Почему США не снимают санкций с Судана

Мы уже сообщали, что очередная попытка Хартума организовать прорыв в улучшении своих двусторонних отношениях с Вашингтоном в рамках начала процесса отмены санкций, в общем-то, привела пока к промежуточному результату. Напомним, что Судан вот уже более двадцати лет находится под американскими санкциями как «страна, которая поддерживает терроризм». В принципе, санкции были введены правомерно, так как суданские исламисты, которые пришли к власти в результате государственного переворота в 1989 году, усилиями одного из своих тогдашних лидеров Х.ат-Тураби установили более, чем дружеские отношения с У.бен Ладеном и даже предоставили ему суданскую территорию для строительства заводов по производству химического оружия. Этот период истории уже давно позади, сам Х.ат-Тураби последние десять лет находился в политической опале и уже умер, а американские санкции все существуют. И все это время суданское руководство старается вырваться из этого заколдованного круга, идя на уступки практически по всем направлениям, начиная от беспроблемного предоставления независимости Южному Судану и заканчивая тайными контактами по линии борьбы с исламистским терроризмом с теми же американцами. В том числе и через предоставление им возможности для размещения самой большой станции АНБ США в регионе, которая располагается на новой территории американского посольства в Хартуме. Выпущенный 20 сентября с.г. пресс-релиз Госдепартамента США говорит как раз о том, что «Судан добился несомненных успехов в последнее время в координации контртеррористических операций с США, и принимает достаточные усилия в этой деятельности в пределах своих границ». Но санкции при этом американцы и на этот раз не сняли, о причинах чего скажем ниже.

Сейчас о том, что включает в себя эта самая «координация». Помимо собственно станции АНБ, это, прежде всего, предоставление (именно так, а не обмен) разведданных американцам в отношении активности «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (обе организации запрещены в России). Суданцы составляют значительную часть не только т.н. «исламистской пехоты», которая воюет в рядах джихадистов. Суданцы – это, главным образом, сотрудники офисов большинства саудовских и катарских благотворительных организаций, а еще значительная часть медперсонала в полевых госпиталях исламистов в Сирии, Ираке и Пакистане. А это одна из наиболее информированных частей исламского сегмента просто в силу специфики профессии. В этой связи вспомним недавний скандал в Судане, когда выяснилось, что около тридцати суданских студентов-медиков работают в госпиталях ИГ в Сирии и Ираке, и что направились они туда не без, как минимум, молчаливого согласия со стороны Национальной службы безопасности и разведки (НСБР) Судана. Так что информация от суданцев, передаваемая ЦРУ США, которое само не может похвастаться обилием агентуры среди исламистов, является очень ценной и иногда эксклюзивной. Например, в свое время была передана информация о том, что готовятся атаки летчиков-смертников против «башен-близнецов» в Нью-Йорке.

И это сотрудничество с некоторыми перерывами длится аж с 80-х годов прошлого столетия при разных президентах в том же Судане. При этом данное обстоятельство не помешало ввести санкции с постоянной их пролонгацией. Причина такого поведения Вашингтона в желании устранения конкретных фигур из руководства Судана в лице персонально президента О.аль-Башира, который к тому же попал под обвинительный вердикт Международного уголовного суда (МУС). Если еще проще — антибашировские усилия «афро-американского» сегмента в Госдепартаменте США, например, С.Райс в рамках лоббирования интересов Южного Судана (вот и говорите после этого об отсутствии черного «расизма») и соответствующей обработке тогдашнего госсекретаря Х.Клинтон. Если называть вещи своими именами, то образование еще одного «несостоявшегося» африканского государства в виде Южного Судана — это ее личный проект. А это значит, что уходящая администрация Б.Обамы не будет по определению делать резких движений, которые могли бы поставить, возможно, будущего президента США в неловкое положение. Это обычная тактика «уходящих» американских администраций — не делать судьбоносных шагов. При этом отметим, что в случае прихода в Белый дом Х.Клинтон о скором снятии санкций с Судана можно будет забыть. Даже если «военный преступник по версии МУС» О.аль-Башир, который является одним из главных формальных препятствий этого, и уйдет в отставку в 2020 году, как он это недавно заявил. Всегда найдутся предлоги в случае нужды, начиная от урегулирования в Дарфуре и заканчивая проблемными штатами Голубой Нил и Южный Кордофан.

Что же касается нынешнего «примирительного» заявления Госдепартамента США, то это дань лоббистским усилиям со стороны двух неожиданных союзников Судана в настоящее время. Это, прежде всего, КСА, в орбиту которого Судан вернулся недавно, резко дистанцировавшись от Тегерана. Теперь Судан не только участник т.н. «аравийской коалиции» в Йемене, но и еще получатель регулярных финансовых траншей из Эр-Рияда, что позволяет Хартуму серьезно минимизировать дефицит бюджета и держать приемлемый курс фунта. Второй лоббист снятия санкций — это Израиль, как неожиданно это и не звучит. Израильтяне стали активно обрабатывать Вашингтон с точки зрения того, что Судан превращается в очень важный компонент борьбы с джихадистами. Это означает, что канал поставки иранского оружия в интересах ХАМАСа через суданскую логистику, что мы наблюдали на протяжении десятка лет, заморожен. Этот канал переброски оружия на Синайский полуостров и далее в сектор Газа был постоянной проблемой для Израиля. По нашим данным, офис ХАМАС в Хартуме также фактически распущен. Второе — это то, что между спецслужбами Израиля и Судана практически однозначно существует канал обмена информацией, что является, конечно, «государственной тайной». По крайней мере, МИД Судана уже несколько раз выступал с заявлениями о том, что «Судан не нуждается в помощи других стран в рамках своих усилий по снятию санкций». И это очень типично для Хартума, который всячески старается публично дистанцироваться от любых контактов с «сионистским врагом», что не мешает это делать тайно. Особенно, если это необходимо лично президенту О.аль-Баширу.

52.32MB | MySQL:103 | 0,622sec