Об обновленной среднесрочной программе экономического развития Турции

4 октября в Турецкой Республике была обнародована скорректированная программа среднесрочного экономического развития на период с 2017 по 2019 годы. С соответствующим докладом, предваряющим публикацию, выступил премьер-министр страны Бинали Йылдырым.

Однако, для начала, отметим, что не только президент Р.Т.Эрдоган, но и премьер-министр Б.Йылдырым в последние недели весьма жестко критикуют «политизированное» решение международных рейтинговых агентств, снизивших недавно рейтинги Турции до уровня, заставляющих зарубежных инвесторов самым серьезным образом задумываться о целесообразности инвестиций в страну, на нынешнем этапе её развития.

Смысл выступлений турецкого руководства сводится к следующему. Во-первых, это конъюнктурное, направленное против Турции решение. Во-вторых, от понижения турецких рейтингов, самой Турции – «ни холодно, ни жарко». Экономика страны достаточно устойчива, чтобы на подобные демарши хоть как-то реагировать. И третье, народ – вот главный для Партии справедливости и развития рейтинг.

Итак, что обращает на себя внимание в поправленной «на чрезвычайное положение» Среднесрочной программе?

  1. Снижению были подвергнуты темпы роста турецкой экономики – ВВП в текущем году с запланированных 4,5% до 3,2%. Как ожидается авторами документа, темпы роста в 2017 году составят 4,4% вместо запланированных 5%. Темпы роста в 2018 – 2019 годах оставлены на уровне 5%.
  2. Как ожидается, инфляция по итогам года в стране составит 7,5%, что заметно меньше данных 2015 года – 8,8%. В этом смысле планы турецкого руководства не претерпели. Предполагается дальнейшее снижение этого показателя, впрочем не теми темпами, которые были запланированы ранее: 2017 г. – 6,5%, 2018 и 2019 годы – по 5%.
  3. Безработица, второй показатель, наряду с инфляцией, к расчету которых у оппозиции постоянно возникают нарекания, продолжит, согласно официальной статистике, колебаться на уровне 10%: 2016 – 10,5%, 2017 – 10,2%, 2018 – 10,1%, 2019 – 9,8%. Тем не менее, обратим внимание, что каждая из этих цифр подкорректирована по сравнению с предыдущими расчетами в большую сторону: на 0,3-0,5%.
  4. В абсолютных цифрах валовых национальный продукт страны составит 2 триллиона 148 миллиардов турецких лир (728 млрд долларов). Дефицит бюджета в 2016 году ожидается в размере 31,3 млрд долларов, то есть 4,3% ВВП. Что по сути означает, что турецкое руководство ожидает курс турецкой лиры к доллару менее психологической отметки 3,0. Отметим, что новости о продлении режима чрезвычайного положения привели к тому, что турецкая лира немедленно «пробила» эту отметку и нет оснований думать, что есть причины для возникновения тенденции к её укреплению. Отдает себе в этом отчет и турецкое руководство, хоть и не акцентируя на этом внимание, но пересчет озвученных им же самим цифр приводит к курсу 3,30 турецких лир за один доллар в конце 2017 года (сейчас в среднем по году заявлено 3,15).

После обнародования цифр турецкое руководство поспешило заявить о том, что турецкая экономика твердо стоит на ногах, а цифры роста в этом году превысят только что объявленные 3,2%. Об этом, в частности, сообщил министр экономики страны Нихат Зейбекчи, подчеркнувший, что это распространяется и на все показатели программы в целом. То есть, перефразируя высказывание министра, в программе «рисуются» цифры меньше, чем ожидается на практике.

Резюмируя выступление Б.Йылдырыма, озвучившего новые цифры, отметим, что оно было пронизано упоминаниями о негативных глобальных трендах и привнесенных извне обстоятельствах. Сама же по себе, по словам турецкого премьер-министра, турецкая экономика, имеет здоровую основу, что позволяет сохранять приверженность целям, заявленным в планах развития страны, которые приурочены к столетнему юбилею Турецкой Республики – в 2023 году. К которым Турция и идёт «твердыми шагами».

Турецкое деловое сообщество, включая глав ведущих деловых объединений страны, таких как Меджлис турецких экспортеров, Промышленная палата Анкары, Торговая палата Стамбула и Независимая ассоциация турецких промышленников и предпринимателей, выступило в поддержку усилий руководства в экономической сфере, отметив, что достижение скорректированных показателей страной вполне реально. С особенным удовлетворением отметив тот факт, что анонсировано троекратное (!) увеличение кредитной поддержки, поставок за рубеж турецкой продукции и услуг. Правда, сложно сказать, как это будет реализовываться на практике и есть ли у турецкого руководства достаточный объем финансовых средств на такую, массированную поддержку турецкого экспорта.

Оппозиция на предмет продолжающегося турецкого «роста» высказалась достаточно скептически, указав на то, что снижение заранее объявленных показателей роста, даже если они и остаются положительными величинами, все же является падением.

И, вообще, можно, конечно, с трибуны отрицать тот очевидный факт, что к рейтингам международных агентств инвесторы прислушиваются, а банки ими руководствуются при определении лимитов и условий кредитования той или иной страны. Можно, делать смелые утверждения относительно того, что все преодолено, которые будут вдвойне смелыми, если учесть, что с 19 октября режим чрезвычайного положения будет продлен на очередные 90 дней и, таким образом, ничего не изменится ни до конца текущего года, ни в начале следующего. Однако, с приближением отчетных периодов чиновники будут раз за разом, как случилось вчера, вынуждены сообщать о реальном положении дел хотя бы за день до того, как свершившиеся факты начнут опровергать озвученные ранее планы.

62.9MB | MySQL:105 | 0,708sec