, мотивированных курдских ополченцев очень важны для американцев с точки зрения региональных интересов США. Компромисса между Вашингтоном и Анкарой по курдскому вопросу быть не может. Об этом говорит и столкновение интересов Турции и США не только в Сирии, но и в Иракском Курдистане.

Власти США неоднократно заявляли, что Отряды курдской народной самообороны (YPG) Партии демократического союза (PYD) не являются террористические организации, а союзниками США в регионе. После этого посол США в Анкаре Джон Басс был вызван в МИД Турции, где ему был заявлен протест. Кроме этого, президент Турции Р.Эрдоган заявлял, что США должны определиться с тем, кто является их союзником — Турция или курдская Партия демократического союза в Сирии, которую он назвал террористической организацией. Турецкий лидер также предупредил, что Турция ни в коем случае не приемлет создания курдского государства на севере Сирии.

Накануне визита Дж.Байдена в Анкару турецкие вооруженные силы начали операцию «Щит Евфрата», в ходе которой у террористов группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) был отбит город Джараблус на севере Сирии. Однако главной целью турецкой армии стали отряды сирийских курдов, которых Анкара считает террористическими группировками. Наступление турецких сухопутных сил с воздуха прикрывала авиация США. Конечно, это была заранее запланированная операция, при проведении которой США стремились продемонстрировать, что Турция по-прежнему их союзник. Не меньше чем Вашингтону Анкаре также было необходимо реальное свидетельство примирения. Поэтому США как лидер международной коалиции поддержали с воздуха турецкую операцию «Щит Евфрата».

Однако примирения как такового не произошло. Более того, возникла, вернее еще сильнее обострилась, имевшая место и ранее проблема взаимоотношений в треугольнике США — Отряды народной самообороны сирийских курдов – Турция. Сложилась парадоксальная ситуация, когда Турция воюет против сирийских курдов, которых обучают, вооружают и поддерживают США. Турции необходимо сосредоточиться на боях с боевиками террористической группировки ИГ, а не с сирийскими курдами. Об этом 30 августа заявил министр обороны США Эштон Картер на совместной пресс-конференции с главой оборонного ведомства Индии Манохаром Паррикаром в Пентагоне.

Следует заметить, что после переговоров в Санкт-Петербурге маловероятно, что турецкий президент решился на эту операцию без предварительной консультации с Москвой.  Реальное развитие событий показывает, что мнение РФ по этому вопросу было для Анкары даже важнее, чем мнение США. Одним из подтверждений этому является телефонный разговор, который провели президенты РФ и Турции В.Путин и Р.Эрдоган 26 августа.  Беседа состоялась по инициативе турецкой стороны. В ходе разговора были обсуждены вопросы дальнейшего регионального взаимодействия, развития российско-турецкого сотрудничества в политической и торгово-экономической сферах. Президенты условились продолжить личное общение по двусторонней и по международной повестке дня.

Сам факт визита Дж.Байдена однозначно говорит о том, что США, пожалуй, впервые «засуетились» в связи с развитием ситуации на турецком векторе американской политики, пропала их былая уверенность в том, что любой минус в двусторонних отношениях при незначительном усилии Вашингтона будет изменен на плюс для интересов США. Значительная доля тревоги нынешней американской администрации в этой сфере составил, конечно, российский фактор, нейтрализация которого на турецком поле потребует в этот раз гораздо более серьезных усилий, чем ранее.

Интерес представляет реакция Тегерана на операцию Турции в Сирии. Любые антитеррористические операции в Сирии должны осуществляться в координации с центральным правительством САР. Об этом заявил официальный представитель МИД Ирана Бахрам Касеми, комментируя проводимую Турцией операцию «Щит Евфрата». «Исламская Республика всегда настаивала на том, чтобы борьба с террористами на сирийской территории велась по согласованию с центральным правительством страны», — подчеркнул он. «Мы всегда говорили, что борьба с терроризмом является международной обязанностью, и все страны региона должны объединиться для совместной схватки с этим зловещим явлением. Но это нужно делать с уважением к суверенитету и территориальной целостности Сирии, что является одним из важных принципов международного права», — говорится в заявлении МИД Ирана.  Дамаск выступил с осуждением этой операции, назвав ее прямым нарушением суверенитета Сирии.

Из других событий внешней политики Турции следует отметить  ратификацию парламентом страны соглашения о нормализации отношений с Израилем. Согласно этому документу, Израиль должен в течение 25 дней с момента вступления соглашения в силу выплатить Турции 20 млн долларов за инцидент с паромом «Мави Мармара». Напомним, что отношения между странами резко обострились 6 лет назад после того, как в мае 2010 года израильский спецназ захватил гуманитарный паром «Мави Мармара», следовавший из Турции на прорыв блокады сектора Газа. Тогда Турция прервала большую часть связей с Израилем, понизила уровень дипломатических отношений и заняла жесткую позицию, выдвинув ряд условий нормализации двусторонних отношений.

В 2015 году две страны начали переговоры в надежде на восстановление отношений. 17 декабря прошлого года стало известно, что Турция и Израиль пришли к предварительному соглашению по этому вопросу. 28 июня соглашение о нормализации отношений между двумя странами было подписано. Израиль выразил удовлетворение ратификацией парламентом Турции соглашения о нормализации отношений. «Израиль приветствует ратификацию парламентом Турции соглашения о нормализации отношений и рассчитывает на его последующую реализацию, включая возобновление в полном объеме работы дипмиссий в обеих странах», — говорится в сообщении канцелярии премьер-министра Биньямина Нетаньяху.

Основные события на внутриполитическом поле Турции связаны с последствиями неудавшейся попытки государственного переворота. Идет масштабная перетряска всего государственного аппарата. Основным объектом этого болезненного процесса является армия. Более 3 тысяч человек уволены из вооруженных сил Турции. Об этом заявил министр обороны Турции Фикри Ышык. «Из Вооруженных сил Турции уволены 3 тысячи 185 человек, среди которых 151 генерал и адмирал. При необходимости эти данные могут измениться, ведутся судебные процессы в отношении задержанных», — подчеркнул министр. Глава Минобороны республики также сказал, что «в бегах числятся 162 военнослужащих, 133 генерала и два военных атташе». Срочно необходимо пополнять летный состав ВВС Турции. Около трехсот летчиков уволены или арестованы в связи с попыткой переворота. Принято решение использовать для этого летный состав турецкой гражданской авиакомпании THY. Система подготовки турецких летчиков позволяет воспользоваться возможностью взаимозаменяемости.

Власти Турции планируют увеличить число гражданских сотрудников в руководстве армии до 60 процентов. Цель Министерства обороны — 60 процентов гражданских и 40 процентов военных среди высшего руководящего состава. Власти намерены использовать опыт Пентагона. Среди персонала Пентагона 70 процентов — гражданские лица и 30 процентов — военнослужащие.

Вооруженные силы Турции будут заниматься только обороной родины. То есть после этого из рядов Вооруженных сил не будет исходить никакой угрозы. Об этом в эфире телеканала CNN Turk заявил вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш, комментируя реорганизацию ВС Турции, осуществляемую после неудачной попытки военного переворота. По его словам, благодаря новой системе, будет устранен фундамент, который создает предпосылки для переворота.

«ВС Турции вступили на этап реорганизации и модернизации. Таким образом, единственной обязанностью вооруженных сил будет защита отчизны. Они будут стоять на страже национального единства, солидарности и рубежей Турции, и никогда не будут задействованы во внутренней политике. Армия перестанет быть структурой, которая сможет оказывать давление на национальную волю. И впредь просочившиеся в ее ряды бандиты, наподобие членов террористической организации Ф.Гюлена, не смогут организовывать перевороты», — сказал вице-премьер. Он также отметил, что граждане могут быть спокойны. «С реструктуризацией армии все встанет на свои места. Все займутся своими делами. Военные будут нести службу, полиция будет осуществлять свою деятельность, чиновники и политики тоже займутся своими делами»,- сказал Н.Куртулмуш.

Как сообщил премьер-министр Турции Б.Йылдырым, в стране задержаны более 35 тысяч человек, среди которых военные, полицейские, судьи и прокуроры, журналисты, ученые. От работы отстранены около 45 тысяч госслужащих.  Более 27 тысяч преподавателей и сотрудников учебных заведений в Турции лишились разрешений на работу в связи с расследованием попытки путча. «У 27 тысяч 424 работников сферы образования отозваны разрешения на работу. Но ни один из учащихся из-за этих событий не пострадает. Все они будут размещены в государственных школах вне системы квотирования», — сказал министр образования Исмет Йылмаз. Он отметил, что в закрытых по всей Турции после попытки переворота частных школах училось 138 тысяч человек. Министр сообщил также, что министерство будет рассматривать вопрос о наборе дополнительных преподавателей, а также «примет на работу 514 учителей из числа сирийцев», которые находятся в Турцию в качестве беженцев.

Полиция Анкары по запросу прокуратуры задержала 124 сотрудника Министерства юстиции Турции в рамках расследования дела о попытке переворота в стране. В целом по стране после неудачной попытки военного переворота в Турции было уволено и отстранено от работы почти 81,5 тысяч человек. В рамках операции против движения Фетхуллаха Гюлена, который, по мнению турецких властей, причастен к военному перевороту в Турции, из Совета страны по научно-техническим исследованиям (TUBIKAT) уволено 139 сотрудников. Кроме того, 28 сотрудников TUBIKAT подали в отставку со своих постов.

В обстановке противостояния и резкой поляризации турецкого общества правящая в стране Партия справедливости и развития отметила 14 августа 15 — летнюю годовщину со дня своего основания. Партия была основана в 2001 году Р.Эрдоганом. 3 ноября 2002 года спустя 15 месяцев со дня своего основания ПСР приняла участие во всеобщих парламентских выборах и неожиданно для многих одержала убедительную победу, получив право на формирование однопартийного правительства. На протяжении 15 лет эта партия играет большую роль в турецкой политике. Попытки оппозиции за этот период уменьшить эту значимость и влияние ПСР на турецкое общество так и не увенчались успехом.

Уровень террористической опасности в стране до попытки переворота был высоким, таковым он остался и после путча военных, несмотря на введение властями целого ряда ограничений для СМИ и различного рода общественной деятельности. Ежедневно сообщается о терактах и боестолкновениях отрядов курдских боевиков и группировки «Исламское государство» с регулярными частями ВС и полицией страны.

21 августа взрыв произошёл в центре провинции Газиантеп в ходе свадебного торжества. Согласно официальными данным, взрыв осуществила террористка-смертница. По сообщениям местных СМИ, более 50 человек погибли, большинство их них дети и около 100 пострадали. Президент России В.Путин выразил соболезнования президенту Турции Р.Эрдогану в связи с гибелью мирных граждан Турции. «Злодеяние, совершенное в разгар свадебного торжества, потрясает своей жестокостью и цинизмом. Мы в очередной раз убедились, что терроризм не признает не только законов цивилизованного общества, но и самых основных норм человеческой морали», — отметил российский лидер в телеграмме соболезнования.

Президент России подчеркнул, что произошедшее вновь напомнило о необходимости реального объединения усилий всего международного сообщества в борьбе с террором, и подтвердил готовность к всемерному наращиванию антитеррористического сотрудничества с турецкими партнерами, в том числе в рамках договоренностей, достигнутых недавно в Санкт-Петербурге. В.Путин передал слова сочувствия и поддержки родным и близким погибших, а также пожелания скорейшего выздоровления пострадавшим.

18 августа шесть человек, в том числе пять военнослужащих, погибли в результате взрыва в провинции Битлис на востоке Турции. Согласно имеющейся информации, еще четыре человека получили ранения. По данным СМИ, бронированный военный автомобиль подорвался на самодельной бомбе. В этот же день произошел взрыв в провинции Элязиг. По меньшей мере шесть человек погибли, более 200 получили ранения в результате взрыва у полицейского участка. За несколько часов до этого, ночью, в провинции Ван в результате взрыва автомобиля, начиненного взрывчаткой, погибло три человека, 73 получили ранения.

Автомобильный кортеж лидера основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаля Кылычдароглу был обстрелян 25 августа в уезде Шавшат провинции Артвин на севере страны. Между нападающими и полицией произошла перестрелка. Политик не пострадал. Среди сопровождавших его членов партии также нет пострадавших. Лидер второй оппозиционной Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели заявил, что целью вооруженного нападения на генерального председателя НРП является стремление разжечь гражданскую войну между различными слоями общества. Помимо всего прочего Д.Бахчели пожелал главе НРП благополучия, а также выразил соболезнования семье солдата, погибшего в ходе атаки боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) на кортеж оппозиционной партии. Он призвал народ Турции объединиться в борьбе с терроризмом.

Реальное развитие событий после начала Турцией операции «Щит Евфрата» позволяет согласиться с лидером ПНД и прогнозировать дальнейшее обострение внутриполитической ситуации в стране. Подтверждением этого являются четыре ракеты, выпущенные 28 августа в направлении здания аэропорта в городе Диярбакыр на юго-востоке Турции. Обстрел, предположительно, совершили сирийские курды, хотя в этом есть сомнение, ведь большинство населения этого города – курды, но турецкие. Появились планы разжечь межкурдский конфликт? Чьи это планы? Пассажиры и сотрудники аэропорта укрылись в здании терминала. По информации агентства Dogan, целью обстрела был полицейский КПП у VIP-зоны аэропорта.

50.07MB | MySQL:110 | 0,656sec