Великобритания и независимый Курдистан – поддержит ли Лондон появление нового государства?

В последние месяцы информация, поступающая из Сирии начинает понемногу внушать оптимизм и пока еще слабую (но все же!) надежду на то, что почти пятилетняя гражданская война все же закончится. Так сирийская армия успешно вытеснила боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и других антиправительственных организаций из нескольких районов страны, а 12 сентября, по результатам российско-американских переговоров, было заявлено о прекращении огня на 7 дней.

Стабилизация ситуации в Сирии важна не только для сторон, непосредственно вовлеченных в конфликт – правительства Б.Асада и оппозиции. Сирийские курды, которые активно участвуют в борьбе с террористами, так же воспринимают это как возможность  решить проблему, существующую на протяжении десятилетий – а именно вопрос о создании независимого Курдистана. Еще в 2012 году было принято решение о создании временного правительства на территории, где проживают сирийские курды,  а 8 сентября 2016 года было заявлено о намерении курдов принять конституцию, что, в сущности, является еще одним шагом для появления нового государства.

Руководство Иракского Курдистана так же, вероятно, видит в сирийском конфликте не только проблему, но и возможность. Хотя он и обладает достаточно широкой автономией в составе Ирака, тем не менее, заявления о необходимости приобретения регионом независимости звучали всегда. И, если сирийские курды, только встали на путь создания собственной государственности, то курдская автономия в Ираке – это, в сущности, вполне самостоятельное образование, уже обладающее формальными признаками государства.  Укрепляет эти намерения и тот факт, что Иракский Курдистан богат нефтью, которую охотно покупают многие западные страны, в том числе и Великобритания, которая является близким союзником и экономическим партнером иракских  курдов.

Таким образом, после завершения конфликта в Сирии и Ираке следующим вполне вероятным событием может стать объявление Иракским и/или Сирийским Курдистаном о своей независимости.  Здесь важную роль может сыграть поддержка Великобритании, которая, как уже упоминалась, является близким союзником курдов. Но готово ли Соединенное Королевство поддерживать их во всем, или же у дружеских отношений есть пределы?

С одной стороны, Великобритания всячески демонстрирует курдам свою поддержку. В 2014 году Филипп Хэммонд, на тот момент министр иностранных дел, назвал курдов «ключевыми партнерами в борьбе с ИГИЛ (прежнее название ИГ-авт.)  на Ближнем Востоке». [1] Лондон активно поставляет оружие курдским отрядам пешмерга. [2] Так на одной из пресс-конференции бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил: «Мы продолжим поддерживать курдов в том числе и через поставки им оружия». [3]  Политический статус Иракского Курдистана также довольно активно обсуждается в британском парламенте. В январе 2015 года депутаты сделали следующее заявление: «В условиях сирийского кризиса есть желание Ирака укрепить свою территориальную целостность. В то же время понятно и желание Курдистана добиться большей независимости,» — заявили депутаты. [4] Еще одним дружественным жестом по отношению к Иракскому Курдистану стало и признание Комитетом по иностранным делам парламента борьбу Саддама Хусейна против курдов в Анфале геноцидом прямо заявив об этом в одном из своих парламентских докладов: «Жестокая кампания Саддама Хусейна очевидно является геноцидом». [5] Впрочем, само правительство пока воздерживается от официальных заявлений по этой теме.  Наконец, назначение Бориса Джонсона на пост министра иностранных дел стало еще одним поводом для радости —  политик известен своими симпатиями к курдам, и поэтому его назначение дало начало новым разговорам о потенциальной поддержке Лондоном независимости Курдистана. Так что же, возможно появление нового государства на карте мира? Пожалуй, пока рано говорить об этом. Есть  несколько моментов, которые наводят на мысль о том, что Курдистан вряд ли станет независимым государством или, по крайней мере, вряд ли получит поддержку Великобритании в этом.

Во-первых, несмотря на то, что Лондон, похоже, чаще общается с представителями  курдской автономии, чем с официальным Багдадом, все же Ирак является для Соединенного Королевства важным партнером (или, если быть точнее, Великобритания закономерно связывает стабильный Ирак с повышением стабильности на Ближнем Востоке). Очевидно, что нарушение территориальной целостности страны не будет способствовать  ее безопасности и стабильности, которые, и без того, находятся в весьма  плачевном положении.

Во-вторых, независимый Иракский Курдистан неизбежно вызовет усиление сепаратистских тенденций у сирийских и турецких курдов. Чем это может грозить, так же вполне ясно – очередная волна насилия в Сирии и, возможно, затягивание войны еще на долгие годы, и также рост террористической активности в Турции, которая в последнее время и так является частой мишенью для терактов не только ИГ, но и Рабочей партии Курдистана. Это, разумеется, не улучшит отношения с Турцией (членом НАТО).

Еще одним препятствием признания независимости Иракского Курдистана может стать и экономический фактор. Как уже упоминалось, несмотря на угрозы безопасности, британские нефтяные компании весьма заинтересованы в регионе, который очень богат нефтью. В настоящее время в виду исторических связей Великобритании и Ирака, а также благодаря усилиям Лондона по дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества, Соединенное Королевство является одним из главных экономических партнеров Багдада, получая выгодные контракты [6]. Однако уже сейчас чувствуется усиление активности России и Китая, которые в последнее время также стали проявлять заинтересованность в Иракском Курдистане.  Вероятно,  пока курдская автономия является частью Ирака, ее экономическая свобода несколько ограничена, и выбирать партнеров Эрбилю особенно не приходится. Но сохранится ли эта ситуация в случае, если курды станут независимыми? Возможно, что нет.

Таким образом, пока  мечты иракских курдов о полной независимости, вероятно, так и останутся пока мечтами. Для Великобритании (как впрочем и для других игроков на Ближнем Востоке) намного выгоднее сохранять статус  кво,  даже если он и не является идеальным.

[1] Developments in  UK  Foreign Policy, 9 September 2014, House of Commons, accessed 25 September 2015, http://www.parliament.uk/documents/commons-committees/foreign-affairs/DEVOE0001.pdf.

[2] UK arms trasfers to the Peshmerga in Iraqi Kurdistan,  18 August 2014, House of Commons, accessed 28 September 2015, http://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/Summary/SN06963.

[3] Outsourcing anti-terror: UK sends Kurds £1.6 mn in arms to battle ISIS, RT, 9 September 2014, https://www.rt.com/uk/186388-uk-arms-iraq-fallon/, дата посещения 15.09.2016.

[3] The Kurdistan’s region constitutional future: UK policy, 21 January 2015, House of Commons, accessed 28 September 2015, http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201415/cmselect/cmfaff/564/56411.htm.

[4] Build Kurdistan relationship or risk losing vital Middle East partner. 21 January 2015, House of Commons, accessed 28 September 2015, http://www.parliament.uk/business/committees/committees-a-z/commons-select/foreign-affairs-committee/news/report-kurdistan-region/.

[5]  UK Government Policy on the Kurdistan Region of Iraq, 6 May 2014, Foreign Affairs Committee, accessed 28 September 2015, http://www.parliament.uk/business/committees/committees-a-z/commons-select/foreign-affairs-committee/news/kurdistan-region-of-iraq-1st-session/.

52.34MB | MySQL:106 | 0,609sec